12 марта 2019, 13:00
– Все говорят о космическом уровне Александры Трусовой, а также о ее трио с Анной Щербаковой и Аленой Косторной. Есть объяснение, почему у других такого космоса даже рядом нет?
– Родители, которые чувствуют, что их дети могут что-то сделать в фигурном катании, все едут к Этери Георгиевне Тутберидзе. У нее изначально очень хороший материал из перспективных и талантливых ребят. И она показывает результаты, ее подопечные выигрывают Олимпиаду, большие турниры. Понятно, почему хотят попасть в эту группу. С девочками у нее получается. Она чувствует их, понимает их психологию.
– Можно говорить, что Тутберидзе – лучший женский тренер в мире на данный момент?
– Наверное, одна из лучших точно. Алексей Николаевич Мишин тоже здорово работает с девочками, так что целиком первенство я бы ей не отдавала.
– У Александры Трусовой в произвольной программе было три четверных прыжка. Это потолок или даже такое можно превзойти?
– Почему потолок? Если она прыгает лутц, тулуп и сальхов, мы видели его в прошлом году. Пожалуйста, можно идти вперед, совершенству нет предела.
– Сколько четверных прыжков тогда можно вставить? Прямо шесть, как Нэйтан Чен?
– Семь прыжков в произвольной программе можно делать, там обязательно должен быть аксель, так что шесть – да пожалуйста!
– Сама Александра говорит, что пробовала тройной аксель, но он у нее не получался. А он ей вообще так уж нужен во взрослом катании?
– Наверное, если у тебя есть четверные прыжки, аксель необязателен. Он стоит дешевле, чем четверной, так что расстраиваться тут точно не надо, если что-то не удается. Но если поймать правильную технику, по мне, аксель – достаточно легкий прыжок, я исполняла двойной, тройной. Четверные мне не покорялись.
При переходе на взрослый уровень судить будут по-другому
– Анна Щербакова прыгнула только один четверной – получается, приходится говорить "только", раз этого уже мало, и после чемпионата она в тени Трусовой. Надо добавлять?
– Да, это смешно говорить – всего один четверной! И уже оставили ее бедную без внимания! Думаю, что те, кто следят за юниорским фигурным катанием, пристально смотрели и за Александрой, и за Анной. Выиграть могла и та, и другая, борьба была. Они постоянно друг с другом соревнуются, Щербакова выиграла взрослый чемпионат России, здесь немного проиграла, конкуренция есть и на тренировках. Так что тот, кто психологически выстоит на следующий год, тот и будет выигрывать. Думаю, мы какой-то период времени будем видеть постоянно эту борьбу.
То, что Анна проиграла сейчас, не показывает, что она будет проигрывать постоянно. Нет, она будет стремиться вперед, совершенствовать свою программу, не только в плане прыжков. Они и так одни из самых сложных в мире, включая взрослых девушек. Им всем стоит работать над самой программой, чтобы вторая оценка выросла. Переход на взрослый уровень будет сопряжен с некоторыми нюансами. Понятно, что они лучшие, но на международных соревнованиях их будут судить по-другому. Там требуют именно женское фигурное катание. Им есть над чем работать. То есть надо не растерять плюсы в виде четверных прыжков, то, что никто не делает, и добавить в катании в артистизме. И могут смело входить во взрослую жизнь!
– Была бы Алена Косторная в Загребе – борьба была бы плотнее? Воспользовалась бы падением Трусовой?
– Конечно, конкуренция была бы жестче. Мне очень нравится Алена. Она правда очень сильно отличается своим катанием от Трусовой и Щербаковой. У нее оно уже взрослое, очень мягкое, красивое. По-другому его воспринимаешь. Да, она пока не показывает на соревнованиях серьезные прыжки, хотя я видела, что она прыгает прекрасный тройной аксель, не знаю, куда он у нее делся. Но люди тоже судьи, и впечатление, которое она производит, заставляет видеть ее по-другому. Так что при чистом катании она навязывает борьбу двум девушкам, у которых есть четверные.
Мы должны радоваться, что у нас есть следующая плеяда чемпионок
– Во взрослом катании эту троицу ждут Загитова, Медведева и другие. Получается, им стоит опасаться, есть риск непопадания в сборную?
– Конечно, действительно так. Это их прямые конкурентки. Они не просто неизвестные никому, все, они уже зарекомендовали себя с лучшей стороны. Они тоже хотят выступать на взрослых чемпионатах мира, Европы. Цель – это Олимпийские игры. Соперничество будет очень серьезное. Мы же уже видели, что когда они выступали, то Алина не смогла психологически отстоять – на чемпионате страны. Не потому что она что-то не умеет делать. Ей было достаточно сложно, такой момент, чемпионат России, и не хотелось ей не проигрывать молоденьким девчонкам в статусе олимпийской чемпионки. Но не получилось у нее их обыграть.
– Именно присутствие более молодых напарниц по группе Тутберидзе сыграло роль?
– Конечно, да. Это психологический момент. Алина в этом году появились ошибки, падения. Но в целом она неплохо выглядела до чемпионата страны, а в Саранске произошел серьезный срыв. Не просто не получилось что-то, мол, оступилась один раз случайно, а не получилось в произвольной программе абсолютно ничего. Зато мы должны радоваться, что у нас, что бы ни случилось с Алиной, Женей, есть следующая плеяда чемпионок, который точно будут пытаться выйти в лидеры.
– Не обидно вам, что это напоминает некий конвейер – так быстро сменяются лидеры?
– А мне почему должно быть обидно? Конечно, лучше, когда ты в национальной команде 10 лет находишься, ездишь, тебя все знают, и главное, что ты все время отстаиваешь это звание. Каждому пожелаешь такой судьбы, как у Ирины Слуцкой. Я тоже долго была в сборной. Но хочется же всем! У нас просто очень много хороших фигуристок. И я очень надеюсь, что кто-то из этих девчонок окажется долгоиграющим лидером. Прям им желаю, потому что это кайф – так долго находиться в обойме.