Гость «СЭ»
30 ноября 2019, 10:00
Заслуженный тренер России Инна Гончаренко стала гостьей «СЭ» и поделилась мнением о том, почему Алину Загитову не стоит осуждать за участие в светских мероприятиях, Елизавету Туктамышеву на этапах «Гран-при» не засуживали, а четверные прыжки — вовсе не вселенское зло, которого боится весь мир.
— После контрольных прокатов вы отметили, что Загитова выглядит очень профессионально. Но стоило ей неидеально выступить в серии «Гран-при», как начались рассуждения на тему ее неспортивной активной жизни...
— И я не поменяла своего мнения. Презентации и съемки — это тоже часть работы, когда спортсмен достигает определенных результатов. Алина это заслужила и имеет полное право. От этого нельзя закрыться, жизнь идет, девочки взрослеют и это нужно понимать. И это профессионализм. Мы увидели шикарную произвольную программу Загитовой в Японии. Если человек не профессионал, он бы не просто справился, тем более что в Японии энергетика особенная. Пример — та же кореянка Лим. А у нас страна советов — их давать любят все. Надо слушать тренера.
— Главная соперница россиянок в Финале «Гран-при» японка Рика Кихира на домашнем этапе серии заявила четверной сальхов в произвольной программе, к чему, на ваш взгляд, были все эти манипуляции?
— В начале сезона я очень ровно ее оценивала — темы в программах взяты неординарные, хотя и видна рука большого мастера. А сейчас она их вкатала, Рике музыка очень идет, в произвольной программе меняются костюмы плюс она катается на высокой скорости. Как видите, никто не спит, все работают, ищут, где прибавить, как себя оттенить. Но не забывайте — что это был лишь отбор к Финалу «Гран-при». Возможно, ее команда решила, что не стоит рисковать, а достаточно будет и второго места. Плюс японская спортсменка выступала дома и имела поддержку в компонентах. Она даже тройной лутц в произвольной программе делать не стала. Рассчитывали победить Алену Косторную этим, но не вышло.
— Однако при всех домашних стенах Косторной, выступавшей в короткой программе до Кихиры, баллов на мировой рекорд не пожалели...
— Думаю, что, когда Косторная только выскочила на этапе во Франции, на нее особо и не рассчитывали, у всех больше на счету были Трусова, Щербакова, та же Загитова. Про Алену все знали, что да есть красивое катание, но тройной аксель она прыгнула на тот момент лишь на одном турнире. А к Японии стало понятно, что она идет только вперед.
— Судейство по ходу этой серии было неоднозначным и местами достаточно строгим. На ваш взгляд, что будет главным трендом в сезоне и чего вообще хочет ISU?
— В ISU тоже работают люди, которые наблюдают за происходящим и пытаются понять, к чему все идет. Сейчас в женском одиночном катании переломный момент. Очевидно, что все придет к усложнению технического контента в сочетании с красотой катания и искусством. Это уже удалось Алене, и по этому пути идет Кихира. У последней хорошее мягкое японское скольжение, cвоя выразительность.
Когда смотришь на Косторную, то помимо прыжкового контента, видишь, как у нее в душе словно птички поют, а в короткой программе — ангелочек. С этим надо родиться, но будут побеждать именно такие спортсмены. Точно также и Ханю всегда поет что-то запредельное на льду, даже возможно и нам непонятное. Это завораживает и оказывает словно гипнотическое воздействие. Косторная благодаря своему магнетизму просто завладела публикой и специалистами. А последние тоже люди.
— Разве судейство не повлияло на непопадание в Финал серии Туктамышевой, или во всем виноваты ее ошибки?
- Лиза — молодец, но вы видели какая шла борьба за Финал? Туда отбирается только шесть участниц, тут ничего не поделаешь, той же Жени Медведевой там не будет. Все усложнилось.
— А не потерялось ли время на заменах программ?
- Конечно. Была поставлена очень хорошая программа у ведущего специалиста в этой области, Шэлин Бурн. Что-то менялось, были сомнения, возможно, на этом было потеряно время. Но если поставил цель — то иди уже к ней, переламывай себя. Мы же видели на последних стартах, что она подошла к ожидаемому варианту. Но тут ведь все было очень быстро, времени с перелетами и всеми этими поездками было очень мало.
— А как вам возвращение прошлогодней яркой произвольной программы?
— Я не хочу обсуждать решение ее тренерского штаба. Им виднее. Если ты что-то решил менять или возвращать — выходи, выигрывай и ни у кого никаких вопросов не будет.
— Но разве в Китае судьи не поддержали Миахару?
— Я не смогу ответить объективно, потому что Сатоко мне нравится. Своей работоспособностью, cкольжением, новыми программами и темами на льду. Раньше у нее не было миниспектаклей на льду. Плюс Миахара очень качественно их исполняет, не выкидывая хореографию и движения. Ее произвольная программа производит впечатление и запоминается на соревнованиях. Плюс имя и рейтинг.
— В интервью «СЭ» бронзовый призер московского этапа «Гран-при» Мэрайя Белл так и сказала, мол, нет четверных прыжков и тройного акселя, нужно искать свою фишку в плане программ.
— Надо делать ставку на свои сильные стороны. У Белл стремительный стиль такой, немножко агрессивный. У нее шикарные вращения, есть позиции и переходы, которые не делают другие плюс ускорения в них. Мэрайя такая улыбашка, они взяли танцевальную программу, на которую прекрасно реагируют зрители. А когда весь зал восторженно воспринимает спортсмена, cудьи тоже реагируют. Никто не испугался четверных прыжков, каждый пытается найти себе. И мы, конечно, очень любим наших спортсменов, но только они же кататься не могут, это будет даже неинтересно.
— А тем временем совсем юные россиянки идут еще дальше — те же 12-летние Софья Акатьева и Софья Самоделкина уже вовсю вставляют в программы четверные и тройные аксели.
— Да, дети не боятся и конкуренция даже на доюниорском уровне просто сумасшедшая. Думаю, иностранные специалисты и за этим следят и поэтому такой ажиотаж. Но ведь в Америке есть Алиса Лью с четверными прыжками. Почему же они не пугаются ее, а повторяют: «Ой-ой, русские девочки». И в Японии, думаю, не боятся, а учат те же аксели с четверными. Просто помалкивают, чтобы потом нежданчиком показать. Прогресс не остановить.
— Но разве детей не жалко, если абстрагироваться от спорта?
— А не жалко детей, которые cлепые и горбатые, сутками сидят в айфонах? А потом родители с ними бегают по психологам и психиатрам. И таких детей гораздо больше, чем тех, которые занимаются фигурным катанием. Лучше учить четверной сальхов, чем сидеть постоянно у компьютера. Не того боимся.
Короткая программа? и произвольная программа?? Спасибо за фотки @eukka.v
Публикация от Samodelkina? (@ssamodelkina_official)
— Многие бы парировали, что родители часто заставляют детей и лишают их тем самым детства?
— Сейчас даже простая общеобразовательная школа требует колоссальных усилий. Тот же ЕГЭ. Если учиться как следует, делать все домашние задания и готовиться к олимпиадам, то и учеба очень сильно выхолащивает. У меня дочка училась до пяти-шести вечера, потом приходила и до полуночи еще делала уроки. Коснись любого дела, хочешь быть специалистом — надо пахать. Взять те же балетные школы. Там что, мало проблем? У них что, нет больных суставов, судорог от бесконечных танцев? В залах они дышат пылью, отсюда проблемы с легкими. Куча проблем, но фанатов своего дела это не остановит.
Когда ребенка в три-четыре года только приводят в секцию фигурного катания, что он может понимать? Он увидел по телевизору девочку или мальчика в красивом костюме и сказал: «Я тоже хочу». Конечно, работает фанатизм родителей. Даже Андрей Миронов в какой-то передаче рассказывал, как в 13-14 лет ненавидел, когда отец привязывал его ремнем к стулу у пианино, чтобы он играл. Хотя сам Миронов хотел бежать играть с ребятами во дворе. А позже признал: «Я в ножки ему кланялся, не было бы того момента — не было бы меня как артиста». Каким бы талантливым не был человек, всегда есть элемент принуждения и муштры. Но в то же время, если ребенок совсем не хочет, его не заставишь.
Гран-при Японии по фигурному катанию: расписание и трансляции