Первенство России. Девушки
1. Софья Акатьева — 220,00
2. Аделия Петросян — 211,87
3. Софья Муравьева — 208,13
4. Софья Самоделкина — 207,64
5. Елизавета Берестовская — 199,11
6. Анна Фролова — 190,54
В Красноярске завершились соревнования одиночниц на первенстве России среди юниоров. Со спортивной точки зрения интрига была закручена донельзя: мало кто ожидал, что Софья Самоделкина не попадет на пьедестал, а в гонке за золото другая Софья — Акатьева — будет бороться не с Самоделкиной, а с Аделией Петросян. Впрочем, за кулисами больших соревнований разговоры шли не только о лутцах и тулупах.
Когда Аделия впервые еще в августе прошлого года на контрольных прокатах юниоров презентовала свою новую произвольную под «Арцах» Ары Геворкяна, многие тут же задались вопросом — понимают ли в «Хрустальном», на какие риски идут? Ведь основная тема произведения Геворкяна — это борьба армянского народа за свою свободу и право самим определять свою дальнейшую судьбу. Самое название композиции говорит об армянской вариации топонима Нагорный Карабах.
Меньше чем через месяц в Карабахе началась война. Поставили программу, конечно, еще в июне, задолго до боевых действий, но в связи с разгоревшимся конфликтом вопросов к программе Петросян, этнической армянке, было много. Но тренеры «Самбо-70» четко знали, что делают. Как и сама фигуристка. «Выбор музыки связан напрямую с национальностью Аделии, — сказал хореограф-постановщик Даниил Глейхенгауз, который и работал с Петросян над произвольной. — Перед тем как поставить программу, мы спросили, чувствует ли она эту музыку. И потом с согласия Аделии начали работу. Когда она ее катает, видно, как у нее бурлит кровь».
По словам Глейхенгауза, они не боялись негативной реакции, но все-таки учитывали тот факт, что международных стартов в этом сезоне нет, и активного обсуждения программы в иностранных СМИ не будет. Хотя, если нужно, они были готовы откатать программу и на уровне ISU. «Аделия пока выступает не на уровне чемпионатов мира и Олимпиад, — заметил тренер. — Не думаю, что это сильно повлияет на ее выступления. В том числе и на международных стартах. Вообще мы на тот момент планировали ехать на юношеский «Гран-при».
Только после общения с Глейхенгаузом, когда стало ясно, что тема на катке не табуируется, вопрос о программе был задан и самой Петросян. К тому же, как она признавалась накануне, спортсменка любит давать интервью и всегда к ним готовится, проговаривает с мамой ответы на возможные вопросы. Судя по тому, как уверенно и быстро, без запинки ответила Аделия, ответ был заранее подготовлен и на эту тему. «Я по папиной линии армянка. Недавно Армения проиграла войну Азербайджану и отдала Арцах (Нагорный Карабах). Мне очень важно, когда я катаю программу, подбодрить мой народ, кровь которого течет в моих жилах, и чтобы Арцах вернули в Армению», — ни секунды не сомневаясь, заявила Петросян.
Сама она в Арцахе не была, но свои победы на льду хочет посвятить исторической родине. «К тому же совсем недавно у меня умерла моя бабушка армянских кровей, когда я катала эту программу, — продолжила Аделия. — И это тоже для меня важно. Я хочу, чтобы все видели, как хорошо эту программу поставил Даниил Маркович Глейхенгауз, как хорошо она у меня получается».
Можно дискутировать на тему того, этично ли 13-летней фигуристке заявлять о необходимости передела границ, но само решение катать под «Арцах» было во многом политическим. И оставить эту программу после начала войны в Карабахе. А с точки зрения попадания в образ и передачи идеи программы на льду личностные эмоции играют Петросян на руку. Тем более что она внимательно подходит не только к работе над произвольной, короткую она показывает не менее проникновенно и обдуманно. «В короткой я катаю танго, это танец страсти, эмоций. Я считаю, что это очень красивый танец. Четкий, резкий. А я и сама очень резкая девочка, — объясняет Петросян. — И на льду мы ставим эту программу, чтобы показать эти мои качества. Потому что программа должна подходить человеку, который ее катает».
После программы Петросян под армянские мотивы логичным выглядел вопрос и о татарской музыке для Камилы Валиевой, Алины Загитовой и даже Софьи Акатьевой, у которой татаро-башкирские корни. Глейхенгауз сказал, что готов рассмотреть варианты, если ему пришлют интересные. Оказывается, Даниил читает сообщения от фанатов. В том числе о выборе программ на следующий сезон, так что у вас есть все шансы повлиять на будущее «Хрустального»! Правда, пока что ничего интересного хореограф в предлагаемых композициях не увидел.
«Нам часто присылают различную музыку, — сказал Глейхенгауз. — Иногда даже сами пишут песни для наших фигуристок. Пишут, к примеру, что нашли композицию, под которую Валиева обязательно должна выступать на Олимпиаде. Я стараюсь все слушать внимательно, читать, но чаще всего всерьез рассматривать эти предложения сложно».
Известно только, что вопрос о произвольной для Валиевой на олимпийский сезон уже не стоит. С вероятностью 99 процентов это будет «Болеро» Мориса Равеля. По мнению Глейхенгауза, постановка вышла вполне удачной и нет причин ее менять. А вот программы для Акатьевой на будущий год еще не выбирали, и от варианта под национальные татарские мотивы она не отказывается. «Пока не знаю, что выберем, вариантов много», — заметила спортсменка.
В разговорах о более насущном — работе над новыми прыжками — девочки мало чем удивили. Петросян нарабатывает четверной тулуп. Была вероятность, что она подготовит его и к чемпионату России, но в штабе Тутберидзе решили не форсировать подготовку. Как и не нагружать лишними ультра-си Акатьеву. Софья и так выступает пока словно на пределе своих возможностей — тройной аксель с двумя четверными тулупами дается ей крайне тяжело. Но в планах и новые элементы.
«Я бы хотела в программе прыгать еще и четверной сальхов, на тренировках мы пробовали этот набор, — заявила Акатьева. — В следующем сезоне буду работать над ним, а также пытаться выехать с четверного лутца и флипа. Надо усложняться». Планомерную работу над новыми квадами Софья будет проводить в конце сезона, так как по его ходу это травмоопасно.
Ждать четверной в самое ближайшее время стоит и от Софьи Муравьевой — самой неожиданной призерки соревнований. На первенство в Красноярск спортсменка «Ангелов Плющенко» поехала с пока что не особо медийным тренером школы — Сергеем Алексеевым. Свою роль в команде он оценивает как универсальную, но все же больше Алексеев работает именно над техникой. И по его словам, четверной тулуп от Муравьевой уже на подходе. Он был даже в заявке на прокат, потому что по изначальным планам они думали над его исполнением уже в Красноярске.
Рассказал Алексеев и что не работает со спортсменками Сергея Розанова. В «Ангелах Плющенко» до сих пор продолжаются сложные внутренние конфликты. К примеру, Вероника Жилина сильно замялась на вопросе о причинах прекращения сотрудничества с Розановым и так и не смогла ничего сказать.
Главной надеждой на технические чудеса была Софья Самоделкина. Вероятность исторического четверного риттбергера привела на арену «Кристалл» многих неспортивных журналистов, которые пристально считали обороты на каждом элементе, поскольку в заявке риттбергер стоял.
Но в итоге на этот квад Самоделкина не заходила даже на тренировках. «Утром на тренировке все было довольно стабильно с двумя сальховами. И поэтому решили не рисковать», — объяснила Софья свое решение. Только вот и ставка на чистое исполнение программы не сыграла. Сальховы получились неплохими, но после четверных прокат Самоделкина выдала рваный. Это признает и сама спортсменка. «На 60 процентов собой довольна, на 40 — нет. Не все получилось в обеих программах. Будем работать над стабильностью», — добавила она.
Новых квадов в ближайшей перспективе от Самоделкиной ждать не стоит — с тренером Сергеем Давыдовым Софья решила остановиться на сальхове, риттбергере и тройном акселе. Ведь и с таким набором она практически непобедима по технике. Поэтому, к слову, Самоделкина с большим воодушевлением прочитала новости о планах провести в рамках Кубка Первого канала турнир по прыжкам. Но ее на этот турнир не пригласили.