13 ноября 2016, 10:20

Пападакис и Сизерон: кружащиеся дервиши

"ГРАН-ПРИ"

В Париже прошел четвертый этап "Гран-при".

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Парижский этап "Гран-при" предоставил публике зрелище, в котором имелись едва ли не все разновидности спортивных сюжетов: очередная попытка войти "в ту же воду" Алены Савченко и Мао Асады, героическое преодоление собственного характера Хавьером Фернандесом, рекордная сложность Натана Чена, скандально сменившего тренера за считаные дни до соревнований, прекрасный дебют Марии Сотсковой, завоевавшей свою первую взрослую медаль "Гран-при". Но все это меркло перед главным для фигурнокатательной Франции событием: двукратные чемпионы мира Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон представили миру свои новые танцы, выиграв у ближайших преследователей почти двадцать баллов.

Сначала немного цифр: благодаря своим победам в Париже место в финале "Гран-при" с максимальным количеством очков (30) гарантированно застолбили за собой Савченко/Бруно Массо, Фернандес и Евгения Медведева. Благодаря парижскому серебру хорошие шансы на выход в шестерку сохраняют Евгения Тарасова/Владимир Морозов, и это – единственная российская пара, которая может оказаться в Марселе в числе участников. В одиночестве, скорее всего, окажутся в танцах Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев: благодаря прекрасному выступлению на этапе в Москве они на данный момент возглавляют группу из трех дуэтов, имеющих одинаковое количество очков – 26. В то же время из финальной гонки уже окончательно выбыли Елена Ильиных/Руслан Жиганшин и Александра Степанова/Иван Букин. Рекордным вполне способно стать количество в финале россиянок: если Сотскова откатается на этапе в Японии столь же уверенно, как это было сделано в Париже, она почти гарантированно завоюет себе место под марсельским солнцем в компании Медведевой, Анны Погорилой и Елены Радионовой. В Париже Маша улучшила свои личные рекорды в обеих программах, соответственно рекордным – за 200 баллов – получился и общий результат.

Зато в мужском турнире (и это уже окончательно понятно) представительства россиян не будет вообще. Это – все, что на текущем этапе следует знать о месте российского фигурного катания в мировой иерархии. Ну а теперь, как говорится, о главном.

Когда Пападакис и Сизерон вышли на лед обновленной экс-"Берси Арены" с коротким танцем, Татьяна Тарасова, комментирующая турнир, несколько раз повторила: "Давайте очень внимательно посмотрим. Мы должны понять, за счет чего французы до такой степени недосягаемы".

Одна из моих коллег назвала танцы двукратных чемпионов мира гипнотическими – заметила, что в танцах совсем на самом деле юных Габи и Гийома (партнеру в субботу исполнилось 22 года) нет ни одного пустого места, и от этого на них хочется смотреть бесконечно. Я бы сказала, что дело не только в этом. Пападакис и Сизерону удалось нащупать и сделать своим товарным знаком самый пожалуй сложный из возможных стилей – монотонную вязь движений, возведенную в совершенную степень. И мир невольно получил эффект танцующего дервиша: смотреть на ритмично и непрерывно двигающегося человека можно бесконечно. Но в том лишь случае, если он не нарушает своего танца ни единым неверным движением. Случись хоть малейший сбой, магия тут же будет разрушена.

Изучая накануне турнира биографическую анкету французов, я поймала себя на мысли, что категорически не верю той графе, где спортсмены перечисляют собственные (и достаточно многочисленные) хобби. Не нужно быть провидцем, чтобы понять: хобби у пары одно: кататься на коньках. С утра и до вечера, сутки напролет, неделя за неделей. Иначе, наверное, просто не довести собственное мастерство до такой степени, когда сложнейший элемент неотличим по легкости исполнения от простейшего шага, а поддержки настолько воздушны, что порой вообще необъяснимо, каким образом Габриэла столь стремительно взлетает на плечи партнера и почему эта стремительность не нарушает общей ритмичности действа.

В перечне своих увлечений Гийом перечислил массу занятий: рисование и живопись, музыка, танцы, моделирование. А накануне выступления в Париже он дал интервью, из которого совершенно ясно следовало: чем бы фигурист не занимался в то непродолжительное время, когда не находится на льду, все эти занятия напрямую связаны с фигурным катанием: в них он находит новые идеи.

Именно этими идеями под завязку набит каждый танец Пападакис и Сизерона, если разбирать его по шагам. Но совершенно невозможно выделить что-то одно, когда пара танцует – все равно что выдернуть нитку из ажурного кружева

Я вполне допускаю, что у кого-то французы не вызывают никаких других чувств, кроме раздражения. Парадокс лишь в том, что и эта публика каждый раз заворожено, на грани гипноза следит за танцами дуэта, не отрывая глаз и не в состоянии объяснить: что вообще происходит? Какого черта?!

И ведь нельзя сказать, что у Пападакис/Сизерона, как у фигуристов, нет слабых мест: они точно так же, как и остальные, борются с требованиями правил и далеко не всегда доводят до максимума уровни сложности. Не исключаю, что дуэт вполне способен передержать какую-либо из поддержек и даже получить за это штраф. Но начинается музыка – и все это становится совершенно неважным, поскольку Габи и Гийом с первого своего шага погружают зал в какую-то потустороннюю реальность. Где нет ни судей, ни оценок, ни даже нас, зрителей. А есть лишь они, танцующие друг для друга.

Париж (Франция). "Гран-при". Trophee de France. Итог.
Пары. 1. Савченко/Массо (Германия) – 210,59. 2. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ (Россия) – 206,94. 3. Джеймс/Сипре (Франция) – 198,58. 4. ЗАБИЯКО/ЭНБЕРТ (Россия) – 192,56. 5. Кастелли/Трэн (США) – 176,18. 6. Циглер/Кифер (Австрия) – 145,01. 
Танцы. 1. Пападакис/Сизерон (Франция) – 193,50. 2. Хаббелл/Донохью (США) – 174,58. 3. Джиллз/Пуарье (Канада) – 170,78. 4. ИЛЬИНЫХ/ЖИГАНШИН (Россия) – 167,40. 5. Тобиас/Ткаченко (Израиль) – 158,86. 6. Лорьо/Ле Гак (Франция) – 150,07.
Мужчины. 1. Фернандес (Испания) – 285,38. 2. Д. Тен (Казахстан) – 269,26. 3. Риппон (США) – 267.53. 4. Чен (США) – 264,80. 5. Мура (Япония) – 248,42. 6. Хендрикс (Бельгия) – 230,47… 9. ДМИТРИЕВ (Россия) – 218,70. 
Женщины. 1. МЕДВЕДЕВА (Россия) – 221,54. 2. СОТСКОВА (Россия) – 200,35. 3. Хигути (Япония) – 194,48. 4. Дэйлмен (Канада) – 192,10. 5. Пак Со Юн (Корея) – 185,19. 6. Лекавелье (Франция) – 184,65… 12. ЛЕОНОВА (Россия) – 141,36.

 

6