Одна из самых популярных спортсменок России Алина Загитова объявила о паузе в карьере. 17-летняя спортсменка не будет выступать на чемпионате России, который пройдет в Красноярке с 24 по 29 декабря. Также она отказалась от возможности получить место в составе сборной России на чемпионатах Европы и мира решением тренерского совета.
Официальными причинами радикального решения олимпийской чемпионки названы:
— отсутствие мотивации (в коллекции Алины есть все возможные титулы)
— трудности в обучении четверными прыжкам, без которых нереально конкурировать с новыми лидерами женского катания
— необходимость сосредоточиться на тренировках
— занятость в шоу Татьяны Навки
— желание лучше подготовиться к выпускным экзаменам в школе и поступлению в спортивный институт
При этом Загитова особо подчеркнула — точка в ее карьере не поставлена, и она рассчитывает вернуться и выступать на топ-уровне. Также Алина отрицает версию своего конфликта с тренером Этери Тутберидзе, намереваясь продолжить сотрудничество с прежней командой специалистов на катке «Хрустальный».
Что же следует из заявления звездной фигуристки, и к каким последствиям оно привело?
Алина официально остается кандидатом в сборную России и будет находиться на ставке Минспорта как минимум до лета будущего года, когда будет утверждаться новый список кандидатов. Практика показывает, что таком «оплачиваемом отпуске» атлет может оставаться несколько лет, не выступая на официальных стартах, но избегая заявлений об окончательном завершении карьеры.
Также Алина остается спортсменкой отделения «Хрустальный» московской школы «Самбо-70» и на этом основании имеет право на бесплатный лед для тренировок, возможность для занятий ОФП и хореографией, а также оплаченных тренеров. Другой вопрос, зачем специалистам из группы Тутберидзе тратить сейчас время на занятия с Загитовой — ведь у них много других учеников и учениц, которых надо готовить не к туманному возращению, а к реальным стартам.
Среди причин перерыва в карьере не была заявлена травма, хотя Алина из-за повреждения бедра и снялась с показательных выступлений на финале «Гран-при» в Турине. Как бы то ни было, у Загитовой наверняка есть старые повреждения, и они непременно дадут о себе знать в тот момент, когда спортсменка выпадает из жесткого соревновательного ритма. Кроме того, фигуристка почти неизбежно начнет набирать вес, и возвращаться к боевым кондициям ей с каждым днем станет все сложнее.
Но главным фактором, конечно, будет жизнь за пределами спорта. Отсутствие жесткой опеки, новые возможности и новые соблазны могут полностью изменить отношение Загитовой к себе и к окружающим людям. И здесь все будет зависеть от способности Алины к самоограничению и самоорганизации, а также от того, как в дальнейшем будут складываться ее отношения с руководством «Хрустального». Несмотря на великие победы чемпионки, психологически она не была безупречна на льду, порой допуская досадные срывы в ключевые моменты. Как поведет себя Загитова, попав в жизненный водоворот, сейчас прогнозировать сложно.
В первую очередь — изменение ситуации с конкуренцией в сборной России. Сейчас Алина оказалась за спиной у трио вчерашних юниорок — воспитанниц Тутберидзе Александры Трусовой, Алены Косторной и Анны Щербаковой. Кроме того, реальную конкуренцию на чемпионате России ей могут составить Евгения Медведева и Елизавета Туктамышева (а при определенных обстоятельствах — например, таких как год назад — еще не менее трех девушек). Но в будущем сезоне борьба за три путевки на чемпионаты Европы и мира может оказаться не такой жесткой.
Новых суперюниорок грядущим летом не ожидается, Медведева с Туктамышевой моложе не становятся, а Трусова, Косторная или Щербакова (порознь или все вместе) могут оказаться жертвами периода взросления, который так сильно ударил по технике Загитовой. Также не исключен вариант с травмами конкуренток (хотя мы желаем здоровья абсолютно всем нашим девушкам). И здесь для Алины появится хороший шанс вернуться, если, конечно, она к тому времени снова обретет мотивацию, не будет затянута в обывательскую рутину и коммерческие проекты.
Также чисто теоретически возможен вариант изменения правил Международного союза конькобежцев, которые дадут возможность зрелым фигуристкам противостоять натиску прыгучих старлеток. Что бы ни случилось, вернуться в большой спорт и подняться на прежний уровень будет очень тяжело — намного тяжелее, чем впервые забраться на вершину. Но при этом миссия не кажется невероятной — во всяком случае, примеры успешного возобновления карьеры после перерыва в истории были, хоть и в менее конкурентные времена.
Алине всего 17 лет. Многие спортсмены в это время только начинают свой путь в элиту. Чтобы не говорила Загитова о возможном возвращении, всем очевидно — одной ногой она уже на пенсии. При этом у нее за спиной всего два с половиной сезона на взрослом уровне. С таким коротким веком сложно смириться, даже с поправкой на особенности вида спорта. Перед глазами у публики есть примеры Юлии Липницкой (которая также выпала из элиты в 17 лет) и Евгении Медведевой, в 18 лет вставшей перед необходимостью перезапуска карьеры.
Все это подводит под огонь критики не только женское катание в целом, но лично тренера Этери Тутберидзе, которая работала и с Липницкой, и с Медведевой, и с Загитовой. У этого суперуспешного специалиста множество завистников, не согласных с тем, что Тутберидзе в последние годы фактически монополизировала успехи среди девушек-одиночниц. Мир фигурного катания всегда был предрасположен к скандалам, а сейчас, когда количество болельщиков выросло в разы (в том числе благодаря успехам учениц Тутберидзе), достаточно одного острого слова, чтобы полыхнул пожар.
У Загитовой огромная армия болельщиков, которые буквально боготворят своего кумира. Они закалены баталиями в соцсетях с армией поклонников Медведевой. И сейчас любая критика Алины и команды Тутберидзе вызывает бурю ярости и желание дать отпор всем недоброжелателям. Между тем, оппоненты девушек с «Хрустального» тоже мобилизовались и устами Евгения Плющенко сформулировали целый набор претензий к команде Тутберидзе. Выглядит он приблизительно так:
— Тутберидзе — не тренер, а только менеджер. За всю технику в ее группе отвечает Сергей Дудаков, а вся постановочная часть держится на Данииле Глейхенгаузе.
— Группа «Хрустального» не готовит чемпионок с нуля, а собирает перспективных спортсменов со всей страны.
— Команда Тутберидзе относится к фигуристам как к расходному материалу, буквально выжимая из них высокие результаты. Поэтому из группы «Хрустального» высокий отток учеников, а никто из дошедших до чемпионского уровня не может продержаться на вершине дольше пары лет.
— Тутберидзе ведет себя неуважительно по отношению к коллегам и ветеранам фигурного катания
Естественно, у команды «Хрустального» есть что ответить по каждому из этих пунктов. А перепалка в соцсетях все дальше отдаляет конфликт из исходной точки — самоотвода из сборной Алины Загитовой.
Пока речи об этом нет. Но в будущем не исключен вариант, когда Загитова захочет вернуться, а штаб Тутберидзе не увидит перспектив в таком шаге. В «Хрустальном» действительно нет опыта успешной работы с состоявшимися звездами. И тогда Алина должна будет решать — окончательно повесить коньки на гвоздь, или последовать примеру Евгении Медведевой.
У нас в стране и за границей наверняка найдутся тренеры, которые считают возможным вернуть Загитову в элиту и с удовольствием возьмутся за это. Кроме того, девушке будут предлагать сменить спортивное гражданство и перейти в сборную с менее жесткой конкуренцией. Другой вопрос — готова ли Алина, которая состоялась как чемпионка под началом Этери Тутберидзе и в России, жить в другой системе координат. У Медведевой перезапуск карьеры в Канаде идет со скрипом. И это повод для Загитовой и ее семьи крепко задуматься.