Эксклюзив

23 декабря 2019, 18:30

Ари Закарян: «Сегодня фигурное катание — это Россия и Япония»

Закарян о Туктамышевой, Косторной, Трусовой, четверных прыжках и отношении к фигурному катанию в США.

С известным спортивным агентом и менеджером, а также постановщиком Ари Закаряном мы планировали пообщаться еще после прошлогоднего чемпионата страны в Саранске. Однако реализовать этот замысел оказалось непросто: Закарян в буквальном смысле оказался неуловим. Только говорил с тобой в пресс-центре — уже его увлекли разговором сразу несколько собеседников на разных языках, только был в Москве и был готов встретиться — завтра уже оказался на другом континенте. Однако после пресс-конференции, посвященной премии ISU Skating Awards, долгожданный разговор все-таки состоялся. В эксклюзивном интервью «СЭ» инициатор проведения премии объяснил, благодаря чему в российском женском одиночном катании случился прорыв, а популярность фигурного катания в США за последние годы очень упала.ъ

Теракты и прощание с 6,0

ISU Skating Awards, here we go, who will take it??? #isu #figureskating don't forget to vote ISU.org

Публикация от Ari Zakarian (@arizakarian)

— Ари, в России сейчас просто бум популярности фигурного катания, а в мире?

— В мире ситуация, в целом, печальная. Сегодня фигурное катание — это Россия и Япония. США? Там все очень плохо, но для объяснения причин такого расклада нужно обратиться к истории. С середины шестидесятых до 2002 года Америка была лидером в фигурном катании, особенно в девяностых. В 1994 году произвольная программа женщин на Олимпиаде в Лиллехаммере была на втором месте по рейтингам телетрансляций после супербола. И тогда почти каждую неделю были шоу, соревнования, которые показывали в телеэфире, профессиональные чемпионаты. Перекормили? Может быть. Но дело даже не в этом.

Вспомните Солт-Лейк-Сити-2002, до этого в 2001 году случилась трагедия «911», после чего в Америке наступило время депрессии. Живя там я понимал, что происходит. На Игры заезжали как на серьезную супервоенную базу: стояли военные, суперсекьюрити, машины все проверяли. Это было правильно, потому что спортсмены и должны всегда быть в безопасности. Но начиная с Солт-Лейк-Сити многое в нашем виде спорта начало меняться. Тот же скандал со второй золотой медалью для канадской спортивной пары не пошел ему на пользу.

Еще через год поменялась система оценивания. Многие зрители и фанаты, которые смотрели фигурное катание десятилетиями при системе «5,9» — «6,0», просто не смогли понять ее и в итоге перестали смотреть фигурное катание вообще. На мой взгляд, именно в этот момент мы потеряли где-то половину зрителей.

— Но разве новая система не добавила объективности?

— Сейчас мы ее приняли, спустя 16 лет. А на ее понимание ведь ушло где-то 10 лет, профессионалы и те не сразу понимали, что происходит. И эта система поменяла фигурное катание в целом. Если раньше мы могли наблюдать Яна Хоффмана с тройными прыжками, но при этом и Толлера Крэнстона, который катался красиво, и Робина Казинса, исполнявшего огромные прыжки и вращения в линию. Раньше было время индивидуальных фигуристов, отличавшихся друг от друга техникой, стилем.

В рамках нынешних правил все делают одно и то же и копируют друг друга. Сейчас мне не нравится, что если я приду на каток и попрошу сделать классический волчок со сменой ноги, не каждый сможет его исполнить. Фигуристы больше привыкли делать четыре разных позиции, засовывая куда-либо неудобным образом руку или ногу, чтобы получить максимальный уровень сложности. Мне бы было гораздо приятнее увидеть либелу оборотов в 20 на хорошей скорости, и на зрителей это бы произвело гораздо большее впечатление.

Посмотрите старые видеозаписи, зал всегда реагировал на особенные элементы, те же дорожки шагов Курта Браунинга и Скотта Хэмилтона, Евгения Плющенко. А дорожка шагов Ягудина? Она ведь сама по себе была простой, но исполнялась классно и в музыку, потому и доставляла удовольствие зрителям. Сейчас же редко кому-то хлопают на дорожках, потому что все они очень похожи. Фигуристам с четверными и тройными прыжками исполнять их несложно, так что тут больше играет роль музыки и хореографа.

В контексте снижения популярности фигурного катания в США после Солт-Лейк-сити-2002 был еще один момент. Выигравшая там Сара Хьюз почему-то решила идти учиться. И большинство ярких американских фигуристов не остались в этом виде спорта. Мишель Кван ушла в политику, у Брайана Бойтано свое кулинарное шоу, Эван Лайсачек, выигравший в Ванкувере-2010, ушел в бизнес. Саша Коэн, по-моему, и вовсе работает в IT-компании. Скотт Хэмилтона я безумно уважаю за его отдачу фигурному катанию, он — воин этого вида спорта.

Причем очень легко провести аналогию с тем же теннисом. Представьте, что будет, когда перестанут выступать Надаль, Федерер и Джокович? Лично я просто потеряю интерес к этому виду спорта. И пройдет время, чтобы я привык к новым именам. Еще одним негативным фактором для США стал Турин-2006, который стал фейерверком российского спорта. С этого момента пошло стремительное развитие нашего фигурного катания. В Турине-2019 во взрослом и юниорских Финалах серии «Гран-при» около 75 процентов участников были российскими. Для России такой расклад хорош, для остального мира — не очень. В США теряется интерес, в Канаде тоже уже дела обстоят не очень.

Малооплачиваемый вид спорта

— Однако, если феноменальный подъем женского одиночного катания повторить сложно, то в остальных видах их позиции не так уж слабы. Тем более, что Канада выиграла командный турнир в Пхенчхане-2018. Правда, вся та команда дружно ушла из спорта...

— Они думают о своем будущем: как кормить детей и строить дома, покупать машины. Финансово фигурное катание не дало им ту платформу, которая бы их обеспечивала всю жизнь. В том же теннисе, футболе и хоккее спортсмены зарабатывают столько, что могут обеспечить свои семьи на несколько поколений вперед. В этом и цель премии ISU Skating Awards — чтобы пошло какое-то движение в этом направлении. Фигурное катание — очень малооплачиваемый вид спорта.

— В России болельщики только горестно сокрушаются, что суперзвезды российского фигурного катания при всей популярности вряд ли могут соперничать по уровню доходов с футболистами РПЛ...

— Конечно же, же финансовая платформа этого вида спорта должна измениться! И мне очень хочется что-то сделать для этого. Ведь фигурное катание — один из лучших видов спорта в мире! Оно развивает множество качеств в человеке: музыкальность, разум, дает дорогу в будущее, делает тебя спортивным. Плюс делает моложе: посмотрите на тренеров, начиная от того же Игоря Шпильбанда и заканчивая Тамарой Москвиной. А Елена Чайковская, которой только исполнилось 80 лет? А Алексей Мишин, который в 78 лет ездит по миру? А сколько возрастных фигуристов катается в шоу Ильи Авербуха? В других видах спорта такого нет! Сравните 100 фигуристов и столько же представителей другого вида спорта: первые будут выглядеть глобально выигрышнее, готов под этим подписаться! Ситуация, в которой футболист, который просто гоняет мяч и получает в 100 раз больше, чем любой суперфигурист, несправедлива.

— Получается, в фигурное катание должны прийти спонсоры?

— Да. Но для того, чтобы они пришли, должны быть условия. Та же Россия сейчас — просто супердержава ледового бизнеса. Выше только звезды! А Москва — столица мирового фигурного катания. И это как многолетняя профессиональная работа федерации, так и государственная поддержка, которой просто нет в других странах.

Спасибо Турину-2006

— Создается впечатление, что больше всего в тени находятся спортивные пары и танцы на льду. В одиночном то катании сложные прыжки, которые дают адреналин и вау-эффект.

— В России смотрят все, зритель обучен, который хорошо разбирается в нем, и он очень благодарный. Плюс топ-фигуристы всегда бывают на аренах, те же Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин присутствуют почти на всех соревнованиях. Они живут фигурным катанием, все связаны с ним, зарабатывают. Очень хотел бы вернуть ISU-тур, этого ждут и фигуристы, и зрители.

— А заодно и профессиональные чемпионаты мира?

— Это очень важный момент. Существуй эти чемпионаты сейчас, жизнь фигуриста в спорте длилась бы гораздо дольше. Вспомните Олега Протопопова и Людмилу Белоусову, не так давно ушедшую из жизни. Они ведь до 70 с лишним лет выступали. Но пока лично я сконцентрирован на премии и туре.

— Совсем скоро в Красноярске пройдет чемпионат России, на котором определяется три будущие участницы чемпионата мира и Европы. Для остальных же по большому счету сезон будет завершен. Хотя во второй его части точно был не помешал какой-то статусный турнир...

— Мы послушаем, что говорят люди. Федерацией руководят профессионалы, которые примут верное решение. При желании все можно решить и организовать. Ситуация сложная, такого наплыва талантливых фигуристок вообще никогда не было.

— А какими вам видятся глубинные причины такого потока талантов?

— Во-первых, это то, что я отмечал ранее — работа тренеров, федерации плюс поддержка государаства. Во-вторых, в 2006 году Россия начала стремительно развиваться, с него по 2008 год люди начали хорошо зарабатывать. И это поколение с хорошим доходом начало отдавать девочек в фигурное катание, спасибо Турину-2006. Потом Сочи-2014, все начали думать: Олимпиада у нас в стране, а почему не заняться этим видом спорта? Стали строить катки, появились новые возможности. Из Европы и США стали возвращаться российские тренеры, которые посмотрели американскую систему фигурного катания и стали более опытными.

Перед Плющенко все терялись

— А почему же в мужском катании все эти факторы не сработали?

— У парней все не так плохо. Просто тот же Женя Плющенко и в 2010 и в 2014 годах очень достойно выступал и был лидером. Не было тех, кто мог бы с ним конкурировать. Он был в те времена львом, в итоге другие фигуристы, соперничая с ним, терялись и не могли обрести уверенность в себе. Женя уничтожал соперников даже не выходя на лед. Он был явлением и продвинул фигурное катание вперед. Прошло уже 20 лет, а многие до сих пор вспоминают его противостояние с Ягудиным. Позже появилось противостояние Загитова-Медведева, Чен-Ханю, Надаль-Федерер.

Если говорить о новом поколении ребят, то оно сильное, и буквально через один-два года будут доминировать в мировом мужском катании. Запад нам в этом упускает. Главные имена сейчас в мужском катании — Ханю, Чен и Уно, а наши где-то рядом.

— Обидно, что потенциал то у наших мужчин есть, они же полностью в тренде четверной гонки! Кто-то считает, что строгости не хватает.

— Я и Диму Алиева, и Сашу Самарина знаю. Они — классные ребята, одаренные, хорошо работают. Их время придет, причем, я уверен, очень скоро.

— Вы стали очевидцем самого первого четверного тулупа от Елизаветы Туктамышевой. Как так вышло?

— Алексей Николаевич Мишин был моим тренером 8 лет, невероятно уважаю этого человека. Он такой старший друг, поэтому всегда, когда бываю в Санкт-Петербурге, захожу к нему на тренировки — фигурное катание — это моя жизнь. Вот и тогда зашел, а Лиза четверные пробует, и кстати сделала тот четверной с четвертой попытки.

Умница, красавица и суперчеловек

— А как вы сами относитесь к женским четверным прыжкам?

— Эволюцию невозможно остановить. Рекорд порождает рекорд. Если самолет летает со скоростью тысячу километров в час, а потом должен лететь 500 километров, потому что так решили, это невозможно. Двигаться можно только вперед. Конечно, свои нюансы есть и человеческий организм несовершенен, он будет травмироваться. Но в этом и суть спорта. Вспомните Ванкувер-2010, где четверной прыжок делал только Плющенко. А сейчас если кто-то его не делает — на него станут показывать пальцем.

— Американцу Джейсону Брауну как раз за это иногда доставалось в комментариях Ягудина...

— Он кстати интересный комментатор, слушать его интересно, у него хорошо подвешен язык. Плюс Алексей владеет серьезной информацией и опытом в фигурном катании.

— И все-таки, что влечет зрителя больше: женственная программа с классным катанием или четверные прыжки?

— Сложный вопрос. Девочка может быть просто привлекательной внешне и влюбить этим в себя, то же самое и с парнем. Стать образом или кумиром, за жизнью которого хочется следить. Сам я не могу подобрать правильный ответ.

— А если зайти с другой стороны, чья программа в этом сезоне вам по-настоящему понравилась, чтобы появилось желание пересмотреть ее несколько раз?

— Программы двух наших ведущих танцевальных пар Синициной/Кацалапова и Степановой/Букина, французев Пападакис/Сизерон и канадцев Гиллес/Пуарье. Хорошо смотрится Эймоз, явление-Ханю даже не обсуждается, он словно пришелец. Чен — это суперталант, который совершествуется с каждым днем. Да и наши ребята: Самарин пролетает в четверном лутце просто на невероятной скорости. Алиев очень мягенький и пластичный.

А девчонки это вообще... Если говорить чисто о программах, то у Загитовой и Медведевой они обе в этом сезоне хороши. Саша Трусова выходит на лед и все ждут: прыгнет четверные или нет? И это особенное чувство — ожидание рекорда и космических достижений. Как в случае с Усэйном Болтом и Майклом Фелпсом. Рекорд обновляется и ты думаешь: суперчеловек!

Косторная — элегантная красавица, фигуристка с «fullpackage». Аня Щербакова — умница, прекрасно воспитанная, cо своим стержнем — ведь она идет на четверные прыжки после серьезной травмы — перелома ноги в 2017 году, у нее вторая по сложности программа в мире. Перед Лизой Туктамышевой, выучившей в 23 года четверной прыжок, снимаю шляпу.

Величайшая Туктамышева

— Однако не факт же, что этот прыжок ей поможет попасть в сборную. Да и в Финале «Гран-при» в Турине ее не было...

— Знаете у меня есть один суперский фигурист, который катается в шоу. И он сказал мне: я хочу соревноваться! Я удивился: мол, зачем, съездишь на шоу, денег заработаешь, а то тренироваться целыми днями. На что получил ответ: «А я хочу, я получаю от этого кайф». Я не стал с ним спорить, человек счастлив.

Что касается Елизаветы, то она — величайшая спортсменка, которой нужно подождать и узнать, что будет дальше.

— Одна из ее самых больших проблем оценка за компоненты...

— Для меня это темный лес. Я за то, чтобы вернуть классику. Делает человек либелу хорошо — это видно, а когда всякими позами зарабатывают четверной уровень сложности и прячет недостатки... Человек, который не может сделать нормальный «волчок», может за счет уровней обыграть самого крутого фигуриста по вращениям и так далее. Я хочу, чтобы фигуристы катались от души, кайфовали, танцевали, двигались на скорости, а зрители ловили их энергетику. И как только произойдет — мы сразу поймем: кто плохо катается, а кто хорошо.