Французская одиночница африканского происхождения Сурия Бонали завершила карьеру более двадцати лет назад, но споры о ней не утихают до сих пор. Возможно, это одна из самых заметных и самых недооцененных девушек в истории женского катания. Она могла бы стать звездой калибра Алины Загитовой или Катарины Витт, но оказалась неудачном месте в неудачное время. Хотя есть специалисты, уверяющие, что Бонали была кошмаром фигурного катания. И, если бы не политкорректность судей, она не пробилась бы дальше первенства водокачки.
От природы Сурия была необычайно одарена физически, и за счет своей невероятной координации компенсировала пробелы в базовой технике, которую ей не поставили должным образом в детстве. В известной степени Бонали можно сравнить с теннисной звездой Сереной Уильямс. И дело тут не в цвете коже, а в том, что в физическом плане французская африканка была на три головы выше своих соперниц — в прошлом, настоящем и будущем. То, что она вытворяла на льду, еще очень долго не сможет позволить себе ни одна фигуристка.
Бонали первой из женщин выполнила в одной программе каскад из двух тройных прыжков (лутц — тулуп, тулуп — тулуп), а также пробовала сделать четверные тулуп и сальхов. На чемпионате мира-1991 она первой из женщин на больших турнирах зашла на четверной прыжок, но выполнила его с недокрутом в полоборота. Она постоянно недокручивала, не выезжала, неправильно скользила и заходила на прыжки. Но это не мешало сверхэмоциональной спортсменке быть кумиром болельщиков и пользоваться благосклонностью у судей.
Биологическими родителями звездной фигуристки были африканские эмигранты, жившие в Ницце. Отец — выходец из Кот Д'Ивуара, а мать — с Реюньона. Ее тренер Дидье Гайлье в начале карьеры Бонали любил рассказывать страшилку о том, как девочку в раннем детстве возрасте бросили на пляже на Мадагаскаре, где она питалась птичьим кормом и никогда не ходила в школу. Однако затем выяснилось, что все это — байка, рассчитанная на то, чтобы выдавить из болельщиков слезу и воздействовать на судей.
На самом деле Сурия родилась во Франции, и ее в возрасте восьми месяцев удочерила пара французов, не имевшая детей. Приемная мать фигуристки была профессиональным педагогом (учителем физкультуры) и действительно не отдавала девочку в школу, обучая ее на дому. Семья жила на удаленной ферме без электричества и водопровода. В раннем детстве компанию Бонали составляли 26 коз. Но вскоре девочка проявила огромную тягу к спорту и начала одновременно заниматься фехтованием, гимнастикой, дайвингом и фигурным катанием.
В 10 лет Сурия увидела по телевизору выступление Катарины Витт на Олимпиаде-1984 и тоже захотела стать королевой льда. При этом она продолжала серьезно заниматься прыжками на акробатической дорожке. В 1986-м 13-летняя Бонали была включена во взрослую сборную Франции по гимнастике и стала серебряным призером чемпионата мира в командных соревнованиях. Впрочем, вскоре она поссорилась с тренерами по гимнастике и сконцентрировалась на фигурном катании, где делала большие успехи. Например, уверенно выполняла сальто на льду.
В 1988 году Сурия дебютировала на взрослом чемпионате Франции по фигурному катанию и сходу заняла четвертое место среди одиночниц, и в том же году она стала 14-й на юниорском чемпионате мира (победила тогда Кристи Ямагучи). А на следующий год началось беспримерное доминирование Бонали на национальном уровне, продолжавшееся почти десятилетие. Любопытно, что на том же чемпионате Франции-1989 Сурия стала чемпионкой и в паре с Бенуа Ванденберге. Правда, в соревнованиях спортивных пар на том турнире было представлено всего два дуэта. Тем не менее — одновременная победа Бонали в одиночке и в паре является национальным рекордом.
После этого Сурия экспериментировала в паре еще с двумя партнерами, но тренер настоял, чтобы она прекратила дурацкие эксперименты и начала серьезно готовиться к домашней Олимпиаде в Альбервилле. В ходе этой подготовки проявилась странная особенность в оценках фигуристки — она легко побеждала на национальных чемпионатах и даже на чемпионатах Европы, но оказывалась неконкурентоспособной на чемпионатах мира. Есть мнение, что на родине и в Европе судьи делали поправку и на ее экзотическое происхождение и поощряли стремление к выполнению сложных элементов. А на «мире», где ставки и конкуренция были жестче, эти мотивы уже не прокатывали, и за все свои недокруты Сурия получала серьезные минусы.
На домашней Олимпиаде-1992 Бонали стала лишь пятой. Причем, ее тренер Дидье Гайлье настаивал, чтобы Сурия не рисковала, пытаясь выполнить четверной прыжок. Однако мать фигуристки настояла на этом авантюрном элементе. В итоге случился недокрут, минусы, место вне подиума и жесткие разборки с тренером. Гайлье был уволен, а Сурия уехала тренироваться в США. За океаном все признавали талант француженки, но констатировали ее техническое несовершенство и говорили, что переучивать девушку поздно. Заниматься техникой надо было еще в детстве.
К Лиллехаммеру Сурие уже стукнуло 19 лет, но мать продолжала полностью контролировать звездную дочь. В этом фигуристка тоже была похожа на Серену Уильямс на первом этапе ее теннисной карьеры. В семье Бонали была разработана система тайных знаков, которые позволяли общаться на льду в обход тренера. Естественно, все это не способствовало росту мастерства. Вслед за ОИ-1992 были проиграны и ОИ-1994. И только после этого мать Бонали переслала настаивать на собственном видении программ, и позволила тренерам упросить контент — так, чтобы судьям не к чему было прикопаться на чемпионате мира.
Но стать чемпионкой мира на послеолимпийском турнире у Сурии снова не получилось, несмотря на отсутствие всех призеров Лиллехаммера-1994. Судьи отдали француженке четыре первых места, а японке Юке Сато — пять. Сурия и ее маман были вне себя от ярости. На церемонии награждения Бонали отказалась подниматься на подиум и согласилась повесить на шею серебряную медаль только после личной просьбы президента ISU. В интервью ставшая второй фигуристка заявила, что сделала все для победы, только забыла покрасить свою кожу в белый цвет.
Поклонники Бонали полагали, что она действительно не вписывалась в консервативный образ королевы льда, которая должна быть либо неприступно-холодной, либо девочкой-зажигалкой. Кряжистая и эпатажная Сурия воспринималась многими, в том числе судьями, скорее как циркачка, которая априори не может претендовать на роль законодательницы мод. Многие концентрировались на ее внешнем виде, а не на катании. Даже попытки продвинуть четверные прыжки не помогли Бонали, а до триумфа квадристок из школы Тутберидзе оставалось больше двадцати лет.
Black woman in white dominated sports have had it tough. We forget how the press treated Venus and Serena, how they were booed by crowds. But let me tell you about Surya Bonaly, a French figure skater who is the only Olympic skater to land a backflip — male or female. On one leg. pic.twitter.com/E99ywQq7m9
— Khaya Dlanga (@khayadlanga) February 20, 2018
Закончилось все скандалом на Олимпиаде-1998 в Нагано. После короткой программы Сурия шла на шестом месте и понимала, что последний в карьере шанс зацепиться за олимпийские медали снова упущен. И тогда она поставила жирную точку в своей карьере, исполнив в официальном прокате запрещенный элемент ультра-си — сальто назад. Была слабая надежда на то, что судьи все-таки не сочтут это вопиющим нарушением правил — Бонали приземлялась на одну ногу, а не на две, как это делается в классическом бэкфлипе, который бы объявлен вне закона еще в 1976 года из-за своей травмоопасности.
Who is going to make the Surya Bonaly biopic. Long overdue. pic.twitter.com/y497BsfaoF
— ??? Tana?s ??? (@hiwildflower) February 13, 2018
Однако судьи не оценили рискованного поступка. Бэкфлип был заминусован, и Сурия откатилось на 10-е место в общем зачете Нагано-1998. Прыжок через себя с приземлением на одну ногу получил название Bonaly, но до сих пор выполняется только в ледовых шоу.
— Когда ты черная, то должна быть на голову сильнее любой белой соперницы, — объясняет Бонали причины своих неудач. — А я была не просто темнокожим фигуристом, но еще и темнокожей женщиной. Если нечто подобное сделал мужчина, все бы сказали: «Он поступил как настоящий мужик». Я же вошла в историю как спортсменка, которая, потеряв голову, пошла на необоснованный риск. Надеюсь, когда-нибудь мой поступок оценят по-достоинству как вклад в развитие фигурного катания.
После завершения карьеры Сурия, которая до сих пор уверена, что просто опередила свое время, стала тренером в США. О ней снят документальный фильм из серии «Проигравшие», посвященный спортсменам, «превратившим горечь поражения в свой триумф». Гибкие и суперкоординированные темнокожие девочки больше никого не удивляют ни гимнастике, ни в фигурном катании. С ними тщательно работают с детских лет, и с хорошо поставленной техникой они успешно штурмуют вершины, которые так и не покорились циркачке Бонали.