13 ноября 2019, 22:10
Российский этап «Гран-при» стартует уже 14 ноября тренировками в «Мегаспорте», в пятницу пройдут короткие программы, в субботу — произвольные, в воскресенье — показательные выступления. Фон для соревнований задала резонансная пресс-конференция президента ФФКР Александра Горшкова и генерального директора Александра Когана, на которой было объявлено о недовольстве судейством россиянок и желании бороться за включение четверных в женскую короткую программу. В интервью «СЭ» Ягудин призвал не награждать раньше времени золотом Rostelecom Cup Александру Трусову и рассказал о вере в хорошую форму Евгении Медведевой и отсутствии необходимости реформировать правила фигурного катания.
— Федерация фигурного катания России выступила с инициативой разрешить четверные прыжки в короткой программе у женщин. Есть у нас перспективы?
— Почему нет? Случаи исполнения не единичны, мы знаем успешных россиянок, Турсынбаева прыгала, Лю, тройной аксель прыгает все больше человек. Зачем запрещать что-то, когда люди могут это делать? С возрастным цензом то же самое. Зачем кого-то ограничивать, если в 15 лет фигуристка все умеет?
Другое дело, что конгресс ISU может сказать — рано. Но мы все равно к этому придем. Четверные в женской короткой программе уже неизбежны. Может быть, это отсрочат, через два года примут. Но даже если не разрешат сразу — трагедии не будет. Особенно нашей троице Трусова, Щербакова, Косторная, первым двум так уж точно. Им все равно, какое место после короткой программы занимать, отыграются потом.
Я не считаю это тем нововведением, которое прямо сейчас изменит фигурное катание. Это не жизненно необходимое изменение. Когда введут — тогда введут.
— Если мы так вступились за четверные, может, нам какой-нибудь коммерческий турнир провести по новым правилам?
— Во Франции в начале 2000-х проводился турнир по прыжкам Top Jump. Сначала у тебя одна попытка на тройной, ошибся — вылетел. Потом несколько попыток на каскад 3+3, отобравшиеся начинают четверные, потом каскад 4+3. Пары даже тогда пытались четверные выбросы. Вот такие турниры были бы интересными, там бы сражались технари. Такое надо внедрять в фигурное катание. Были турниры, на которых отдельно каталась техническая программа, отдельно артистическая. Сейчас думают над тем, чтобы это взять за правило в спорте, но это уже утопия. Короткая и произвольная — самый нормальный вариант.
— Второй сюжет — про судейство. Федерация попросила ISU проверить оценки судей на «Гран-при».
— Слушайте, ну есть оценки судей, есть медали. Сейчас копаться в ребрах Щербаковой... Главное — не ребро, а какая медаль на шее и попала ли в финал. Тарасова всегда учила быть на восемьсот голов выше остальных, так и надо к этому относиться.
При этом надо понимать, что чисто российский финал глобально не нужен никому, даже нашим. Интереснее, прикольнее смотреть финал с разными нациями, нежели 4-5 россиянок плюс кто-то еще. Это и делает фигурное катание более массовым, к чему мы все стремимся. А для россиянок это будет дополнительная нервотрепка перед чемпионатом России.
— По такой логике на «Гран-при России» должны подтащить американку Белл.
— Нет, разумеется, это не значит, что надо наших засудить, чтобы остальные попали. Но сейчас в принципе фигурное катание непредсказуемо. У мужчин в Китае двое могли выходить в финал, но в итоге отвалились. Все может быть. Просто раз мы боремся за новые правила, технический прогресс, хорошо бы еще, чтобы сам спорт был многонациональным.
— Трусова на «Гран-при» досягаема и вообще в этом сезоне?
— Нет такого в спорте — досягаема или нет. Возможно все. Вспомните, как перед чемпионатом мира изо всех щелей говорилось, что японки будут на пьедестале, чуть ли не все вместе. Где они оказались? Все за его пределами. Пусть прозвучит глупо, но лед скользкий. Заранее отдавать победу Трусовой не надо, тем более когда будет финал «Гран-при», где соревнуется лучшая шестерка.
— Одна из ее соперниц на этапе — Евгения Медведева. «Гран-при Канады» обнажил некоторые проблемы, но тренер Брайан Орсер утверждает, что она в лучшей форме в своей жизни. Верите?
— Я верю. У меня тоже перед Олимпиадой за полгода были провальные Игры Доброй воли. А после них я ни одного турнира не проиграл. Дело не в том, что я такой обалденный, просто срывы бывают у всех. Загитова после короткой программы должна была выиграть чемпионат Европы, а выиграла Самодурова. Женя сама сейчас говорит, что устала от противостояний со всеми. Она соревнуется сама с собой, со своей психологией. Пусть спокойно тренируется, бьется за то, чтобы показать свой максимум.
— Много говорится о том, что в России сейчас сумасшедшая конкуренция в женском одиночном катании. Может быть, стоит попробовать раздвоить заявку на чемпионат Европы и мира, как у японок в прошлом году? Трое поехали на Чемпионат четырех континентов, трое — на чемпионат мира. Или хотя бы не четыре, а пятерых человек задействовать.
— Понятно, что нет идеальных систем. Повышают возраст — взрослые довольны, молодые нет. С четверными то же самое: те, кто прыгал тройной аксель, возмутятся. И в данном случае я как спортсмен, занявший второе место на чемпионате России, тоже не пойму — для меня европейский турнир очень значим, и плевать, что в сборной длинная скамейка. В Америке за всю историю было, может, пару раза, когда посылали четвертую фигуристку. Там железное правило: кто отобрался — едет, никаких замен.
У нас система лучше. Первое — второе место едут практически гарантированно, а по поводу третьего федерация может принять решение, учитывая чемпионат Европы. Судя по результатам, в прошлом сезоне федерация решила все правильно. Для федерации это огромная ответственность, надо понимать. И та система, которая есть у нас, более лояльная, спокойная и правильная.
Фигурное катание: серия «Гран-при», календарь, зачет, новости и обзоры