19 августа 2020, 19:00

ЦСКА победил «Хрустальный» на прокатах юниорок. Но это не более чем пролог

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Обе подопечные Этери Тутберидзе упали в произвольной программе

К контрольным прокатам отношение всегда неоднозначное. С одной стороны, всегда можно сказать, что это не более чем тренировка, снятая на камеру оператором Первого канала. Оценок нет, последствий как будто тоже. С другой — именно на них происходит обратная связь между фигуристами и федерацией. Генеральный директор ФФККР Александр Коган незаметно следил за происходящим на льду со скамеечки, как и несколько членов тренерского совета. Перед глазами пример той же Алены Косторной, которую вторые роли на контрольных прокатах побудили выучить-таки тройной аксель и выиграть прошлый сезон.

Хромых планку не удержала

По итогам короткой программы виртуальную тройку лидеров женской юниорской сборной России можно было определить примерно так: Самоделкина — Хромых — Осокина. Сегодня ЦСКА уже не оставил «Хрустальному» ни шанса.

Майя Хромых, которая зажгла вчера под блюз, сегодня не вытянула под звуки скрипки. Два падения — одно на четверном сальхове, другое на тройном лутце, и это Майе еще пришлось после одного прыжка хвататься за лед рукой, и это был прыжок... во вращение. Ситуация на таком уровне нечастая. Не все гладко было на каскадах. Словом, если вчера можно было сравнивать Майю с Камилой Валиевой и называть прокат перерождением, то теперь фигуристка из Нижнего Тагила сделала шаг назад. И даже новая постановка под красивую музыку Альфреда Шнитке не спасла.

Вообще бросилось в глаза, что произволки у всех фигуристок были очень сильными (и отчасти тяжелыми) композиционно. Бетховен сменял Прокофьева, между ними звучала лирика современных итальянцев... Ощущение, как будто на урок сольфеджио попал в музыкальной школе.

ЦСКА будет первым (но не всегда)

На фоне привычного внимания к подопечным Тутберидзе надо вернуть несколько строк Елизавете Осокиной, которые ей задолжали все СМИ за последние месяцы. Рослая фигуристка, которая только недавно перебралась из Казани в московский ЦСКА, снова выдала близкий к идеальному прокат, а лучше всего ее эмоции передавала хореограф Ирина Тагаева, которая чуть не прыгнула аксель у бортика. У Осокиной после задорной короткой программы получилась сентиментальная произвольная, а вариативность — главное преимущество фигуристки. 14 лет ей исполнится в декабре, но уже можно сказать, что приобретение Елены Буяновой заметное. Осокина, кстати, уже пробовала четверной.

Софья Самоделкина, работающая с другим армейским тренером Сергеем Давыдовым, также была безупречна. Тройной аксель, на сей раз без каскада, сложные заходы перед всеми прыжками и тяжелое дыхание после завершения музыки — 13-летняя москвичка отдала себя полностью.

Пожалуй, она выиграла эти прокаты, но при желании можно поискать в бочке деготь. Произвольную Софья, как и в прошлом сезоне, катает под «Маскарад», и конечно, музыка сразу воскрешает в чертогах разума прокаты Дмитрия Алиева, Татьяны Волосожар и Максима Транькова. А в этом году под нее будет выступать и еще одна тренирующаяся на катке ЦСКА — Евгения Медведева. С Самоделкиной может случиться эффект Трусовой — при бесспорной технической одаренности с компонентами будет оставаться проблема. При этом фактурно Софья совсем не похожа на Александру. Но над презентацией определенно надо работать. Впрочем, это в группе Давыдова умеют.

В общем, сегодня ЦСКА был первым. Но всегда, как гласит известный армейский заряд, так не будет. И уже в сентябре «Хрустальный» наверняка ответит.

Усачева действительно далека от Валиевой

Правда, пока для ответа все слишком сыро. Последней из фаворитов выступала номинально первая юниорка «Хрустального» (после скоропостижного перехода Валиевой во взрослые) Дарья Усачева. Сегодня было заметно лучше, чем вчера, но без падения на флипе не обошлось. Хабаровчанке досталась популярная в нынешнем сезоне тема из «Ромео и Джульетты», требующая много работы руками и артистизма.

Показалось, что Дарья пока оптимальную форму не обрела и только на пути к автоматическому исполнению, что так ценится в «Хрустальном». В прошлом сезоне она говорила о тройном акселе, но о нем сейчас, по всей видимости, речи не идет. И на таком фоне действительно логично, что Валиева ушла ко взрослым. Впрочем, мы не знаем, не нападала бы она, отправь ее на лед посреди августа.

Что касается двух других участниц, то не обошлись без падений ни Анна Фролова, ни Софья Муравьева. Анна не сумела завершить каскад двойной аксель — ойлер — тройной сальхов, а новоиспеченной ученице Евгения Плющенко не покорился тройной лутц.

У юношей с музыкой все было попроще — трое из первых четырех фигуристов вышли под Queen, а выделился своей произвольной программой другой подопечный Плющенко Кирилл Сарновский, заметно лучше откатавший произвольную программу под Хосе Каррераса по сравнению с вчерашним выступлением. Других, к сожалению, отметить хочется, но не получается — Андрей Кутовой так и не справился с тройным акселем и после прыжка лег навзничь, Всеволод Князев, вчера бывший самым чистым, два раза упал и два раза недокрутил. Словом, все те же проблемы, как и у взрослых — совместить технику с пластикой не получается. Еще сложнее совместить чистый прокат короткой с такой же произвольной. Но время у этих ребят еще есть. Впрочем, если они хотят попасть в Пекин, то его совсем немного.