Finlandia Trophy
Мужчины
1. Джейсон Браун (США) — 262,52
2. Михаил Коляда (Россия) — 256,98
3. Дмитрий Алиев (Россия) — 249,25
Пары
1. Анастасия Мишина/Александр Галлямов (Россия) — 227,13
2. Евгения Тарасова/Владимир Морозов (Россия) — 213,72
3. Эшли Кэйн-Гриббл/Тимоти ЛеДюк (США) — 193,00
Турнир в Финляндии традиционно собирает много ярких спортсменов из России. В этот раз нас ждет первая в сезоне соревновательная битва между двумя трикселистками Аленой Косторной и Елизаветой Туктамышевой. Но и до начала женского одиночного было на что посмотреть. Например, на противостояние Этери Тутберидзе с Тамарой Москвиной через Евгению Тарасову с Владимиром Морозовым и Анастасию Мишину с Александром Галлямовым, а также на наших парней — Михаила Коляду, Дмитрия Алиева и Евгения Семененко. Какие выводы можно сделать по итогам прокатов в Эспоо и стоит ли бить тревогу за эксперимент по устройству в «Хрустальном» отделения парного катания?
Когда этим летом знаменитый тренер Этери Тутберидзе подписалась под крайне неоднозначный проект, то есть решила заняться парным катанием, изначально было много вопросов. Возможности для отхода Тутберидзе себе не оставила — она открыто критиковала систему подготовки вида у других специалистов и обещала насытить его новыми идеями. Но главное — победами! Цель для Евгении Тарасовой и Владимира Морозова была заявлена одна — золото Олимпийских игр в Пекине. Насколько прямо сейчас ребята близки к своей задаче? Начало сезона вызывает крайне противоречивое впечатление от их прокатов. Начнем с того, что жалеть никто ребят в «Хрустальном» не стал. На дворе начало октября, а фигуристы откатали уже четыре турнира. Нехилый график для олимпийского года, и подобные нагрузки, конечно, могут сказаться ближе к старту в Китае. С другой стороны, четыре старта в начале осени — отличная выборка, которая позволяет уже вполне отчетливо говорить об изменениях в паре после начала для нее работы в новом коллективе и о дальнейших перспективах.
О результатах нужно говорить в контексте собственного позиционирования. Понятное дело, что на старте не стоит показывать свой максимум, и титул чемпионов Finlandia Trophy вряд ли был пределом мечтаний для Тарасовой и Морозова. К тому же он у них и так есть. Но вот если ты замахиваешься на олимпийский триумф, то неплохо было бы с первых прокатов всем показывать свой истинный уровень. Поездки в США, Челябинск и Сызрань ощущения удовлетоворенности, судя по всему, не дали — ни большинству экспертов, ни самим ребятам и их тренерам. Многие выделяли изменившийся подход к дисциплине у фигуристов, который ощущался даже с экрана телевизора, и креатив от Даниила Глейхенгауза, но в сухих цифрах Евгения и Владимир были далеко даже от примерных раскладов на олимпийскую бронзу. Перед Эспоо анонсировались серьезные изменения, а Максим Траньков говорил о выученных уроках сентября. Тогда что-то пошло не так.
В Эспоо короткая удалась Тарасовой и Морозову практически идеально, а значит, практику с привлечением сторонних хореографов в «Самбо-70» будут прекращать. Постановку под «Лунный свет» от одного из отечественных мэтров Александра Жулина многие хвалили, но продержалась она всего один старт. Сразу после полуподвального Cranberry Cup вновь обратились к собственному творческому гению. «После первых соревнований в США, которые Вова с Женей выиграли, мы всей командой собрались и, прислушавшись к разным мнениям, приняли решение программу поменять, — рассказывал Траньков в сюжете Первого канала. — Заготовка уже была, Даня Глейхенгауз начал генерировать идеи, у него их очень много». Программа под саундтрек из фильма «МЫ. Верим в любовь» от Даниила также пришлась по вкусу специалистам, но сам факт, что вновь в «Хрустальном» мы видим труды пера одного и того же человека, расстраивает. У Жулина, по словам Транькова, тренерский штаб не видел динамики и амплитуды, которые раскрывали бы сильные стороны россиян.
Раз судьи не жалеют компонентов фигуристам, значит, программа Глейхенгауза действительно удачная. Правда, сама по себе победить не даст ни одна постановка. К примеру, с произвольной много нюансов у Анастасии Мишиной и Александра Галлямова. Далеко не все поняли идеи Тамары Москвиной по современной адаптации советской классики от Георгия Свиридова. В короткой Мишина упала и отставала от Тарасовой с Морозовым, после чего в микст-зоне Тамара Николаевна намекнула на возможные изменения в произвольной. Но вышли Мишина с Галлямовым ровно с той же вариацией программы, которую мы видели и на контрольных прокатах в Челябинске. На Урале критиковали как саму мелодию, так и ее нарезку. В то же время Москвина утверждает насчет позитивной реакции на программу за рубежом. Так как прокат в Финляндии вышел победным, теперь причин отказываться от постановки у петербуржцев точно не будет.
Тарасова и Морозов в свою очередь произвольную выдали неплохую с точки зрения презентации, но крайне слабую с точки зрения техники. Собственно, для этого они и шли к Тутберидзе — «настроить» прыжки партнерши и помочь с выбросами партнеру. Для этого у ребят под боком теперь большая команда — от Сергея Дудакова до Павла Слюсаренко, который специализируется конкретно на парных элементах. Сегодня ошибки были на каскаде и выбросе, так что минус себе поставить могут оба тренера. Но главное — минус пока идет в карму и самой Этери Георгиевне. Ее дуэт без шансов уступает паре Москвиной, разрыв по итогам двух программ вышел больше 15 баллов. Такое ощущение, что перед нами все те же Владимир и Евгения. Неплохие с точки зрения потенциала, но крайне слабые на практике. С гениальной короткой, после которой они лидируют, и ужасной произвольной, оставляющей по итогу ни с чем. Понятное дело, что времени совместной работы прошло немного. С другой стороны, той же Косторной полугода было достаточно для превращения из рядовой спортсменки первенства Москвы до призера взрослого чемпионата России.
Ждем мы превращения в ясного сокола и от Михаила Коляды в команде Алексея Мишина. Явных провалов у него после начала тренировок в «Юбилейном» не наблюдается, но и реальной борьбы с мировыми топами, которой мы все же ждали к олимпийскому сезону, не видим. В Финляндии вышла неудачная короткая и средняя произвольная. Вкупе с не самым очевидным судейством — поражение от американца Джейсона Брауна, самый сложный элемент которого каскад тройного акселя с двойным тулупом. Три практически чистых квада выдал Евгений Семененко, но международные арбитры его не особо жалуют — только пятое место. Дмитрий Алиев исполнил в тройку четверной лутц и с помаркой на приземлении четверной тулуп, заняв третье место. У Коляды степ-аут на тулупе и «бабочка» на акселе, поэтому соглашаться с мнением о предвзятости в адрес россиян вряд ли справедливо. Подобное поражение, наоборот, полезно — как Коляде, так и Тарасовой с Морозовым. Это колокол, это уже набат. И если планы выиграть медали в Пекине для них еще актуальны, то пора бы прислушаться к этому звону.