29 января 2016, 00:05

Украденное шоу

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Чемпионом Европы в мужском одиночном катании в четвертый раз подряд стал испанец Хавьер Фернандес. Лучшим из россиян в произвольной программе стал дебютант чемпионата Михаил Коляда.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Братиславы

Бывают в спорте моменты, в сравнении с которыми меркнут погоня за сложностью, результатом, национальные пристрастия и извечные обсуждения судейства. Когда во главу угла становится совершенно особенная, глубинная суть спорта – преодоление себя, не поддающееся никаким формулам и логике. Таким моментом стало в четверг выступление Флорана Амодио. Его прощание с большим льдом, лебединая песня.

Карьеру француза бразильского происхождения принято считать фартовой, но с таким же успехом ее можно назвать трагичной. Перейдя в мае 2010-го в группу Николая Морозова, Флоран однозначно нашел своего тренера. Ему вообще везло с наставниками. Прежний – Бернар Глессер – приметил парня, когда тому было всего четыре года – на сеансе массового катания на городском катке. Провел его через многие трудности роста, в частности – крайне неприятную болезнь Шляттера, из-за которой Флоран не мог кататься полтора года: нужно было выдержать этот срок в ожидании, когда стабилизируется и окрепнет подколенная "зона роста" – хрящевая ткань берцовых костей.

Но чемпионом Европы Амодио стал в 2011-м уже у Морозова. Просто потом в связи с тем, что у Николая катались в России сразу несколько претендентов на участие в Играх-2014, тренеру поставили условие: от работы с иностранцами он должен отказаться.

Сегодня. Братислава. Флоран АМОДИО в произвольной программе. Фото AFP
Сегодня. Братислава. Флоран АМОДИО в произвольной программе. Фото AFP

С тех пор Флоран хоть и пытался оставаться на плаву, но результаты начали снижаться. На европейском первенстве олимпийского сезона он остался 13-м, в Сочи показал 18-й результат, с чемпионата мира снялся. Следующий сезон вроде бы получился более удачным, но завершился он тем, что француз просто перестал тренироваться. Вообще потерял какую бы то ни было точку опоры в своей вроде бы длинной, а на самом деле стремительно промелькнувшей спортивной жизни.

Уже окончательно решив для себя к началу нынешнего сезона, что никакого фигурного катания в его жизни больше не будет, Флоран позвонил Морозову. То ли попрощаться, то ли услышать напоследок хоть какие-то слова поддержки от бывшего наставника. Все-таки фигурное катание составляло слишком большую часть его жизни, чтобы вырвать его из себя можно было бескровно. Морозов же сказал: "Приезжай".

О том, что братиславский чемпионат станет для него последним стартом, Амодио сообщил журналистам заранее. От него, собственно, ничего не ждали даже французы. Вид маленькой субтильной фигурки со вселенской скорбью в глазах вызывал уже не интерес, скорее – глубокую жалость. Особенно после того, как фигурист остался в короткой программе восьмым, не прыгнув четверной прыжок.

А потом наступила пятница и ее кульминационный момент. Когда на льду – после дикой, отчаянной и все-таки победной битвы с собой и прыжками, упав на колени в центре льда плакал фигурист, а у борта, повиснув на нем и уронив голову на руки, точно так же плакал его тренер.

Чуть позже я отыскала Морозова на улице, где тот нервно курил у служебного входа. Поздравила, высказала сожаление, что сотрудничество, начавшееся пять лет назад, было так несвоевременно оборвано. Николай грустно улыбнулся и сказал: "Кто знает, как должно было быть? Не случись того вынужденного ухода, может быть никогда не случилось бы и такого выступления, как сегодня? Флорана же теперь, я уверен, будут помнить долго".

Сегодня. Братислава. Хавьер ФЕРНАНДЕС - чемпион Европы. Фото AFP
Сегодня. Братислава. Хавьер ФЕРНАНДЕС - чемпион Европы. Фото AFP

В английском языке для подобных случаев давно придуман специальный термин – steal the show. Подразумевается под этим ситуация, когда герой второго плана каким-то образом вдруг забирает на себя внимание публики, оставляя в тени главную звезду. То, что Амодио "украл шоу" у Фернандеса стало после прощального проката столь же очевидно, как и то, что испанец получит свой четвертый по счету высший титул континентального первенства, как бы он ни откатался.

Так оно, собственно, и получилось.

Чемпионат Европы. Братислава. Стадион "Зимний". 28 января. Мужчины. Итог. 1. Фернандес (Испания) – 302,77. 2. Быченко (Израиль) – 242,56. 3. КОВТУН – 242,21. 4. Амодио (Франция) – 240,96. 5. КОЛЯДА – 236,58. 6. Ригини (Италия) – 236,36... 8. ПЕТРОВ – 229,69.

28
  • Аксель6.0

    Nataly, меня еще нервируют ее противоречия партнеру, и рассказы о каких-то знакомых, друзьях, тренерах. Уж очень Тарасова недоброжелательная.

    05.02.2016

  • Nataly

    Аксель6.0 Мне нравятся ее комментарии когда они по делу, но крики "стоять" очень мешают. Особенно когда я всей душой в программе (когда нравится музыка, спортсмены) и вдруг этот крик. Прям выдирает меня из программы и возвращает в реальность. И еще не нравится как именами дает понять кто ей приближенный, а кто так.. временно попал "Анна, мы в Вас верим" и "Ленка, а ну-ка прыгни как ты можешь".. а в остальном когда по делу - очень интересно послушать специалиста.

    01.02.2016

  • apple flower

    мне интересно, кто подбирает фото к статье? уж такое оно говорящее (фото Ковтуна, естсн), что никак не верится что ЕВ могла его порекомендовать в качестве иллюстрации своих мыслей.

    31.01.2016

  • Аксель6.0

    Теперь никто не мешает Ковтуну, а медали нет. Бронзы был достоин Амодио. Даже Тарасова сменила тон по отношению к нему на более суровый. Кстати, о Тарасовой - кому нравится ее комментарии? Меня утомляет ее эмоциональность, и мешают смотреть выступлении ее крики - стоять, держаться и т.д.

    30.01.2016

  • Chess_Queen

    а вот я смотрю глазами и вижу у Ковтуна прогресс. жаль, конечно, что не в стабильности, но в катании (высокие компоненты, имхо, не с потолка, в сравнении даже с прошлым сезоном добавил в скольжении, хореографии заметно). он действительно многое может и в потенциале первый наш номер (можно тут конечно, помня о Ханю, сказать, что за неимением лучшего, но все-таки первый). да характер не кремень и с давлением (колоссальным, блин, давлением!) справляется плоховато, и непонятно, почему против психолога. он идет вперед. посмотрим, что будет дальше.

    29.01.2016

  • grechka2103

    Прямую ссылку не пишу - все равно удалят

    29.01.2016

  • grechka2103

    Шотландия, фильтр в ютубе поставьте - за сегодняшний день

    29.01.2016

  • Шотландия

    О, спасибо большое за ссылку. Что-то у меня только его старые выступления открываются, но я найду обязательно. Спасибо!

    29.01.2016

  • grechka2103

    КГИ, с прыжками у Коляды какая-то техническая проблема - у него часто ось прыжка отклоняется в сторону и он заваливается. Если прыжок вертикальный, то как правило, проблем с приземлением и выездом нет. Тарасова говорила, что он на слишком большой скорости на прыжка заходит. О таких тонкостях судить не берусь, ей виднее. Поэтому я и писала, что ему бы консультанта хорошего по прыжкам. А про харизму - да, совершенно согласно. И еще легкость, непринужденность катание, отсутствие видимой тяжелой работы, как у остальных. Мы уже где-то обсуждали, что он на Кулика похож )) И вообще, с харизмой у наших ребят давно напряженка. А ведь были у нас Кулик, Абт, Ягудин... эх, времена были!.. ______________ А еще мне нравится Васильевс - вот кайфует человек от катания! Смотришь и улыбаться хочется вместе с ним. И плевать на прыжки. А ему судьи 6-ки за компоненты ставят - зла не хватает.

    29.01.2016

  • grechka2103

    Шотландия, я смотрела Коляду по телику, но у меня тоже был ау-эффект (в произвольной). Буквально сразу влюбил в себя. Закулисных игр в мужском катании я боюсь меньше, чем в других видах - думаю федерация не слепая и должна понимать, у кого есть перспективы и в кого нужно усиленно вкладываться (на безрыбье, как говориться...). Последние годы усиленно вкладывалис в Ковтуна, отсюда и "космические" компоненты за сорванный прокат. Коляде бы ковтуновские компоненты в КП и ПТ, был бы вторым. _________________________ А насчет китайского мальчика вы очень вовремя вспомнили - сегодня на чемпионате Китая он 113 за технику получил (при нескольких помарочках). Если интересно, можете посмотреть: в поиске забиваете "2016 0129 JIN Boyang National FS" и будет ссылка на ютуб.

    29.01.2016

  • КГИ

    grechka2103 По поводу умудряется заваливать, возможно еще сказываются отголоски травм из-за которых Миша два сезона пропустил. Хотя он ни разу на это не пожаловался, в отличие от Ковтуна, который про все свои чихи рассказал после вчерашнего конфуза. Кроме того, прыжки прыжками, но пожалуй со времен Ягудина-Плющенко, в нашей сборной не была настолько харизматичного парня, как Коляда. Адьян, при всех его достоинствах, человек в себе, Серёга Воронов частенько отжигал на льду. А Миша не отжигает, его драйв совершенно естественный. Удачи ему. А ЮЧР вообще скомканный получился. Девчонки, где кладезь талантов, и те почти все наваляли. Кроме Полины, двух Алис - Федичкиной и Лозко, Лизы Нугумановой и Сони Самодуровой. М.б. привыкшие к пустым трибунам, растерялись от такого количества зрителей в Челябинске. Но это не значит, что нужно списывать со счета Настю Губанову, Аню Тарусину, Настю Тараканову и т.д. У ребят не так всё радужно, но к примеру Петя Гуменник очень перспективный мальчишка. Если не загубят, может "выйти в люди".

    29.01.2016

  • Шотландия

    Grechka2103, и тут я с вами абсолютно согласна. Смотришь на юного китайца и понимаешь, насколько наши пацаны от него далеки. Но ведь так хочется надеяться на лучшее. Что касается технической оснащенности Коляды, я доверяю вашему компетентному мнению. Для меня еще важна эмоциональная составляющая. Миша очень приятный, и зритель это чувствует. Я его видела живьем на этапе в Лужниках, честно признаюсь, видела впервые. И мой вопрос "Кто это?" по мере проката сменился на "УХ ТЫ!". Какой, оказывается, парень у нас есть, а я и не знала. Он катался первым, но зал как-то сразу откликнулся. Даже муж мой, которого я затащила тогда на соревнования, теперь его узнает, а, говорит, это тот зелененький клоун? Так что очень хочется пожелать Мише продвижения и удачи. И чтобы не коснулись его закулисные игры.

    29.01.2016

  • Nataly

    grechka2103 только не согласна, что "надо порадоваться за парня, что принес нам бронзу ЧЕ". это у меня сарказм был. Естественно радости ноль.

    29.01.2016

  • grechka2103

    Шотландия, про наш потенциал - Питкеев, Коляда, Петров, Аливев... К сожалению ни в ком из них я не вижу фигуриста мирового уровня. На недавнем ЮЧР тоже никого перспективного не увидела. так, что в мужском катании прорыва ждать не приходится. Только Коляда мог бы. У него потрясающие прыжки, аксель и лутц так вообще одни из лучших, что я видела. Я не понимаю. как он умудряется их заваливать! Ему бы тренера типа Орсера :)) и была бы звезда. Там такой потенциал именно в прыжках!!!! Но он не уйдет от своего тренера, я читала, что он с ней с детства, почти семья... Им бы консультанта хорошего...

    29.01.2016

  • grechka2103

    Nataly, согласна абсолютно. Я и злюсь - и на Вайцеховскую, и на Тарасову и на всех "знатоков", которые тут любят поносить Плющенко и ратовать о бедном и несправедливо обделенном Ковтуне... Считала до ОИ, во время, после и сейчас считаю, что это было одно из самых мудрых решений федерации за все время, что я смотрю ФК. На этом чемпионате считала лидером сборной и основным претендентом на медаль (именно на серебряную) Коляду. И он бы имел ее, не запори он КП. _________________ Только не согласна, что "надо порадоваться за парня, что принес нам бронзу ЧЕ". Да кому такая медаль нужна?! Никакой радости, только стыд. А рада я бы была, если бы медаль получил Амодио. Наши медали от нас никуда не денутся, а эта - не наша!

    29.01.2016

  • Шотландия

    Nataly, не соглашусь с вами. Выше головы Максим не прыгает. Напротив. Посмотрите на его глаза перед стартом. Это глаза побитой собаки. Он проиграл, еще не начав кататься. Уж не знаю, какие там внутренние проблемы, но потенциал свой он в соревнованиях не раскрывает. И это обидно. Что касается пиара, соглашусь, но это был олимпийский год, все ждали олимпиаду и всем хотелось прорыва в мужском катании. Отсюда и завышенные ожидания. На мой взгляд, чемпионат России тогда Ковтун выиграл по делу. Ну да что сейчас об этом. Эх...Остается надеяться, что молодежь наша окрепнет, Питкеев, Коляда. Да и Максиму нужно пахать и пахать, может еще и покажет, на что способен. Только вот кредит доверия у болельщиков, похоже, исчерпан.

    29.01.2016

  • Nataly

    превосходных словах - пардон, ошибка

    29.01.2016

  • Nataly

    Я думаю зря все накинулись на Ковтуна. Он и так прыгает выше головы. Надо порадоваться за парня, что принес нам бронзу ЧЕ. Это его реальный уровень. Я нисколько не сомневалась, что золота точно не будет, ошибется ли Хави или нет - золота не будет и точка. И гарантированное серебро было под большим сомнением. Даже при отсутствии серьезных соперников. А вот бронза - да! Мог. Сделал. Молодец. На этом всё. А злится нам надо, господа, на людей распиаривших и раздувших юного спортсмена в олимпийский сезон. Вы только вспомните, сколько здесь было статей, фотографий, интервью. В каких превосходных статьях шел пиар молодого дарования. Сколько грязи лилось на ЕП. Лично мне было понятно, что в индивидуальном мужском нам ничего не светит с Ковтуном, а в группе - хотелось видеть именно Евгения. Да, легкое золото, но он его заслужил ДОСТОЙНЫМ представлением нашей страны на многих чемпионатах. Так зачем было столько грязи? Зачем так катали в масле Максима? Чтобы он уверовал, что эра Плющенко прошла, и началась его эра? Время Плющенко действительно прошло, а вот его никак не начнется. Не нужно было со всей силой пропихивать его вверх по пьедесталу чемпионата России, делая его нашим лидером. Он сам должен был драться и распихивать соперников. Не нужно было так сильно впихивать его "фигурнокатательной публике" как спасителя всея Руси.. может тогда и не было бы столь завышенных ожиданий и такого неприятного осадка.

    29.01.2016

  • кда

    TV глядач Когда Плющенко говорит, что будет участвовать в Олимпиаде 2018 года, это реально , мне кажется, что реально и то , что и в 2022 году он сможет выступить от России!!!! 10:07\\\\\\\\\\\\\\\\\Ну тут и возразить нечего. Ковтуна уже и критиковать то стало как-то скучно-обыденно. Вечно подающий надежды паренек, футбольный Кокорин. Похоже скоро надо набирать на ЧЕ и ЧМ фигуристов не по результатам ЧР, а по другим критериям (каким- сам не знаю). И психологическое состояние Ковтуна- это уже болезнь хроническая, лечению не подлежит((.

    29.01.2016

  • Эрик Рыжий

    Ну, теперь понятно почему не Ковтун был в Сочи?

    29.01.2016

  • Шотландия

    Grechka2103, как же вы правы! Подписываюсь под каждым вашим словом. Меня одолевали те же чувства. Очень переживала за Каляду, если бы откатал чисто обе программы, был бы с медалью. А за Ковтуна тоже стыдно, причем не столько за прокат (там уже было все видно, когда он на старт выходил), сколько за интервью послепрокатное. К двадцати годам уже нужно понимать, что иногда лучше помолчать, чем говорить. Так и хочется сказать: хороший ты, Максим, парень! Но не орел.

    29.01.2016

  • TV глядач

    За что Испанцу 200 баллов не понятно? Обычное катание на 180-5 баллов!

    29.01.2016

  • TV глядач

    Когда Плющенко говорит, что будет участвовать в Олимпиаде 2018 года, это реально , мне кажется, что реально и то , что и в 2022 году он сможет выступить от России!!!!

    29.01.2016

  • ЗОРКО - НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ

    вайцА, оказывается, ИСЧО И ПРО фигуристое катание ПОПИСЫВАЕТ??????????? НУ, многостаночница, прямо...........

    29.01.2016

  • Vorlod

    В тексте вообще нигде не сказано , что Ковтун призер .А уж написать , что второе место сенсационно занял израильтянин ,выглядело бы наверное сионистской пропагандой .

    29.01.2016

  • NF

    Опять вспомнил прошлое. Ягудин Плющенко, Урманов... Тогда ведь женское фигурное катание было не на суперуровне, не в обиду Слуцкой будет сказано. А теперь парни и девушки будто ролями поменялись...

    29.01.2016

  • Биовульф

    И как это шлаковое чюдо на 3 место засунули? )) Ни одного прыжка не сделал и призер, домохозяйки радуюцо )) Смотреть за прыжками Ковтуна так же прикольно, как за рекордами футболиста Акинфеева. Лидеры сборных, че ))

    29.01.2016

  • grechka2103

    Я бы статью назвала по-другому - "Украденная медаль". _______________ Вообще, турнир мужчин вызывает у меня 3 чувства: злость, стыд и досада. Я жутко злюсь на судей, что отобрали у Амодио заслуженную медаль, мне стыдно за Ковтуна, что с таким прокатом его все-таки втиснули на пьедестал, и мне до слез досадно за Мишу Коляду, который мог и должен был быть тут вторым, покатайся он так, как на Ростелекоме.

    29.01.2016