24 декабря 2017, 16:00

Мария Сотскова: "Самое главное сейчас – прийти в себя"

Серебряный призер чемпионата России Мария Сотскова – о соперничестве с Кейтлин Осмонд и о том, что было самым сложным на чемпионате страны.

– Уже отпустила опустошенность, которая была у вас после исполнения произвольной программы в Санкт-Петербурге?

– Немножечко отошла, но конечно, усталость еще чувствуется.

– Дальше – заслуженный отдых?

– Вернемся в Москву только завтра, поэтому еще не буду тренироваться, но послезавтра уже выйду на лед и буду тренироваться до 31 декабря, ведь чемпионат Европы стартует уже 15 января!

– Вас можно отнести к числу самых трудолюбивых и старательных спортсменок. Однако, безостановочные тренировки иногда приводят к тому, что организм не выдерживает, как в случае с Юдзуру Ханю и Евгенией Медведевой. Вас как-то особенно бережет команда в олимпийском сезоне?

– Тренер следит за этим процессом и если видит, что я переутомлена, может дать мне дополнительные выходные или перерыв, чтобы я смогла передохнуть. Если у меня что-то болит, я сразу сообщаю об этом, чтобы проблему решили в корне и не было никаких последствий и сложных травм. Главное – вовремя обо всем сказать.

– За все время вашей карьеры, был момент, когда приходилось кататься с травмой через боль?

– На юниорском чемпионате мира позапрошлого сезона две наших девочки Полина Цурская и Алиса Федичкина снялись (на юниорском чемпионате мира 2016 года Сотскова завоевала серебро и сохранила для России три квоты – прим. "СЭ"), у меня тоже была травма. Правда у девочек были надрывы и что-то прям резкое, а у меня мышцы в паху были переутомлены и перетянуты. Плюс на тот момент я очень сильно болела, но другого выхода не было. Это была та боль, которую можно было терпеть.

ПРОШУ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ПРИЕЗЖАТЬ НА СОРЕВНОВАНИЯ

– Когда по ходу сезона поняли, что лебединая тема кроме вас привлекла и многих других фигуристок, огорчились?

– Девочки катают лебедя, а я – девушка на балу, просто под музыку из "Лебединого озера", плюс у меня другие куски произведения. Да я и не чувствую себя лебедем, поэтому ни капли не расстроилась.

– Вы хорошо общаетесь с Полиной Цурской, даже вместе ездили отдыхали. Эти соревнования завершились для нее не очень хорошо. У вас ведь в том году тоже был такой момент – восьмое место на чемпионате мира. Как не скиснуть в такой ситуации?

– Cпорт не спорт без взлета и падений. Мы все знаем, чего мы хотим и у всех стоят свои цели. Даже у Полины вчера что-то не получилось, но я не считаю, что это критично. Да, она не заняла желаемого места на пьедестале, но в целом прокат вышел достойным. Он не может все всегда быть идеальным, человек – не робот. Наши выступления не могут быть на всех турнирах одинаково безупречными. Мотивацию нужно черпать в том, что любишь фигурное катание и хочешь этим заниматься. Я выхожу на лед и катаюсь, для себя, зрителей, своей команды и семьи.

– Как семья переживает все эти соревновательные перипетии?

– Родители не могут смотреть прямой эфир c моими выступлениями, не то что приехать на соревнования и смотреть с трибуны! Это закрытая тема. Они сначала посмотрят табло, и только потом – повтор. Мама страшно переживает, она ходит по комнате взад-вперед и никак не может себя успокоить. Плюс ко всему их волнение передается мне, поэтому прошу их не приезжать, так спокойнее и им, и мне.

Мария СОТСКОВА. Фото Ксения НУРТДИНОВА
Мария СОТСКОВА. Фото Ксения НУРТДИНОВА

ТАКОЙ СЕЗОН БЫВАЕТ РАЗ В ЧЕТЫРЕ ГОДА

– Чемпионат страны – самый сложный старт сезона из-за…

– Волнения и чрезмерного желания отобраться в сборную. Каждый спортсмен идет к этому всю жизнь и такой сезон бывает только раз в четыре года. Плюс это, конечно, второстепенный фактор, но я вчера чувствовала, что каталась за весь ЦСКА. Наши ребята ведь не очень удачно выступили и нужно было отстоять имя школы. Самое главное сейчас – прийти в себя. Я максимально выложилась и отдала в прокатах все, что могла, поэтому нужно накопить энергию по новой.

– Но Александр Самарин ведь стал вторым!

– Любой спортсмен хочет максимума. И если не получается, мы очень себя за это ругаем, злимся. Так что думаю, что Cаша расстроен. Мы с ним дружим, и тренируемся вместе. Он хороший мальчик, и мы отлично ладим.

– Его тренер Светлана Соколовская даже выводила вас на лед на канадском этапе "Гран-при".

– Да, мой тренер Елена Германовна Буянова не смогла поехать, все-таки перелет был дальним. Светлана Владимировна меня настраивали меня с Ириной Анваровной (Тагаевой – прим "СЭ") и поддерживали как могли. Именно их поддержка и привела меня к серебру на том этапе. В этом году мы как одно целое и одна команда, где-то Светлана Владимировна нас выручает, а Елена Германовна помогает ей в ответ.

На том турнире вы уступили канадке Кейтлин Осмонд, однако потом дважды обошли ее – и на французском этапе "Гран-при" и в Нагое – в Финале серии. Это добавило уверенности в собственных силах?

– Подниматься на пьедестал всегда радостно, но Кейтлин в указанных случаях была не в самой удачной форме и срывала элементы. Приятнее выигрывать, когда ты и твоя соперница откатались идеально, а ты была лучше!

Первая часть этого сезона была у вас невероятно насыщенной. Помимо предсезонного турнира в Финляндии, этапов "Гран-при" и финала серии с чемпионатом России в конце ноября вы еще и ездили на турнир в Шанхай…

– Изначально меня туда заявили тренеры в качестве подстраховки на случай, если не попаду в финал "Гран-при". Но потом в финал серии я отобралась и решила, что поездка в Шанхай лишней не будет, да и исполнить там нужно было лишь произвольную программу. Так что этот турнир никак не помешал прохождению сезона, разве что сбил эмоционально (Мария стала третьей, уступив победительнице соревнований Елене Радионовой около 3 баллов. – Прим "СЭ"). Но потом в Японии я все всем смогла доказать.