26 сентября 2022, 15:00

«Никто не вправе указывать, о чем говорить на льду». Авербух отвечает критикам программы Валиевой

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Мнение чемпиона мира и серебряного призера Олимпиады.

Прошедшие контрольные прокаты сборной России в «Мегаспорте» прошли ярко и резонансно — были и совсем новые, и даже провокационные программы, новинки в телепоказе и досужие разговоры о вопросах Алины Загитовой (которую не узнали охранники и не сразу пустили сфотографироваться с болельщицами) и снятии Александры Трусовой. Интересно и то, что западные СМИ в фигурном катании практически проигнорировали данное событие и о нем не писали — что может намекать на «холодную войну» между нашим и зарубежным фигурным катанием.

«СЭ» расспросил о самых запомнившихся моментах уик-энда хореографа и тренера Илью Авербуха, который сделал для фигуристов — участников прокатов сразу четыре программы, и все они прозвучали громко.

Программа Валиевой — высказывание художника

— Илья, самую сильную реакцию вызвала произвольная программа Валиевой — звучали даже мнения, что этически неверно делать отсылки к происходившему в Пекине. Что скажете?

— Фигурное катание — это не только спорт, но и искусство, мы часто так говорим, и я тоже так считаю, но на деле мы об этом забываем. Человек искусства рефлексирует, и каждая программа говорит о том, что тебя волнует, беспокоит. Через нее общаются с публикой и артист, и постановщик. И запретных тем здесь быть не может, за редкими исключениями, если не нарушены правила, эстетики или другие. Но точно никто не вправе указывать, о чем мы можем говорить на льду, а о чем не можем.

— То есть Камила достаточно созрела для такого разговора?

— Камила выросла, она уже взрослая девушка, ее эмоции на льду стали более глубокими. Об этом хотели сказать и постановщик, и сама Камила. Не вижу здесь проблемы. Конечно, программа еще будет накатываться, усложняться. В воскресенье она была с достаточно легким для Камилы контентом, мы не увидели ни тройного акселя, ни одного четверного прыжка, но это объяснимо. Впереди еще весь сезон, сам он непростой, и вхождение в него — тоже. Сама программа — высказывание художника, и оно всегда имеет право на существование. Я также во всех программах, которые делаю, стараюсь говорить о том, что волнует меня и ребят. Это не танец на злобу дня, нет. Это танец состояния души. Я рад, что в выходные было показано столько новаторских идей, новых программ. Люди работают, сборная практически вся в строю, это очень важно. Главное — я рад, что наше фигурное катание в непростые времена собирает столько зрителей и благодаря федерации у спортсменов есть стимул конкурировать и соревноваться.

Семененко устроил мини-фурор

— Многие отметили ваши программы — и «Танго в сумасшедшем доме» Михаила Коляды, и кей-поп Евгения Семененко, и другие. Вы довольны тем, как прозвучали ваши творения?

— Мне Алексей Николаевич Мишин вот недавно написал, что он доволен, а это лучшая похвала. Мне кажется, программы сильно прозвучали, все получили хорошие отзывы. В общей сложности я поставил четыре произвольные программы — три для одиночников и Лизе Туктамышевой. Лиза предстала в новом образе, все отметили эту перемену и саму постановку, она молодец, перевоплощение ей удается. Миша Коляда катал пока не с очень сильным контентом внутри, но само «Танго в сумасшедшем доме» получило высокую оценку, его также отметили, насколько я знаю. Ну и настоящее событие — произвольные Андрея Мозалева и Жени Семененко. Как сказал Алексей Николаевич, Женя устроил пока мини-, но фурор, Андрей тоже молодец. Для старта сезона они выступили довольно сильно.

— В других видах выделите кого-то? В вашем виде — танцах?

— В танцах в отсутствие трех лидирующих пар было интересно понаблюдать за ближайшим резервом. Из всех я бы отметил Кагановскую и Ангелопола, учеников Анжелики Крыловой. Это такое, самое яркое солнце в окошке. Пара по-настоящему проявила себя ярко и сильно, интересная работа. С парным катанием все у нас ясно и стабильно, ничего сверхъестественного там не произошло, на мой взгляд.

Для девочек сезон будет действительно сложный, и набирать форму надо постепенно, их выступления объяснимы. Я бы отметил особо Марка Кондратюка. Несмотря на то что он неудачно выступил, Марк впервые пошел на такое количество новых и сложных четверных, которые он раньше не исполнял. Впервые зашел на четверной флип и лутц. С одной стороны, падения запомнились всем, но с другой, он единственный пытался исполнить самый сложный контент, как лидер сборной. И это вызывает у меня большое уважение.

8