28 февраля 2021, 14:30

Почему нужен возрастной ценз. Колонка Аделины Сотниковой

Авторская колонка для «СЭ» олимпийской чемпионки Сочи-2014 в женском одиночном катании.

После того, как в конце прошлого года норвежская федерация выступила с предложением повысить возрастной ценз в женском фигурном катании до 17 лет, развернулась жаркая дискуссия. Кто-то одобряет, кто-то возражает, единого мнения ни у специалистов, ни у болельщиков нет.

Честно говоря, я тоже долго не могла определиться. Но села писать эту колонку, взвесила «за» и «против» и поняла — если бы решение зависело исключительно от меня, проголосовала бы за увеличение ценза. Объясню почему.

Прежде всего, это позволит фигуристкам продлить карьеру. Не будет такого, что в 15-16 лет девочка мелькнула, выиграла Олимпиаду — и сразу закончила.

Надо понимать, что ранний уход из спорта — всегда стресс и страшный удар по психологии. Ты говоришь себе: «Я не справилась, я не смогла, я не такой гений фигурного катания, как казалось еще недавно...»

Я ведь сама через это прошла. Когда из-за проблем со здоровьем осознала, что в профессиональный спорт не вернусь, с ужасом подумала: «Все, жизнь закончилась!» Особенно грустно было оттого, что больше никогда не испытаю эмоций, которые дарит участие в официальных соревнованиях. Да, есть ледовые шоу, но с точки зрения драйва они несопоставимы с чемпионатом мира, Европы, финалом «Гран-при» и уж тем более Олимпиадой.

В то же время перед глазами пример Лизы Туктамышевой, которая упорно идет к своей мечте, даже в 24 оставаясь одной из сильнейших фигуристок планеты. Сколько трудностей было в карьере! Но Лиза не сдавалась, благодаря характеру и правильному восприятию все преодолела. Я очень надеюсь, что с третьей попытки она наконец попадет на Олимпийские игры. Лиза заслужила это как никто.

Впрочем, здесь нужно учитывать один момент. И Лиза, и Каролина Костнер, тоже выступавшая много-много лет, Олимпиаду не выигрывали. А значит, не испытывали колоссального давления, на которое обречен олимпийский чемпион.

Возьмем Женю Плющенко. Пока он чувствовал, что в мире ему нет равных, продолжал кататься. Когда же появились Юдзуру Ханю, другие ребята со сложнейшим набором элементов, Женя увидел, что уже не справляется. И объявил об уходе.

Я его понимаю. Тот, кто привык быть первым, никогда не смирится со вторыми-третьими ролями. Вы даже не представляете, насколько больно осознавать, что вчера ты был лучшим во вселенной, а сегодня — полное говно. Вот почему в женском одиночном катании, где со стороны юниоров бешеная конкуренция, олимпийские чемпионки так быстро завершают карьеру.

Другой плюс возрастного ценза — отпадет необходимость рано выводить девочек на пик формы. Возможно, все это немного замедлит технический прогресс, зато сохранит здоровье юных фигуристок, убережет от повышенного травматизма. А то сегодня в погоне за сверхсложными элементами некоторые тренеры просто «убивают» детей.

На мой взгляд, какие-то ограничения тут напрашиваются. Теперь я сама тренер и, конечно, хочу воспитывать чемпионов. Но всегда буду думать о здоровье спортсмена. А не о том, чтобы любой ценой научить его прыжкам в пять оборотов. Потому что цена может оказаться слишком высока. И ты нанесешь такой урон организму ученика, что исковеркаешь ему всю жизнь.

Разумеется, пересмотр возрастного ценза приведет к серьезной корректировке тренировочного процесса. Да и о пубертате забывать нельзя. Девочки растут, меняются и тело, и катание. То, что легко получается лет в 14-15, гораздо тяжелее делать в 19-20. Но это уже вопрос к тренерам. Которые должны все грамотно рассчитать. Чтобы фигуристки блистали не только в юниорах, но и на взрослом уровне.

Этот олимпийский цикл в любом случае пройдет в прежнем формате. А новые правила если и вступят в силу, то после Пекина-2022. Говорят, объясняется реформа еще тем, что Европа и Америка устали от побед России в женском одиночном катании. Версия вполне правдоподобная.

Но если летом на конгрессе Международного союза конькобежцев и примут решение о введении ценза, глобально на расклад сил это никак не повлияет. Фигуристки из Японии, США, Канады к нам подтянутся, но навязать борьбу вряд ли сумеют. Наши девочки настолько сильны, что по-прежнему будут впереди всей планеты. И в 14, и в 17.

61
  • Vyacheslav Shekhovtsov

    Сотникова - одноразовая чемпионка.

    05.05.2021

  • Алексей Голодников

    Все статьи Спорт Экспресс о фигурном катании про то как бы удавить Хрустальный. Они кушать не могут когда в Хрустальном всё хорошо. Вы сами поразмыслите над словами Аделины. Она в 15 лет вышла во взрослые, в 18 лет выграла олимпиаду, после этого у неё начался спад и она закончила спортивную карьеру.А что в её жизи изменилось бы при возрастном цензе в 17 лет. Она бы в 17 лет вышла во взрослые, в 18 лет выйграла бы Олимпиаду и закончила бы спортивную карьеру, потому что спад всё равно бы начался. Так нужно ли поднимать возрастной ценз? Что изменится? Только для того что бы отсеч 15 летних, пусть помучаются ещё 2 года.

    09.03.2021

  • Thomas Boy

    Это твое мнение. У меня иное.

    01.03.2021

  • Ленинград 25

    Что бы не приняли ФК искуством уже не будет, квадистов уже наготовили, будет меньше чем хотелось бы, но все равно за ними будующее

    01.03.2021

  • Thomas Boy

    На мой взгляд, женское фигурное катание - это не спорт с элементами искусства. И прыгающие роботы как раз убивают это самое искусство в спорте. Но на самом деле каждому свое. Я за ценз. Ты против. Посмотрим, что будет.

    01.03.2021

  • Ленинград 25

    Пусть нравятся, а мне интересны Валиева, Щербакова, Хромых, Трусова. Мне в ФК интересны прыжки, вращения, связки. Пусть каждый смотрит то что ему нравится. А беспомощная злость, это попытки ввести возрастной ценз, ограничение убивающее спорт.

    01.03.2021

  • Thomas Boy

    А выглядит таки как беспомощная злость...) Кому-то нравится одно, кому-то другое. Мне нравилась Витт и Мэнли, нравились Бутырская и Швеченко, Костнер я обожал. А смотреть попрыгуний-роботов мне не интересно.

    01.03.2021

  • Ленинград 25

    Это не позориться, это смех над стериотипами и старомодностью. 21 Век, а "мы" все по Вит грезим. ФК плавно переходит в гимнастический вид, и в нем как в гимнастике правит баллом 20-. Все остальное либо пары, либо прошлый век. И уж тем более смущает желание горячих голов все позапрещать, Вам нравятся взрослые, смотрите и наслаждайтесь, + достаточно, не запрещайте наслаждаться действительно класным катанием молодых.

    01.03.2021

  • porvu_tebya

    ты че тупорезина, не поняла? не лезь в чужие комментарии, сказал! иди своего высерка лечи лучше

    01.03.2021

  • Thomas Boy

    Мы уже говорили на эту тему. Не вижу смысла повторять. Мне, кстати, интересны пары. P.S: когда ты, как домохозяйка, пишешь "зреложенское" или "перезреложенское", Каца это таки смешит. Не надо так позориться.

    01.03.2021

  • je

    Жаль, что в РФ нет закона о штрафах за оскорбления. Пару раз заплатил бы по 100 тыс руб.и не пришлось бы измазываться в твоем курином помете.

    01.03.2021

  • je

    А лучше не карябать мусорных сообщений. Давайте немного про себя - конкретно ваши достижения в жизни? Ну, кроме бегать и гадости писать без мысли.

    01.03.2021

  • je

    А после своего выс.ра ты можешь считать себя чем-то важным, да. Ты - часть стеклянного стада. Ура! Ура!

    01.03.2021

  • сергей карасёв

    настоящих программ очень мало...всё делается только для правильного подхода к прыжкам...и думы только о них...вторая оценка совершенно не действует...да и первая тоже часто не адекватная...за отличные тройные плюсуют 2...за попытку закрутить четверной 3 и больше...

    01.03.2021

  • porvu_tebya

    давайте немного подсократим текст, и тогда будет вот такое: "Возьмем Женю Плющенко. Пока он чувствовал, что в мире ему нет равных, продолжал кататься. Когда же появились Юдзуру Ханю, другие ребята со сложнейшим набором элементов, Женя увидел, что уже сегодня он — полное говно".

    01.03.2021

  • rrr ufa

    М-да! Иногда лучше жевать, чем говорить...

    01.03.2021

  • vladnatpol

    Ломать устоявшуюся систему - это ломать человеческие судьбы... Спорт - это красота и сложность... если удалить сложность, останется одна женская красота, гармония нарушится ... а чем вам не нравятся программы Валиевой и Щербаковой с точки зрения красоты исполнения? А Косторная как красиво каталась в молодые годы? А Загитова, а Медведева и так далее! Забыли?

    01.03.2021

  • DioRJ

    Аделина разговорилась не по теме в последнее время.

    28.02.2021

  • Spartak#05#DAG

    За то,что прислала мне по почте выигранную на твоем конкурсе футболку с твоим автографом,за фото с поцелуем я,конечно, очень благодарен тебе! Но в данном случае,как бы хорошо я к тебе не относился, не поддерживаю! Извини...

    28.02.2021

  • Stranger in the Night

    +++++

    28.02.2021

  • Leonid Vinogradov

    Сотниковой думать вредно , такая же курица , как Роднина и Слуцкая.)

    28.02.2021

  • shpasic

    школы, которые готовят чемпионов, приспособятся и к цензу, если он будет - изменят подготовку юниоров.

    28.02.2021

  • Ленинград 25

    Томас, зачем чушь несешь. Весь интерес держится на одиночном катании, где море 15-16-ти летних. Пары никому не интересны, не нужно перезреложенсоке, люди на спорт ходят смотреть

    28.02.2021

  • Leonid Vinogradov

    Возрастной ценз нужен , чтобы старая и толстая кляча типа Туктамышевой попала на чемпионат мира.)

    28.02.2021

  • Пахтакор чемпион

    Ну пусть вводят. Щербакова и Трусова еще долго-долго будут выносить всех своими квадами в одну калитку. Они их и в 17 прекрасно исполнять будут... Непонятно, правда, как быть с Валиевой. Отправлять чемпионку или призера ОИ обратно в юниоры как-то странно. А если не отправлять в виде искоючения, то она лет пять всех метелить будет...

    28.02.2021

  • АльбертычЪ

    Разумно. Поддерживаю.

    28.02.2021

  • Бармалей3000

    На детей смотреть бред... у них другая структура тела, и в 18 лет делать нет возможности, то что ты делала в 14....

    28.02.2021

  • Вася Гоблин(смарт)№10

    Думаю, она соблюдает коньюктуру. Мнение таких как она-это мнение Рудковской, которая разрыхляет почву. Скоро тем же разродится и Шуруп.

    28.02.2021

  • Вася Гоблин(смарт)№10

    Шурупыч думает что ему возрастной ценз поможет? Нет, не поможет. Потому что он убогий и бещдарный тренер

    28.02.2021

  • Thomas Boy

    Перестаньте сказать, Кац... __________ Кац точно не чукча. А вы?

    28.02.2021

  • Thomas Boy

    Видите... Даже здесь вы без наших ничего не можете.

    28.02.2021

  • jokus

    Перестаньте сказать, Кац, Вы же не чукча. Это тот не читатель, а писатель.

    28.02.2021

  • jokus

    Это правда :) Оговорка по вашему Фрейду :)

    28.02.2021

  • Thomas Boy

    Не вижу разницы.

    28.02.2021

  • Thomas Boy

    Кац составляет протоколы, а не читает.

    28.02.2021

  • jokus

    Прошу прощения, Третий Рим :D

    28.02.2021

  • Thomas Boy

    Ну началось... Сразу жаловаться. Кац у вас на шее сидит?

    28.02.2021

  • jokus

    Кац, неужели вам так сложно посидеть рядом всего одну ночь, подержать свечку? Вы же веками сидите у нас на шее, но как дойдёт дело до дела, так сразу в кусты, как этот, который с вашим Моисеем беседовал. Ну что же такое, а?!

    28.02.2021

  • Thomas Boy

    Нет, Кац из Службы Добрых Дел. Но если вы ничего не можете без Каца, ему таки грустно. Вот женитесь вы, к примеру, так что же, Кац с вами и в первую брачную ночь рядом будет? Учитесь жить без Каца.

    28.02.2021

  • jokus

    А Вы таки почему интересуетесь? Вы случайно не из милиции?

    28.02.2021

  • Thomas Boy

    А вы таки женаты?

    28.02.2021

  • jokus

    Смеёшься? Как можно без Каца?

    28.02.2021

  • Thomas Boy

    А вы можете сдаться без Каца?

    28.02.2021

  • jokus

    Кац, предлагай уже сдаться.

    28.02.2021

  • Thomas Boy

    Дело говорит Аделина.

    28.02.2021

  • jokus

    Зачем его останавливать-то?

    28.02.2021

  • RuBel

    Адель собственно на своём здоровье пришла к таким выводам. Если юниорский возраст будет продлён, то будет меньше порваных связок, вывихнутых сутавов, смещений позвонков и стрессовых переломов которые раньше встречались только у докеров. Конвеер по производству малолетних калек должен быть остановлен!

    28.02.2021

  • jokus

    > Но всегда буду думать о здоровье спортсмена. А не о том, чтобы любой ценой научить его прыжкам в пять оборотов. Это потому что ты никого не можешь научить прыжку в пять оборотов. Собственно говоря, пока ещё непонятно, можешь ли ты вообще кого-нибудь чему-нибудь научить. Вон, Плющенко попробовал, результат налицо. Поэтому захлопнула бы ты хлеборезку до тех пор, пока не покажешь себя как тренер.

    28.02.2021

  • KonstantinLutsky

    Ну, если то, что она написала про Плющенко правда, то спортсмен, не умеющий проигрывать - плохой спортсмен. Что касается нынешнего женского фигурного катания. То все это отдает эксплуатацией детей ,подростков взрослыми в своих корыстных интересах...

    28.02.2021

  • СанЖорыч

    все аргументы ниасилил, наверно такие же не убедительные. большинство фигуристок вообще до уровня мастеров не поднимаются и ничего обидного в этом нет. не смогли. а чего же обидного в том, что хотя бы раз достиг высот на стартах уровня ЧМ, ОИ и немного помельче?

    28.02.2021

  • Дима Дима

    Кстати очень спорно про продлении. Сейчас некоторый в зависимости от даты так попадают по дате рождения что им олимпиады ждать до 18 но это еще можно. Ждать до 20....просто будут заранее завязывать еще в юниорах или вообще еще раньше уходить

    28.02.2021

  • Отик Алтын

    Какое отношение фотография команды "Бремя вторых" имеет к возрастному цензу?

    28.02.2021

  • Семь ветров

    Женское фигурное катание на то и ЖЕНСКОЕ, не детское. Ценз необходим, потому как ребенок всегда имеет преимущество в сложности программы, другие возможности организма просто. Также необходимо людей с терапевтическими исключениями отправлять соревноваться с такими же, но никак не со здоровыми людьми.

    28.02.2021

  • Djin Ignatov

    Но ведь Сотникова тоже выстиупала в том ролике по которому судили Навального ! Она обязана была выступить за поправки в Конституцию так ей напомнили как она стала олимпийской чемпионкой , не замени наши 2-х судей , одну из которых на жену Президента фигурного катания - Писеева !! Иначе вымграла бы кореянка !!

    28.02.2021

  • Денис Соколов

    Блин. Клоунесса, променявшая спорт на шобиз, все пытается хрюкать

    28.02.2021

  • Ленинград 25

    Особенно мерзко пистать про ценз тем, кто сам им воспользовался. Я еще понимаю каго-то типа Нугумановой или Гуляковой, но Аделине, котора по суди была однодневкой, выдала один нормальнй сезон в 17-ть не совсем честно такое писать.

    28.02.2021

  • Кроликов

    "Не будет такого, что в 15-16 лет девочка мелькнула, выиграла Олимпиаду - и сразу закончила." Вместо этого будет, что даже не мелькнула, ничего не выиграла, а уже закончила. И чем это лучше?

    28.02.2021

  • non-liquid

    "Не будет такого, что в 15-16 лет девочка мелькнула, выиграла Олимпиаду — и сразу закончила." Написала нам фигуристка, мелькнувшая на Олимпиаде и практически сразу закончившая...

    28.02.2021