Серебряный призер Олимпийских игр 1980 года в Лейк-Плэсиде в парном катании Сергей Шахрай накануне старта московского этапа «Гран-при» побывал в гостях у «СЭ» и объяснил, почему Евгения Медведева на верном пути с Брайаном Орсером, в чем феноменальность Александры Трусовой, почему Алину Загитову во Франции судили справедливо, а Елизавета Туктамышева — уникальна и имеет право на более высокие оценки.
— Брайан Орсер перед стартом этапа заверил, что Медведева в своей лучшей форме за всю свою жизнь, хотя обычно тренеры не любят что-то либо комментировать перед выступлениями учеников...
— Я знал Орсера еще в его бытность спортсменом. Он часто приезжал в Австралию, где мне доводилось работать, и делился своим опытом. Доводилось бывать на его мастер-классах, и могу сказать, что Брайан — прекрасный, обаятельный, легкий человек в общении с любым спортсменом и тренером, ничего в себе не таит. Слова о Евгении — это слова профессионала высочайшего класса плюс он видит ее на тренировках. Да, первый год их работы получился не таким успешным, как многим бы хотелось, но это нормально, им многое нужно было попробовать и проверить. В этом году Медведева выглядит намного увереннее и артистичнее, и видно, что с Орсером у них появилось взаимопонимание, Женя явно встала на правильные рельсы. Да, в короткой программе в Канаде были ошибки, я уже боюсь сказать «плохо», а то заклеймят (смеется), но что было, то было. В короткой программе просто в принципе всегда много стресса и к ней приковано колоссальное внимание. Произвольная программа «Мемуары гейши» ей очень подходит, так что ждет от нее уверенного катания, чтобы она порадовала как своих поклонников, так и недоброжелатей.
— Медведева планирует исполнить в двух программах сразу три тройных лутца, хотя у арбитров к этому прыжку в ее исполнении есть претензии плюс верность ребер стала в принципе оцениваться строже в этом сезоне...
— Если говорить о китайском этапе серии, то я знаю, кто там отвечал за ребра. Это Деби Нойс из Австралии, которую я очень хорошо знаю. Она вовсе не злодейка (смеется). И я хотел бы встать на ее защиту. Да, Австралия не достигла успехов в фигурном катании, но уровень судейства там высочайший и профессиональный. Когда я выезжал со спортивной парой на этапы «Гран-при» в 1997 году и австралийский судья поставил оценку, отличающуюся от оценок остальных судей на полбалла. А потом на судейском собрании главный рефери подтвердил, что он единственный отсудил правильно. И если внимательно посмотреть, то все, у кого были проблемы с ребрами, в буквальном смысле получили по ребрам, а те, у кого были недокруты — галки. Да, это принципиальность. К этому надо привыкнуть и не давать поводов для замечаний.
— Но разве придирки к Загитовой, олимпийской чемпионке и чемпионке мира, во Франции не были перебором? Недокруты, замечания к ребрам, да еще и балл сняли за лишнее движение...
— Но последнее ведь было действительно по делу, Алина и вправду сделала движение запоздало, что было ее непростительной ошибкой. И недокруты действительно были, сейчас такая техника, что все видно, в замедленной съемке и на повторах даже невооруженным глазом. И хорошо, что все это произошло на этапе серии, а не чемпионате Европы или мира, это сигнал, не только для Загитовой, а для всех спортсменов.
— Трусова в произвольной программе в Москве будет заходить на четыре четверных прыжка. Дело в ее личной феноменальности или в естественном развитии техники?
— А как вы думаете, если она из женщин единственная исполняет такие прыжки? У нее уникальные физические данные плюс она попала в особенную команду, которая знает как с ней работать. Да ей немного везет на этом этапе, но Александра и сама самоотверженно работает. Другой вопрос, надолго ли хватит здоровья и выносливости, чтобы поддерживать такой уровень? При таких нагрузках все-таки организм изнашивается.
— ФФККР выступила с предложением разрешить четверные прыжки в женской короткой программе. Как вам идея?
— Очень разумная идея, если эти прыжки исполняются, зачем ограничивать спортсменов? Хотя пока четверные прыжки — это все-таки козырь наших спортсменов. Скорее будут сдерживать. Если бы в других странах были такие спортсменки, то тогда бы да. Вспомните ту же Тару Липински. Сейчас таких нет — все играется в другую сторону. Алиса Лью? Пока она исполняет четверные не в таком объеме и не так уверенно.
— В одиночном катании в последнее время все сфокусировано на четверных прыжках. До Пхенчхана-2018 в парном катании тоже были и четверные подкрутки, и выбросы в четыре оборота и усложнения в прыжках, сейчас правила это не приветствуют...
— Я всегда за безопасность в спорте, в принципе, можно получать удовольствие от хорошего катания и не трястись: упадет или нет. Но для прогресса вида спорта усложнения нужны, тем более, что при правильной подготовке и хорошо спланированном тренировочном процессе травм можно избежать. В свое время мы с Мариной Черкасовой делали уникальные элементы, в принципе избежав серьезных травм.
Беда современных правил в другом — они тормозят творчество. Потрясающие тренеры и хореографы зажаты в узкие рамки. А оценивают все это судьи, которые сами и не катались никогда, и сидят как бухгалтеры, тыкая в уровни и критерии, никак не оценивая артистизм и новизну. В Москве трибуны то, конечно, будут заполнены. А вы видели, что было на предыдущих этапах серии? Еле-еле собирали залы по три тысячи человек. Это общемировая тенденция — людям неинтересно смотреть одно и то же, непонятные скобки и крюки. Если бы сейчас вышла Бильман и сделала какое-то уникальное вращение, ее бы просто наказали. А что творится в танцах на льду! На одних соревнованиях у элемента четвертый уровень, через неделю — второй.
Все гоняются за этими уровнями и ребрами, а самого танца и не видно! Судьи щелкают секундомерами — ага, передержал поддержку, cнимаем балл! Но вы же не приходите в Большой театр или оперуи не засекаете там ничего? У меня до сих пор перед глазами ласточка Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, которую я видел у них начинающим фигуристом, а не четверной прыжок. У судейского корпуса свои задачи — делать так, чтобы самим судить было удобнее.
— Туктамышева позволила себе в Финляндии публично показать ироническое отношение к полученным оценкам, за что ее многие осудили...
— Она — чемпионка мира и Европы, на секундочку и исполнительница уникального прыжка. Ее стиль может кому нравиться, а кому-то нет, но в этом году в катании Елизаветы появились новые нотки, а судьи это не оценили. Конечно, ей обидно, что кататься стала лучше, а этого словно никто и не заметил.
— Непопадание Туктамышевой в финал серии — ее вина или во всем виновата судейская предвзятость?
— Были ошибочки, плюс не задалась короткая программа, но они с ее наставником мобилизовались и вернули старую произвольную программу. Если бы только она избежала помарки на своем лутце. Но почему-то мне кажется, что Туктамышева каким-то образом попадет в Финал серии, хотя для нее это совсем не беда. У нее есть титулы, о которых мечтают многие и возможно никогда не добьются. Для Лизы будет куда важнее чемпионат России, к которому будет время поднакопить силы, девочкам, которые попадут в Финал, будут сложнее.
— Одна из главных претензий к ней — менее насыщенные связками программы, чем у соперниц...
— У Туктамышевой один из лучших тренеров мира, который уж точно знает, что подходит именное ей. Не нравится — болейте за другую фигуристку. Слава богу, что она отличается от других, а не такая как все! Не исключено, что это наполненность связками не позволит ей хорошо прыгать.
— Заканчивая тему творческого многообразия в современном фигурном катании, почему на ваш взгляд Этери Тутберидзе не работает с другими хореографами мира?
— Тутберидзе — тренер мирового уровня и сама знает, кого и когда приглашать. Но когда программы ставит один и тот же человек — это все же заметно. Наверняка она сама и все это понимает и думает, как лучше поступить. Не надо Этери учить и что-то ей советовать, оставьте ее в покое. Многие критики Тутберидзе даже мизинца ее не стоят, при том, что ее самоотверженностью и результатами можно только восхищаться.
Гран-при России по фигурному катанию: расписание и трансляции