В 2020 году мы думали, что видели все: уход Трусовой к Плющенко, а затем еще и Косторной, возвращение Медведевой к Тутберидзе. Теперь 2021 год решил всех удивить: Алена Косторная после тусклого сезона превратилась в среднюю фигуристку и решила пойти по стопам Евгении Медведевой. Если решение двукратной чемпионки мира и Европы в период пандемии еще можно было понять, то шаг Алены кажется просто отчаянием. Объясняем, почему это решение, на наш взгляд, ошибка для фигуристки.
Понятно, что Алену не устраивает текущее положение дел, в том числе и непопадание на чемпионат мира. Это главное событие текущего сезона для ведущих фигуристов планеты, и без него у Косторной сезон получается пустым. Этап и финал Кубка России и «Гран-при» — вот и все турниры, в которых Алена приняла участие. Причем на первых соревнованиях Косторная выступила средне — была тенью самой себя, а на вторых из-за не самого удачного проката короткой программы и шокирующего шестого места и вовсе выступила провально.
Но резкая смена группы сейчас положения дел явно не спасет. В контексте сезона Косторной это даже отчаяние. Алена с начала лета мечется — на данный момент у нее уже третья смена программ, первые были сделаны еще до перехода в группу Плющенко, где ей поставили новые. А в феврале стало известно об очередной смене постановок. Менялись костюмы, программы, но неизменным оставалось одно — состояние самой Алены.
И речь идет не только о моральном аспекте, но и о физическом. Это особенно было заметно, когда на лице фигуристки после ошибки в каскаде в короткой программе появились слезы. Видно, что рассчитывала спортсменка явно на большее, а не на 70 баллов. В последний раз такие оценки Косторная получала в сезоне-17/18, на этапах юниорского «Гран-при», где цифры были на уровне 69-71.
Болезни, травмы, смены постановок, изменения тела — да, все тот же пубертатный период, который, напомним, у каждой девушки проходит в разное время и по-разному сказывается, так как каждый организм уникальный, — весь этот комплекс проблем стал причиной блеклого выступления звездной спортсменки в текущем сезоне. Фигуристы иногда умудряются срывать элементы в программах, которые катают весь сезон. Что говорить о постановках, которым всего несколько недель?
В карьере Алены была замечательная короткая программа, в которой она себя чувствовала совершенно комфортно и прогрессировала, — «Ангел», под композиции Макса Рихтера. Она становилась лучше с каждым новым прокатом. Этот опыт стоит взять на заметку. Нет, не катать программы по два сезона. А сконцентрироваться на одном и не метаться.
Мы не знаем причин, по которым Косторная трижды сменила программы за сезон. Да, было озвучено, что постановки Даниила Глейхенгауза ей не понравились. Но зачем тогда менять программы, уже поставленные в новой группе перед самым важным стартом сезона, в борьбе за чемпионат мира?
И хоть обе постановки получились красивыми, по-прежнему встает вопрос: зачем Алена так мечется? Всегда проще оттачивать то, что есть. К тому же, столько раз в аккаунте академии Плющенко показывали, как фигуристка отрабатывает короткую программу под композиции Билли Айлиш. И тут вдруг новая постановка в финале Кубка, дебют которой вышел явно неудачным.
А вряд ли в группе Тутбериде оставят постановки группы Плющенко, хоть такое и было в опыте с Евгенией Медведевой, что программы, разученные до перехода, решили не трогать (но в итоге так и не показали в соревновательном режиме). А тут наверняка сработает принцип. А это снова смена постановок для Алены.
Отсюда вытекает еще один аргумент против перехода. Представить, что Косторной в «Хрустальном» оставят программы, придуманные и созданные в «Ангелах», почти нереально. До чемпионата мира остается чуть меньше трех недель. До него поставить две качественные постановки невозможно.
А это означает лишь одно — чемпионат мира Алене не светит, несмотря на то, что она официально числится запасной нашей сборной. В свете того, что сезон уникальный с точки зрения снятий с соревнований, крайне важно до этого чемпионата мира тупо доехать. Столько нюансов — тесты должны быть отрицательными, сами фигуристы — здоровыми, их форма — оптимальной и без травм. Ни в коем случае не желаем спортсменкам из основы сборной проблемы — просто допускаем, что в текущем сезоне такая ситуация возможна как никогда.
А это значит, что Косторной нужно быть в боевой готовности, так как она числится в списках как запасная. Чего она в случае перехода сделать не сможет. Сложно сказать, пошло бы ей на пользу выступление на чемпионате мира в такой не самой оптимальной форме да еще и без ультра-си. Да и за три недели добиться чего-то крайне сложно, даже в группе Этери Тутберидзе. Поэтому в контексте возможной поездки в Швецию Алене лучше остаться в «Ангелах» и накатывать как следует уже поставленные программы.
Еще сложнее можно представить, что в направлении «Хрустального» за Косторной последует ее многолетний тренер Сергей Розанов. Он работал в группе Тутберидзе с детьми с 2017 года. Примерно в то же время к Этери перешла и Косторная. Неоднократно отмечалось, что именно Розанов сыграл ведущую роль в постановке коронного для Алены тройного акселя, который помогал ей завоевывать золотые медали и создавать отрыв от соперниц с четверными прыжками уже в короткой программе.
Фигуристка перешла в академию Плющенко, и многие предположили, что именно за Сергеем Розановым. Позднее Косторная косвенно подтвердила эту информацию — Розанов действительно поучаствовал в этом переходе.
— Я поговорила с Сергеем Александровичем, и он посоветовал мне дважды подумать, но в конце концов помог с переходом, — сказала Алена немецкому изданию Pirouette.
Не секрет, что у Косторной с Розановым теплые отношения. Но теперь в группе Тутберидзе у нее такого человека уже не будет. А это значит, что атмосфера для Алены будет совершенно новой, даже несмотря на то, что она много лет каталась в «Хрустальном». А привыкать к чему-то новому в такой ситуации фигуристке, мягко говоря, будет не очень полезно. Ей бы сейчас в спокойной обстановке под руководством людей, к которым она относится с большой теплотой, оттачивать свои сильные стороны и восстанавливать уверенность в себе.
И логичнее всего было бы восстанавливать все тот же тройной аксель с тем человеком, который его и ставил изначально. А Розанов останется в академии Плющенко.
После интервью Алены об уходе от Тутберидзе всем стало понятно: Косторная любит свободу, откровенность и имеет свое мнение по поводу происходящего на льду. Тогда фигуристка рассказала, что ее мнение учитывалось не всегда и что у Евгения Викторовича (Плющенко) никто не кричат и не ругается, когда у фигуристки что-то не получается.
Очевидно, что именно жесткая манера общения тренеров стала причиной ухода Алены из «Хрустального». Она шла за более спокойной и свободной обстановкой. И какой смысл теперь возвращаться обратно? В группе Тутберидзе никто не будет менять порядки и установки даже ради чемпионки Европы. Зачем тогда Косторной то, от чего она уходила?
Вряд ли она будет мириться с тем, что ее не устраивает. Во всяком случае — долгое время. И тогда это сотрудничество превратится в бомбу замедленного действия: пока какая-то сторона не психанет. И не исключено, что это будет сама Этери Тутберидзе: если уж она в свое время выгнала из группы саму Алину Загитову — что ей помешает сделать то же самое с «блудной дочерью» Косторной, которая ушла и вновь вернулась.
«Я стала больше улыбаться» — фраза, которую вспомнил каждый, кто следил за переходом Алены к Плющенко. И теперь она, судя по всему, готова пожертвовать собственной улыбкой во имя спасения карьеры.
Не исключено, что за эти полгода Косторная что-то для себя переосмыслила и, вероятно, пришла к выводу, что лучше жесткий контроль и напряженная обстановка, ведь она дает результат. Только не факт, что во второй раз это сработает. В группе Тутберидзе уже достаточно новых звезд. А Алена больше не перспективная юниорка, теперь она взрослая девушка, у которой есть проблемы со здоровьем. Просто хочется надеяться, что от этого сотрудничества, если оно все же состоится, все извлекут только пользу.