6 сентября 2022, 17:45
Впечатления от выступления чемпионки мира остались неоднозначные — кому-то выбор понравился, другие болельщики (собравшиеся в количестве 200 человек) сказали, что программа выглядела сыро. Что правда — не было ни тройного акселя, ни каскада. «СЭ» спросил о программе у человека, который точно знает больше болельщиков, — у Татьяны Мишиной. Также она раскрыла причины травмы Евгения Семененко.
— Про новую программу Лизы лучше спросить у Татьяны Прокофьевой. Но мне выбор музыки нравится в том плане, что в этой программе интересная и современная хореография, сама Лиза по-другому выглядит. Сегодня, конечно, был вообще не лучший прокат, она сделала двойной аксель. Холодный каток, не очень комфортно было.
— Из-за этого облегчила программу?
— Надо у Алексея (Мишина. — Прим. «СЭ») узнавать, как они решили. Лиза и на разминке его не прыгала, хотя на тренировках он получается легко и здорово. Иногда тройной аксель идет лучше, чем другие тройные. То, что она облегчила программу, — не показатель. Сегодня был скорее просто прокат, чтобы показать программу. И если бы вышла осечка на первом же прыжке, то совсем настроя бы не было.
— Планируется та музыка, которую мы услышали?
— Сейчас да, эта программа. Почему решили поменять? Лиза что-то ищет, хочет что-то новое. Все время хочется двигаться вперед. Новая музыка и программа тоже дает какой-то стимул и настроение. По душе пришлось.
— На тренировках получаются четверные?
— Туктамышева очень их усиленно тренирует. Нет такого, что уже не выучит — нет, в мыслях, по своему мировоззрению и сознанию Лиза даст фору любым молодым спортсменам. Иногда по фигуристу можно понять, что четверной — это все-таки очень сложно сделать, тут и психологическая подготовка нужна, и талант. Нельзя только трудолюбием взять четверной прыжок, сколько бы ты там ни трудился. Тренер несет ответственность, когда начинает учить четверным, должен быть грамотный подход. Это же травмоопасно. Должны быть разные подводящие упражнения помимо льда работа на лонже и на «удочке».
Лиза тренирует, но насколько это стабильно? Возвращаясь к тому, что в программе не один прыжок определяется. Если не сделать первый, то все покатится — настроение отпадет, нужно прыгать стабильно. Что такое стабильно? Кто-то скажет, четыре из пяти, кто-то — из пяти три. У Жени Плющенко так было — если он утром прыгнул четверной тулуп, уже есть гарантия, что он выйдет и сделает. Так же и Лиза: она не прыгает так стабильно. Были старты, где она включала четверной в программу, но падала, не делала. А включала в программу потому, что тулуп реально выезжала. Поэтому нужно прыгать достаточно стабильно, дальше ведь прыгать два тройных акселя. Какой смысл один тулуп делать? Надо усложнять и дальше делать два акселя. И все тройные, конечно. Такого сбива на четверном не должно быть.
— Что случилось с Женей Семененко на сборах в Куршевеле?
— Женя упал с тройного акселя на показательных выступлениях в начале программы. Из-за того, что у него был осадок после того проката, где он страшно и неудачно упал (имеется в виду падение Семененко на шоу Евгения Плющенко в Санкт-Петербурге. — Прим. «СЭ»), в голове он решил, что его не будут останавливать и со льда уносить. Он продолжил кататься. Это он сделал зря — с травмированным коленом прокатался еще две минуты.
— То есть он усугубил травму?
— Дальше Женя уже не прыгал, но несколько усугубил травму. Нужно было остановиться. До этого он прокатывал произвольную с четырьмя четверными прыжками — риттбергером, сальховом и тулупом. Есть запись, где он делает сначала тулуп, а потом риттбергер. Форму набрал хорошую. Сейчас на лед вернулся, но ногу пока разрабатывает. Начинать прыгать нужно тогда, когда нога полностью пройдет. Он катается, скользит, над программами работает, вращается. Но врачи пока не рекомендуют, ощущения пока не позволяют.
— К открытым прокатам сборной России Семененко будет готов?
— Мне кажется, форму он не потерял — сам старается заниматься тем, что позволяет нога: танцами, с хореографом работает, ходит на вращательные тренажеры. Так как Женя приходит, настрой не потерял.