Эксперименты часто заканчиваются неудачно. Первый блин комом, лиха беда начало и так далее. Кубок Первого канала — явно не про это. Вчера агентство Mediascope опубликовало результаты замеров популярности телепередач на неделе с 1 по 7 февраля. Пока известны только данные по Москве, российские цифры появятся в ближайшее время. Но тенденции уже можно увидеть.
Кубок Первого канала оказался сверхрейтинговым. Произвольная программа заняла 4-е место среди всех программ с рейтингом 4,5% и долей 13,6%, уступив только сериалу «Склифосовский» и двум новостным передачам. Прыжковый турнир, который показывали вечером в пятницу, стал восьмым. В топ-30 еще пять видов программы, а произвольная программа пар стала девятой. Даже у чемпионата России показатели были почти в два раза ниже. Правда, чемпионат проходил в Челябинске в часовом поясе Мск + 2 часа. Кубок Первого канала специально подвинули ближе к вечеру, чтобы он шел в прайм-тайм. И кажется, эта тактика сработала, как и афиша Загитова vs Медведева. Это видно и по топу Яндекса, и по нашей внутренней статистике прочтений.
Первый канал, конечно, выпустил победную реляцию в виде сюжета в новостях, где рассказал об охвате в 30 миллионов зрителей, сравнимом с Олимпийскими играми, и большой резонанс за рубежом. Возможно, среди миллионов посмотревших за границей была американская актриса Шэрон Стоун, которая у себя в Instagram даже репостнула видео с кантилевером Александры Трусовой.
В следующем году будет важный рубикон — Олимпиада, после которой интерес к фигурному катанию с большой долей вероятности может снизиться. Накал международных страстей уж точно будет другим, а там подъедут и очень рискованные вопросы изменения правил. При этом телевизионщики не стали обострять ситуацию и не упомянули о смене правил прямо перед началом турнира, чем была открыто недовольна Евгения Медведева, посчитавшая, что состав «Красной машины» у женщин был сильнее.
Судя по настроению репортажа на Первом, телеканал нацелился сохранить турнир и планирует в следующем году столкнуть лбами уже сборную России и мира. Приезд в Москву состава типа Ханю, Чен, Чжоу, Грассль/Кихира, Сакамото, Теннелл, Лью с китайскими парами (а может, и Савченко с Массо?), а также танцорами Пападакис и Сизероном и американцами Чок/Бэйтс и Хаббелл/Донохью будет огромным событием. Так что настрой организаторов радует.
Пожалуй, Медведева осталась единственной фигуристкой, которая открыто покритиковала турнир. Макар Игнатов добавил, что хорошо было бы сделать прыжковый турнир динамичным. Но в целом впечатления участников однозначно положительные. Впрочем, было бы странно, если бы люди с нашивками Первого на груди нелестно отзывались о турнире одного из главных партнеров федерации.
Евгений Плющенко мимоходом сказал про жеребьевку, но в целом похвалил организаторов за турнир:
— Спасибо Федерации фигурного катания России (ФФККР) за интересныи? формат соревновании?! Рад, что в прыжковом турнире хрупкие девочки победили мальчиков! Рад, что Саша была лучшеи? среди девочек в нашеи? команде! Для нас всех это был exotic experience (экзотический опыт. — Прим. «СЭ»), но нам было интересно! Спасибо Первому каналу за такои? насыщенныи? и увлекательныи? турнир! Будет здорово, если он станет ежегодным! Будет намного интереснее и непредсказуемеи?, если будет в следующий раз традиционная жеребьевка! Все как в настоящем спорте!
Анна Щербакова того же мнения:
— Для меня это был первый опыт командных соревнований. Я старалась поддерживать ребят, придавать им сил, при этом, выходя на лед, я получала эту энергию в многократном размере обратно. Это также была возможность узнать всех поближе и почувствовать настоящий командный дух! Теперь всегда буду болеть и еще больше переживать за ребят на всех соревнованиях. За это отдельное спасибо нашему капитану Алине Загитовой и Алексею Ягудину. Вы делали все, чтобы подбодрить, поддержать и зарядить на победу нашу «Красную машину»!
О своих положительных впечатлениях рассказывали и главные звезды турнира Марк Кондратюк и Камила Валиева. В общем, продолжать точно надо.
Но теперь фигурному сообществу придется возвращаться из мира загитовско-медведевского противостояния к более актуальным сюжетам. Если опустить обильный календарь российских соревнований со стартами типа «Февральская вьюга» и «Ледовые валентинки», то следующий крупный турнир также пройдет в «Мегаспорте» — это будет финал Кубка России 27 февраля — 2 марта. Именно он решит судьбу путевок на чемпионат мира, за которые будет страшная бойня. При всей сплоченности команд и взаимных комплиментах понятно, что отцеплять кого-то придется, и это будут люди, которые точно могут пригодиться на чемпионате мира.
У мужчин и вовсе разыгрывается одно место — первое взял на чемпионате России Коляда, а за второе борется толпа фигуристов, среди которых Алиев, Кондратюк, Игнатов, Мозалев, Семененко, Самарин. В ситуации обилия вариантов и плотности результатов трудно отделаться от мысли, что именно федерация может сделать решающий выбор. Ведь перед мужчинами задача вернуть третью квоту к Олимпийским играм, а кто в данном случае надежнее? Вроде бы есть чемпион Европы с опытом Пхенчхана Алиев. Он надежен, но потолок его результатов сейчас заметно ниже, чем в случае выступления выше головы Мозалева, Игнатова и даже Кондратюка. Нелегкая дилемма перед чемпионатом мира — поощрить стагнирующую стабильность или непредсказуемую новизну.
У женщин на кону два билета в Стокгольм, а фаворита три — Трусова, Туктамышева и Косторная. Но, учитывая форму двух последних фигуристок, такие люди, как Нугуманова или Цибинова, тоже могут зацепиться за бронзу. Другое дело, опять же, допустят ли такое судьи. О форме Косторной известно мало — если Трусова выглядит очевидным фаворитом, то в борьбе на выживание двух переболевших коронавирусом фигуристок прогнозы делать сложно. Разве что можно сказать, что к Алене отношение судейского корпуса все же исторически лояльнее.
У пар и танцев не меньше сложностей. В танцах наш лучший дуэт Синицина/Кацалапов пропускает старт за стартом — и такими темпами может остаться без чемпионата мира. А желающих много. В очереди за отобравшимися Степановой и Букиным стоят Загорски/Гуррейро, Худайбердиева/Базин, Морозова/Багин и Скопцова/Алешин. Все они при определенных обстоятельствах могут оказаться в Швеции.
А у пар есть чемпионы России Тарасова/Морозов, в которых, кажется, поверили наверху — но за ними две пары Тамары Москвиной Бойкова/Козловский и Мишина/Галлямов, а также главные акробаты русской фигурки Павлюченко/Ходыкин.
Все это накладывается на тот факт, что отбор в сборную каждый второй год вызывает большие споры и разбирательства. Что, наверное, логично в условиях высокой конкуренции. Приземление обратно из мира шоу в реальность может оказаться жестким.