Минувший сезон в фигурном катании завершился непривычно рано. Из-за коронавируса был отменен самый главный старт года — чемпионат мира. Однако и без самого важного в этом сезоне турнира любителям фигурного катания будет что вспомнить.
Самая красивая программа
Со слов Максима Транькова — это эталон. Татьяна Тарасова назвала ее программу образцом. Для самой Алены ее короткая программа — самый настоящий козырь, ведь именно за счет нее ей удавалось обыгрывать подруг по группе Щербакову и Трусову даже при наличии четверных прыжков в произвольной. Косторная второй сезон подряд исполняла шикарную постановку Даниила Глейхенгауза под композиции «Departures» и «November» Макса Рихтера и не прогадала.
Кажется, в этом году эта программа смотрелась особенно прекрасна. Алена украсила и без того сложную постановку тройным акселем, который, впоследствии, ни разу не сорвала (получив лишь недокрут на данном элементе на этапе «Гран-при» во Франции). Эта программа стала новым мировым рекордом — в финале серии Косторная набрала 85,45 балла за свой прокат. На чемпионате России фигуристка получила просто сумасшедшие 89,86. Жаль, что результаты внутренних соревнований не учитываются.
В некотором роде, данная постановка стала символичной для олимпийской чемпионки. В этом сезоне Загитова исполняла короткую программу под композицию «Me Voy» исполнительницы Ясмин Леви, что в переводе означает «Я ухожу». В декабре фигуристка объявила о паузе в карьере после финала «Гран-при». Неизвестно, получится ли у нее вернуться на лед, хватит ли мотивации. Но в любом случае, «уход» состоялся, пусть и на время.
В этой программе Алина выглядела особенно чувственной. Видно, что был продуман каждый элемент, каждый шаг. Даже макияж и платье спортсменки идеально вписывался в общую картину. Загитова выглядела в этой постановке настоящей женщиной, демонстрировала зрелое катание, что, безусловно, притягивало взгляд зрителей. Шикарный прокат фигуристки помог ей стать второй сразу после Косторной в финале «Гран-при». Но такова реальность фигурного катания. Без ультра-си теперь никуда. Но и без трикселя Загитова смотрелась просто шикарно в короткой программе этого сезона
Узнав о том, что Степанова и Букин будут ставить произвольный танец под «Cry me a river» Джастина Тимберлейка я слегка впала в ступор. Как под это вообще можно кататься?
Но постановка Ирины Жук и Александра Свинина под композиции «Primavera» Людовико Эйнауди и, собственно, саму «Cry Me a River» получилась настоящей красотой. Эстетика, чувственность, свежесть — то, что не давало оторваться от танца.
Зная перевод песни Тимберлейка, о неразделенной любви и уходе возлюбленной, еще больше влюбляешься в эту постановку. В плане эмоций Степанова и Букин всегда умели радовать, демонстрировать страсть, чувственность. И в этом танце им это удавалось все лучше и лучше с каждым прокатом.
Скандал года
Олимпийская чемпионка объявила о приостановке своей карьеры. Реакция была мгновенной. Один из самых резонансных сделала легендарный тренер Татьяна Тарасова — она выразила сожаление о том, что «спортивная жизнь олимпийской чемпионки измеряется только тремя программами», что очень не понравилось тренерскому штабу Тутберидзе.
Ответом стало жесткое заявление специалистов из «Хрустального», в котором Тарасову обвинили в недостаточном уважении к «решению величайшей спортсменки», «труду ее тренерского штаба», а также критике Загитовой «в пору величайших достижений». Попытка журналистов добиться от Тарасовой реакции на эти обвинения закончилась отправкой «к черту».
Но, разумеется, баталии вокруг инцидента продолжились в социальных сетях. Кто-то встал на сторону Тарасовой, например, ее воспитанник, олимпийский чемпион Алексей Ягудин. А вот хореограф группы Тутберидзе Алексей Железняков и Татьяна Навка заняли сторону Алины и Этери, поддержав решение фигуристки.
Этот скандал сформировался из предыдущего. Тогда в дело вступил двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко. Он выразил сомнения в том, что фигуристка вернется, а также сделал предположение, что Алина может сменить тренера. Данное высказывание очень сильно не понравилось тренерскому штабу. В аккаунте teamtutberidze_ в инстаграм Плющенко намекнули, что его, в свою очередь, тренером назвать нельзя. И пожелали удачи в процессе воспитания спортсменов.
На это Евгений не поленился выдвинуть целый ряд претензий к самой Тутберидзе. В своем Instagram Плющенко выделил аж семь пунктов, в которых усомнился в работе Этери как тренера. Позднее, в интервью «СЭ» бывший фигурист отметил, что в данном конфликте каждый свои выводы сделал. «В следующий раз, возможно, мы уже будем решать вопросы по-другому!» — добавил он.
С именем чемпиона Европы 2019 года из Франции Морганом Сипре связывают историю с сексуальным домогательством к 13-летней фигуристке. Якобы, в декабре 2017 года спортсмен, выступающий в паре с Ванессой Джеймс, со своего верифицированного аккаунта отправил две фотографии своего детородного органа спортсменке. Тренеры Сипре пытались скрыть инцидент, так как фигурист на тот момент готовился к Олимпийским играм в Пхенчхане: они стыдили девочку и угрожали ей.
Федерация фигурного катания Франции заявила, что у них нет никаких поводов не доверять Моргану. Однако позднее стало известно, что глава организации подал в отставку. А незадолго до этого в СМИ просочилась история об еще одном сексуальном скандале: о домогательствах к десятикратной чемпионке страны в парном катании Саре Абитболь со стороны тренера Жиля Бейера в несовершеннолетнем возрасте.
Прыжок года
Итальянский фигурист Даниэль Грассль на шоу Евгения Плющенко в Болонье в финальном выходе зашел на пятерной лутц. Прыжок получился недокрученным, и спортсмен упал. Но важен сам факт произошедшего. Попытка итальянца крайне впечатлила любительницу четверных прыжков Александру Трусову.
— Даниэль Грассль в финале зашел пятерной лутц. Недокрутил, упал, но все равно, это было круто! Меня это больше всего поразило. На «удочке» сейчас пятерные пробуют и другие фигуристы, но это делать гораздо проще. А тут Грасслю сказали: «Попробуй», и он пошел", — приводит слова Трусовой сайт ФФККР.
На тот момент 22-летняя Елизавета показала — нет ничего невозможного. До этого момента четверные исполняли в основном дети. Таким образом, Туктамышева стала первой фигуристкой 18+, которой покорился четверной тулуп. Да, можно вспомнить о четверном сальхове Элизабет Турсынбаевой и о попытках исполнить этот же элемент Серафимы Саханович. Но учитывая «солидный» для фигурного катания возраст Лизы — ее попытки делают ей честь.
Туктамышева зашла на прыжок в произвольной программе на чемпионате России, но, к сожалению, упала. Однако сдаваться фигуристка явно не намерена. Чуть позже в сети появились ролики с тренировки Елизаветы с попытками четверного сальхова. Остается надеяться, что ей удастся чисто выехать с четверного прыжка на соревнованиях.
Фигурист Максим Белявский опубликовал видео с тренировки, на которой он исполнил прыжок в пять оборотов. 12-летний спортсмен выполнил пятерной тулуп с помощью специальной лонжи (удочки), которую держит тренер. Еще никто в истории фигурного катания не исполнял прыжок в пять оборотов.
И пусть прыжок был исполнен на удочке — опять же, важен факт. Пусть и публика встретила это событие не очень радушно. Например, олимпийский чемпион Ягудин заявил, что сто лет назад прыгал пятерные. Но резонанс пойдет на пользу фигурному катанию и, вероятно, подтолкнет его к дальнейшему развитию.
Самый странный костюм года
Фигурист для произвольной программы «Список Шиндлера» выбрал костюм, стилизованный под внешний вид главного героя — наполовину он повторяет его одежду во время работы с официальными лицами Третьего Рейха, наполовину — тюремную робу узника Освенцима. И вызвал резонанс.
Костюм изначально номинировали на премию ISU, но затем Международный союз конькобежцев отозвал свое решение — после того, как пошли гневные комментарии про звезду Давида. Кто-то воспринял это как пропаганду нацизма. В итоге союз сослался на ошибку и номинировал костюм Шулепова из короткой программы. Сам спортсмен заявил, что лишь хотел передать характер Шиндлера, а не строил из себя нациста.
В начале сезона фигуристка выступала в произвольной программе под композицию «Caravan» группы The Hot Sardines, хореографом-постановщиком к которой была Евгения Грес. Ее костюм был, мягко говоря, необычным. Туктамышева выступала в брюках и рубашке с галстуком. В итоге компоненты спортсменки были как бы традиционно невысокими. Казалось, что Елизавете самой не очень комфортно как и в костюме, так и в самой постановке.
Возможно именно поэтому на своем втором в сезоне этапе серии «Гран-при» Туктамышева вышла на лед с прошлогодней произвольной программой. Уж в ней то фигуристке нравится все — и платье в стиле «гэтсби», и зажигательные мотивы.
Двукратная чемпионка мира и Европы Евгения Медведева в короткой программе под композицию «Exogenesis Symphony. Part 3» группы Muse выступала в необычном костюме — на ней был темно-синий комбинезон. Во время проката от костюма отделялась ткань более яркого цвета. Некоторые болельщики сравнивали их с крыльями. Видеть Евгению в комбинезоне было немного непривычно. Учитывая ее шикарные платья до — в той же олимпийской «Анне Карениной», к примеру.
Рекорды года
Фигуристка одержала мощную победу в финале «Гран-при». Она установила сразу два рекорда за оба соревновательных дня — по баллам за короткую программу (причем, обновила свой собственный рекорд — с 85,04 до 85,45) и по сумме за два проката — 247,59.
Действующие чемпионы России и Европы выиграли короткую программу в соревновании пар на чемпионате Европы, набрав 82, 34 балла и установили мировой рекорд. Ранее рекордсменами были китайцы Суй Вэньцзин и Хань Цун, которые набрали 81,27 балла на этапе «Гран-при» в Японии.
И пусть двукратная чемпионка мира среди юниоров в текущем сезоне не сумела одержать побед на ключевых стартах, вписать свое имя в историю ей все-таки удалось. Фигуристка первой в истории среди женщин исполнила четверной флип. Это произошло в произвольной программе в финале «Гран-при». В итоге Трусова завоевала бронзу на турнире. Также фигуриста является действующей рекордсменкой в произвольной программе. На этапе «Гран-при» в Канаде она набрала за свой прокат 166,62 балла.