31 января 2016, 14:30
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Братиславы
Бронзовые награды бывают разными. В медалях Максима Ковтуна и Анны Погорилой радовал разве что факт, что фигуристы удержались на пьедестале, хотя с таким количеством ошибок вполне могли оказаться за его пределами. Бронза Бобровой и Соловьева стала другой. Выстраданной – в прямом смысле этого слова. А еще она стала символом полноценного возвращения спортсменов на лед в статусе первой пары страны.
После окончания соревнований Марина Зуева, вот уже второй год тренирующая Викторию Синицину/Никиту Кацалапова, заметила, что ее подопечные сделали огромный шаг вперед и если сумеют катать свою произвольную программу на максимальных (и вполне подвластных им) скоростях, то смогут бороться за победу. В этом отношении я склонна скорее согласиться с тренером: у Синициной и Кацалапова уже сейчас прослеживается большое количество плюсов, видно, что они скатались до того состояния, которое позволяет воплощать на льду почти любой тренерский замысел, более того, именно у них, а не у Бобровой и Соловьева имелось больше шансов попасть в Братиславе на подиум. Но если Катя с Димой вложились в свой произвольный танец в субботу до последней клеточки организма как физически, так и эмоционально, заставив прослезиться даже собственного тренера, то Виктория с Никитой просто отработали постановку. Добротно, но без блеска. Гораздо эффектнее они выглядели в тренировках, по которым, собственно, и складывалось впечатление, что вторая пара страны катается сильнее, нежели первая.
Пожалуй, только сейчас стало очевидно, что Боброва и Соловьев совершенно реально могут бороться за более высокий результат и, соответственно, позиции как в Европе, так и в мире. Добраться до серебра фигуристам помешала в Братиславе ошибка в коротком танце, которая не позволила российским танцорам превзойти свой личный рекорд в этом виде. Произвольный танец Екатерина и Дмитрий закончили вторыми, опередив Анну Капеллини/Луку Ланотте на 2,09, но итальянцы имели достаточный запас после первого танца – его и хватило, чтобы удержать за собой серебро.
Другой вопрос, что Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон, победившие в континентальном соперничестве, выглядят все еще не слишком досягаемо для остальных. "Вау-эффекта", который французы произвели год назад, сейчас, на мой взгляд, уже не было: в обеих своих программах фигуристы демонстрировали уже хорошо знакомый стиль непрерывно льющейся, перетекающей из сосуда в сосуд воды. Но технически произвольный танец чемпионов в очередной раз оказался безупречен даже в мельчайших деталях. А самые большие плюсы и, соответственно, суммы баллов, дуэт получил за наиболее проблемные для большинства танцоров дорожки шагов.
В подобной ситуации невозможно догнать соперника, придумав какую-то невероятно сложную поддержку или оригинальное вращение. Догонять можно лишь тяжелой рутинной работой и многократными повторениями, вытачивая до совершенства каждый шаг на льду. От этого прежде всего устает психика, и нужна невероятная мотивация, чтобы не опускались руки. У тренеров – в том числе.
Бронзовая медаль Бобровой и Соловьева важна и в этом отношении тоже. Как рассказали Катя и Дмитрий на пресс-конференции, за тот период, что Дмитрий восстанавливался после травмы ноги, было немало моментов, когда вера в себя заставляла желать лучшего. Собственно, и ошибка в серии твиззлов короткой программы, скорее всего, стала лишь следствием непомерного волнения перед первым столь ответственным выступлением. Сейчас же есть четкое понимание, как и над чем работать, а главное – жажда работать.
Пятый результат прошлогодних призеров европейского первенства Александры Степановой и Ивана Букина стало, конечно же, не совсем тем результатом, которого стремились добиться фигуристы. Но выступление, несмотря на ошибки, не разочаровывало. В нем просматривалось даже больше потенциала, нежели в прошлогоднем бронзовом прокате. Там в глаза первым делом бросалось отчаянное мужество дебютантов, готовность бороться. То есть то, что называется словом "характер". Сейчас же на первый план вышла самобытность и красота.
Интересно, кстати, что в руки Ирины Жук и Александра Свинина фигуристку в свое время отдала Валентина Чеботарева, тренирующая сейчас российского одиночника Михаила Коляду. У нее в группе Степанова каталась много лет, и тренер, понимая, что из Саши может вырасти прекрасная танцорша, даже не колебалась в выборе: обратилась к специалистам, чей подход к работе считала наиболее творческим.
В целом же можно констатировать, что битва за три позиции в сборной в следующем сезоне выйдет в российских танцах на более высокий уровень – нет никакого сомнения в том, что к тройке, выступавшей в Братиславе, вновь присоединятся чемпионы России прошлого сезона Елена Ильиных и Руслан Жиганшин.
Братислава (Словакия). Чемпионат Европы. Танцы. Произвольный танец. 1. Пападакис/Сизрон (Франция) – 111,97. 2. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ (Россия) – 107,79. 3. Каппеллини/Ланотте (Италия) – 105,70. 4. СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ (Россия) – 104,32. 5. СТЕПАНОВА/БУКИН (Россия) – 98,90. 6. Кумс/Бакленд (Великобритания) – 98,49.
Итог. 1. Пападакис/Сизрон (Франция) – 182,71. 2. Каппеллини/Ланотте (Италия) – 178,01. 3. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ (Россия) – 176,50. 4. СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ (Россия) – 172,65. 5. СТЕПАНОВА/БУКИН (Россия) – 165,55. 6. Кумс/Бакленд (Великобритания) – 162,75