До окончания насыщенного для российского фигурного катания 2019 года остаются считаные часы. В него уместились: сенсационная победа Самодуровой на чемпионате Европы, волевая победа Загитовой на чемпионате мира и ее последующий уход, спровоцировавший самое громкое публичное выяснение отношений за долгие годы, и появление трио вундеркиндов Трусова — Щербакова — Косторная. А ведь было еще возвращение танцевальной пары Синицина — Кацалапов, появление новой дуэли в парах — Бойкова с Козловским против Тарасовой и Морозова, бросало из стороны в сторону наших мужчин.
2020-й обещает быть не менее событийным. В него мы входим с послевкусием предновогоднего чемпионата России в Красноярске. Итоги турнира в интервью «СЭ» подвел вице-президент Международного союза конькобежцев, судья и технический контролер соревнований Александр Лакерник. Он поздравил читателей с Новым Годом, рассказал свое видение ситуации с коньками Медведевой и отбором в женскую сборную. Поговорили и о проблемах одиночников и необходимости изменений в танцах.
— Александр Рафаилович, чемпионат закончился, довольны ли вы тем, как все прошло?
— Да. Организация хорошая, хозяева старались. Трибуны были полные, причем зрителями, которые хорошо принимают. Были, конечно, мелочи, связанные с недостатком опыта проведения таких турниров, логистические нюансы. Но в целом все понравилось.
— Женские тренировки не стоило открыть для публики? Все они были закрыты, а билеты наверняка бы раскупили.
— Мне неизвестна причина, по которой их не открыли. Надо было вам раньше задать мне этот вопрос.
— На другие национальные чемпионаты ездите?
— Да, был в Австрии, Швеции, на чемпионате четырех стран. Понятно, уровень несравним, у нас больше опыта и средств. Где там полный дворец возьмешь?
— Как у судьи логично у вас спросить про судейство — здесь есть какие-то нарекания?
— Скажем так: судьи не испортили картину. Те места, которые они совместно вывели, соответствуют произошедшему на льду. Конечно, в воскресенье у нас был разбор, по отдельным оценкам задавались вопросы и предъявлялись претензии. Но это рабочие моменты. Всех судили ровно, результат не вызывает вопросов. Иногда возникает ощущение, что что-то могло быть по-другому. Сейчас его не было.
— По поводу танцев доводилось слышать от специалистов сомнения.
— Был бы другой результат — было бы недовольство с другой стороны. Наверное, хочется, чтобы правила в танцах были понятнее. Тогда люди, предъявлявшие претензии, имели бы больше оснований. Там настолько запутанные правила, что черт ногу сломит.
— Есть у ISU желание это исправить?
— Пытаемся. Надо менять вектор развития этого вида, но это всегда непросто.
— Обрисуете идею этой смены? Куда вектор направлять теперь будут?
— Идея — сделать правила танцев более понятными. Там есть моменты, которые надо обсуждать не только на уровне России, но и на международном, с техническим комитетом.
— Среди обсуждавшихся рабочих моментов была оценка +1 Анне Щербаковой за степ-аут на четверном флипе?
— Математические получить это, наверное, можно. Потому что судья начинал с +2 и потом снял единицу... Но по сути +1 за такие элементы — многовато. Исполненный таким образом элемент должен быть с минусом.
— В вашей практике бывало что-то подобное эпизоду с поломавшимися коньками Медведевой на решающем старте?
— У меня был случай, когда на чемпионате Европы выступала пара Ельцова — Бушков, и у партнера прямо во время проката сломался конек. Я работал в роли рефери. Они подъехали, показали глубокую трещину, сказали, что дальше кататься не могут. Так что утверждать, что такого вообще не бывает, нельзя. Бывало и хуже. Но комментировать это может только сама Женя. Одно дело, что говорят другие люди, даже держа этот ботинок, а главное, что говорит сам спортсмен.
— Просто вам-то конек тогда показали, а сейчас ботинок публика не увидела.
— Сейчас такие усиленные ботинки, что даже если там что-то ломается, внешне это может быть не видно. Даже если бы зрителю показали, это не сняло бы вопросы. Кроме слов самой спортсменки здесь не на что опираться. Она утверждает, что кататься не может.
#RN2020 Evgenia practiced on her old boots, one of which was damaged.
— MedvedevaNation (@MedvedevaNation) December 27, 2019
Despite this, she landed several jumps and had a clean run through ??https://t.co/hjoCut3sg0 pic.twitter.com/tVZjqs8XRX
— Между ученицами Тутберидзе и остальными огромный разрыв. Недостаточная конкуренция не может ударить по сборной?
— Я бы не стал торопиться с такими выводами. Да, она первая пошла по этому пути, они в группе нащупали дорогу к четверным прыжкам, и с тройным акселем Косторная и с четверными Трусова и Щербакова создали себе этот отрыв. Но если они идут этим путем, то следом появляются другие тренеры, которые тоже по нему пойдут. И уже есть наставники, у которых в тренировочном режиме дети прыгают четверные. Школа Тутберидзе показала возможность, ей будут пользоваться и остальные.
— Турнир в Красноярске оставляет какие-то вопросы о заявке на чемпионат мира?
— Как обычно принято, состав на него обсуждают после чемпионата Европы. Сейчас объявлен состав, у каждого спортсмена есть задание, приемлемое для него место. Если кто-то из спортсменов не будет выполнять это задание, исполком будет смотреть, брать ли его на чемпионат мира.
У мальчиков и вовсе у нас только две квоты, поэтому поедут, вероятно, те, кто будут выше на Европе. Вообще катание мальчиков — головная боль не только по самому этому виду, но и командным соревнованиям Олимпиады. Вопрос не столько в чемпионате Европы, там невысокая конкуренция, а в том, как будут кататься наши.
— Многие говорят, что у нас сейчас женщины и катаются лучше, и нервами крепче. В чем вы видите причину такого расклада? Может, просто всех парней через школу Тутберидзе прогнать?
— Видите ли, у нее все-таки пока основная масса спортсменов относительно маленькие по возрасту и более послушные. А с другой стороны — сколько у нас было великих фигуристов-мужчин? И тогда не было женщин! Урманов, Кулик, Ягудин, Плющенко. А девочек в то время почти не было. Может быть, надо смотреть, кто у нас идет в фигурное катание, а кто — в другие виды спорта. Может быть, изменились люди, которые приходят. Это некая социологическая проблема, а не технического характера или морально-волевого. Почему раньше были великие бойцы как Плющенко, который с болтами в спине выходил и делал все, а сейчас половина парней не может сделать, что умеет?
— Москва и Питер расхолаживают? Пытаюсь социологическое объяснение найти.
— А я сам не знаю. Надо смотреть, кто у нас занимается фигурным среди мужчин, женщин, сколько их? Изменились приоритеты, виды спорта. Может быть, мальчики сейчас чаще идут в динамичные виды спорта. Вопрос стоит изучения. До Олимпийских игр немного осталось. А нам надо иметь хотя бы одного — двух человек, которые способны бороться в команде, А то мы можем одним видом испортить все, как уже было в Пхенчхане.
— Вы согласны, что характера нашим мужчинам не хватает?
— Да, это бесспорно. Просто я предлагаю поискать, почему.
— Чемпионат России завершен, сборная сформирована. Получается, все остальные фактически могут либо закрываться во дворцах и тренироваться, либо лететь лежать на пляже. Не нужны ли нам еще какие-то турниры во второй части сезона?
— Во-первых, международный календарь все-таки есть, во-вторых, есть финал Кубка России. Между прочим, в прошлом году Евгения Медведева на него поехала, пробилась в сборную и потом очень хорошо выступила на чемпионате мира. Поэтому если хотеть, то соревнования еще есть. Форму можно держать. Спортсмены могут болеть, травмироваться — вид спорта у нас непростой. Не дай бог, конечно.
Поэтому всегда есть варианты. Лизе же надо накатывать четверной тулуп в программе, потому что пока она умеет его делать только отдельно. Попытка вставить его в программу пока оказалась неудачной.
— То есть вы бы посоветовали фигуристкам, которые не попали в сборную на чемпионате России, заявляться на финал Кубка?
— Да. Я бы посоветовал людям, которые хотят что-то показывать в фигурном катании, не считать сезон законченным.
— Финал Кубка России может стать определяющим для состава на чемпионат мира и в этот раз?
— Сейчас не готов отвечать на этот вопрос. Это будет зависеть от совершенно конкретных обстоятельств.
— Результатов чемпионата Европы, так понимаю?
— На сегодняшний день таких предпосылок нет, а потом, может быть, будет видно. Мало ли что. Не иметь скамейки — это очень плохо.
— Не слышно ли ничего нового об инициативе ФФКР по отмене запрета четверных в короткой программе? Вроде бы уже технический комитет должен отправлять предложения Конгрессу...
— Федерация России старается продвигать этот вопрос, готов ли к этому технический комитет — другой вопрос.
— Ну, там все-таки Федор Климов есть.
— Да, но Федор Климов там — один. А надо, чтобы к этому был готов весь техком. Либо как минимум большинство его членов (Всего их семь с учетом председателя. — Прим. «СЭ»), там принимается решение голосованием. Будем следить, как будет развиваться этот сюжет в 2020-м. Пользуясь случаем, поздравляю ваших читателей и всех болельщиков фигурного катания с Новым годом. Российским фигуристам нужна ваша поддержка!