Мария Аниканова
Родилась 20 июня 1973 года в Москве. Актриса театра и кино, заслуженная артистка России, играет в театре «Современник» с 1995 года — года окончания театрального училища Б. Щукина.
Ее бабушка и дедушка — известные советские конькобежцы Иван и Мария Аникановы; мать, Ирина Люлякова, — в прошлом фигуристка, а сейчас тренер по фигурному катанию. Отец Марии — Виктор Аниканов, бессменный врач сборных СССР и России по фигурному катанию с 1971 года.
Аниканова до 16 лет сама занималась фигурным катанием, выступая в танцах на льду, тренируясь сначала в группе Татьяны Тарасовой с Самвелом Гезаляном, а затем у Геннадия Аккермана с Петром Чернышевым. Получила звание «Мастер спорта СССР по фигурному катанию».
Мария Аниканова закончила спортивную карьеру в фигурном катании еще в 16 лет, однако достаточно поговорить с ней пять минут и становится понятно, что этот вид спорта не ушел из ее жизни. Мария подмечает в фигурном катании нюансы, которые понятны только тем, кто сам выходил на лед и выстраивал взаимоотношения с тренерами. А начался наш разговор с темы, которая будоражила умы специалистов и болельщиков всю вторую половину прошлого сезона: можно ли было выбрать третью участницу чемпионата мира без скандала?
— Скандал в большей степени спровоцировали поклонники Медведевой и Туктамышевой, — ответила Аниканова. — А проводить такой отбор в любом случае стоило. И у одной, и у другой на протяжении сезона катание было не очень стабильным. Сначала Лиза сверкнула в серии «Гран-при», а потом случилась болезнь, после которой она очень долго восстанавливалась. Женя все предыдущие сезоны было суперстабильной фигуристкой и все понимают объективную причину, по которой сейчас она немножко не в том состоянии. Дает о себе знать смена тренера. Если бы отбора не было, а ФФКР взяла ответственность на себя и закрыто приняла бы решение, без скандала все равно бы не обошлось.
— А все ли было честно в Великом Новгороде?
— На первый взгляд могло сложиться впечатление некой несправедливости, но если всмотреться в протоколы, разобраться в нюансах докрутов, уровней и дорожек шагов, то мне кажется, все было честно.
— Как вам Медведева образца прошлого сезона?
— В спорте недостаточно одних способностей и таланта. Впрочем, в актерской профессии дела обстоят точно также. Например, Юлия Липницкая, которая тоже обладала способностями и талантом, взяла и пропала, не справилась, а Медведева — боец, все осталось при ней, пожелала бы каждому такой психологической устойчивости. Ей сейчас сложно, Женя взрослеет и уже не такая, какой все ее привыкли видеть. Началась перестройка организма, от этого никуда не уйти.
Медведева так рвется вперед, что иногда хочется сказать ей: «Женя, ну не надо так уже желать, отпусти». Когда я стала играть Варю в «Вишневом саду» после Елены Яковлевой, мне так хотелось, чтобы хорошо получилось, я тоже старалась изо всех сил, а потом подошел покойный Игорь Владимирович Кваша и сказал: «Маша, все хорошо, только я тебя прошу, не надо так стараться, а то ты сейчас выпрыгнешь из костюма». Вот и у Жени сейчас так происходит, хотя надо идти вперед потихонечку. Сейчас уже стали прыгать прыжки в пять оборотов и думаю, это большая опасность. Ведь никто же не знает, что будет с Александрой Трусовой и другими девочками, которые делают четверные прыжки, когда у них начнется перестройка организма.
— Александра бы на вас обиделась.
— Но у них пока нет жизненного опыта, и они не представляют, что будет происходить дальше. Мнения специалистов расходятся, кто-то «за», а кто-то считает, что это закат фигурного катания. Ведь сейчас же эти девочки еще ничего не боятся, одно дело прыгать четверной в 13-15 лет, другое — в 23 и, если кто-то из них вырастет и сохранит четверные, я сниму шляпу. К примеру, та же Туктамышева, которая вернула тройной аксель и ударно провела первую половину прошлого сезона.
— Но для этого прыжка, по словам самой Туктамышевой, ей необходимо особое состояние, которое пришлось ловить несколько сезонов.
— А вы видели, как она его делает? Потрясающе! У меня мама профессионал, тренер по фигурному катанию, постоянно восклицает: «Как это возможно?» Может она его на особенной психологии делает, но это очень опасно, потому что это состояние сложно поймать.
Возвращаясь к теме Медведевой, многие в прошлом сезоне осуждали ее за возвращение старого стиля в короткой программе. По мне пусть она хоть 20 лет катается в одном и том же направлении, новые стили она попробует потом, когда закончит и начнет выступать в шоу. Ей нужно вернуть стабильность, уверенность, Женя, мне кажется, начала бояться.
— Иногда кажется, что их устремления не совпадают. Медведевой очень хочется включить во всеобщую гонку усложнений с четверным, а Орсер не готов о таких прыжках у женщин говорить в принципе.
— С Жениной травмой делать это очень опасно. Cметут ли ее юниорки? Это еще большой вопрос, кто кого. Медведевой не надо падать в обморок от того, что 10-летние девочки прыгают прыжки в 5 оборотов, просто нужно подойти по-другому и к имеющейся базе добавлять бонусы. Ведь Этери с этого и начала? Там ручку подняла, там прыжок во вторую половину перенесла. Жене надо брать стабильностью, если она погонится за пятерными, то это скорее всего закончится травмой.
— Ее уход от Тутберидзе после Пхенчхана можно было спрогнозировать?
— Догадывалась, но не хотела этого. Спортсмен большую часть жизни проводит с тренером, это тот человек, которому он должен доверять на все 100 процентов, и в таких случаях, как у Жени в Пхенчхане, появляется ощущение предательства. Это не значит, что плохая Медведева или Тутберидзе, это психологический момент, который Жене невозможно было преодолеть, поэтому смена тренера напрашивалась. Как Алексей Ягудин в свое время ушел от Алексея Мишина.
То же самое и в случаях, когда несколько сезонов нет результата — правильнее поклониться в ноги вырастившему тренеру, поблагодарить и что-то поменять, иначе будет поздно. Кто-то так не решается, зато его никто не обвиняет в предательстве. А конкретно про Женю: ведь никто же точно не знает, приходила ли она прощаться к Тутберидзе и как там было на самом деле.
— Как бы то ни было, а фраза «почему не придержали в юниорах» была озвучена в публичном пространстве и сделала Медведеву объектов всеобщей ненависти...
— А меня эта фраза совершенно не смутила. Что человек может сказать в таком состоянии? Это вообще такая внутренняя кухня. Этери сказала о том, что Медведева должна была достойно проиграть, но и ей самой, наверное, Женю нужно было достойно отпустить. Когда я увидела ее в юниорском сезоне 2014/15, то просто упала в обморок, подумав: это точно будет номер один. И Олимпиаду, думаю, она несправедливо проиграла.
Я сейчас скажу ужасную вещь, но я хочу, чтобы подняли возрастной ценз. Тут я полностью согласна с Ириной Родниной. Нельзя, чтобы маленькие соревновались вместе со взрослыми. Понимаю, если бы Медведева отвалялась в Пхенчхане, но откаталась то изумительно. Есть такая штука как компоненты. А на Олимпиаде, на мой взгляд, у Загитовой было еще детское катание, хоть и чистое.
— Какую ее программу вы считаете лучшей в карьере?
— «Анна Каренина», Женя ее потрясающе скатала, как актриса вам говорю. Кстати, считаю, не обязательно переносить на лед все произведение, главное передать образ, а это самое главное.
— Как актриса чьи бы постановки еще отметили?
— Танго Туктамышевой в короткой программе, оно получилось шикарным.
— А как же победная произвольная программа китайцев Цунь/Хань на чемпионате мира?
— Я их не понимаю. Им что не поставь, мне кажется, все равно выйдет одно и то же. Точно также я не понимала катания канадского танцевального дуэта Вирту/Мойр. Опять же согласна с Родниной в части того, что развивать нужно не только техническую сторону катания, но и компонентную, ставить яркие программы и больше заниматься скольжением. Вспомнить тот же «Список Шиндлера» Липницкой. Ведь Тутберидзе просто гениально подобрала для нее образ девочки в красном пальто. На Юлю тогда смотрел и верил, что этот ребенок пережил ужасы войны и закрылся.
— А танцы сегодняшние вам нравятся?
— Пападакис/Сизерон — гениальные, но этого уровня не добиться тренировками. Такой была Оксана Грищук. Вспомните их с Евгением Платовым победный произвольный танец «Мемориал» в Нагано-1998. Тот же Хавьер Фернандес — он клевый парень, но не Ханю. В наших танцах большая поклонница Никиты Кацалапова времен выступлений с Еленой Ильиных. Правда ему пришлось вложить много сил и времени на развитие их дуэта с Викторией Синициной. Успеет ли Кацалапов все наверстать до Пекина-2022? Я очень верю в Александра Жулина. Но и конечно, Степанова/Букин тоже очень хороши.
— А почему же им не удалось завоевать бронзу на чемпионате мира?
— В свое время всем надоела гегемония советских и российских танцев на льду, поэтому сейчас, мне кажется, наших танцоров будут до последнего не пускать наши к медалям.
— У мужчин с ошеломительным результатом лучшим стал Натан Чен. Но не исключено, что победить ему помогли маленькие хитрости его тренера Рафаэля Арутюняна. К примеру, на одной из тренировок специалист даже запретил Чену прыгать...
— Тренерские хитрости — это особый дар. К примеру, Татьяна Тарасова — гениальный тренер, потому что обладает им. Грищук была очень сложным человеком, c ней было непросто. И Тарасова чувствовала ее состояние, могла, к примеру, прийти и сказать: «Сегодня отменяем тренировку».
— Но Орсер пока только начинает чувствовать Медведеву...
— А знаете почему? Потому что он понимает — к нему пришла личность. Приди она к нему начинающей спортсменкой, скорее всего Орсер вел бы себя иначе. А он начал исходить из ее ощущений, как Жене лучше и удобнее. И она должна была ощущать твердость и уверенность. Не сомневаюсь, что сейчас эта притирка прошла.
— Выходит, тренер, работающий на высшем уровне, не может быть чересчур лояльным?
— И режиссер, и тренер всегда четко должен знать, чего он хочет. На днях мой 57-летний приятель сказал потрясающую вещь: «В любом возрасте нужен хоть какой-то контроль». Не потому, что ты ленивый, а потому что начинаешь сам с собой договариваться, и вот так раз проскочил, другой, а когда ты молод, на твои плечи ложится колоссальная эмоциональная нагрузка, невозможно все удержать под контролем.
— Но существует же строгий подход Тутберидзе, который раз за разом приносит медали...
— Если говорить о тренерах, то я вижу Орсера, который тренирует уже много лет, есть Тарасова с ее 40 годами работы и ошеломительными результатами. А Тутберидзе еще работает не так уж и долго, и пока у нее пошли только первые спортсменки, которые продолжают выступать и в следующем после Олимпиады цикле. Ведь почему я против 15-летних девочек в одиночном катании? Те же Тара Липински и Сара Хьюз выскочили и исчезли. А выдающиеся фигуристы ничего так и не добились. Спорт, скажете вы? Ничего подобного, я буду настаивать на том, что дети не могу соревноваться со взрослыми, значит необходима какая-то другая сетка, защищающая спортсменов, которые были лучшими все четырехлетие.
— А разве это не остановит технической прогресс?
— Ну так пусть они прыгают четверные в юниорах, пойдите к врачам и обсудите, какой возрастной ценз будет целесообразен для взрослого катания. Пусть туда приходят прошедшими физиологические изменения, потерю и набор формы.
— Отчасти такой подход нарушит основный принцип побед в спорте «здесь и сейчас».
— Почему? Для юниорских чемпионатов с чудо-девочками можно было бы делать серьезную рекламу, показывать их по телевидению и таким образом раскручивать, а все желающие смотрели бы на четверные прыжки. Юниоров потихоньку стали показывать в России. Но при нынешних правилах все равно ломаются судьбы и губится зря здоровье. А сколько денег вкладывается и не возвращается? Родители могут и перестать приводить детей в секции и мы потеряем массу талантов.
— Такое обилие талантов и всего лишь три места в сборной, как много, на ваш взгляд, появится фигуристоr, желающих сменить флаг до Пекина?
— Надеюсь, такого не произойдет. Все будут биться за попадание в сборную. Это и есть спорт.
— Сумасшедший прорыв женской одиночки — это исключительно заслуга Тутберидзе?
— Не только, ведь еще до ее больших успехов у Мишина появилась Туктамышева, а у Буяновой — Сотникова. Однако Тутберидзе просто самородок и двигает спорт вперед. При том, что выступала в танцах на льду, а в итоге стала талантливым тренером одиночниц.
— Почему в свое время вам пришлось оставить фигурное катание в 16 лет?
— Мой партнер Петр Чернышов решил закончить и уехал на шоу в Америку. Я заканчивала школу, нужно было искать партнера, меня звали в кино, а я не ходила, потому что для спортсмена главное — сон и отдых. С тренировок меня почему-то не отпускали в школу: «Экзамен? Ну и что?». А в кино — пожалуйста, я же ехала домой и просто ложилась спать. Но в какой-то момент мама сказала: «Съезди, посмотри, обязательно, пока есть время, когда ты еще туда попадешь?». Я тогда сходила и вот хожу до сих пор.
— Когда бросали, не было ощущения, что не все сказали в спорте?
— У меня никогда не было спортивной злости. Когда-то во времена, когда Марина Анисина и Гвендаль Пейзера стали одними из претендентов на победу в Солт-Лейк-Сити-2002, мы сидели с Мариной в Сокольниках на чемпионате России. Тогда она как раз спросила меня об этом, на что я ответила: «Ни секунды ни жалею». Марина же сказала мне тогда обратное: «А я вообще не представляю, чем бы я могла заниматься без фигурного катания».