8 июля 2019, 19:05
Слова 13-летней Анастасии Шабатовой в конце января о пользе допинга в прямом эфире ее Instagram буквально взорвали мир фигурного катания: "Как выступать стабильно? Выпить много допинга – и выступаешь стабильно. Вот и все. Только надо правильный допинг пить", – сказала тогда фигуристка, добавив, что спортсмены, которые тренируются на катке в "Хрустальном" тоже злоупотребляют. Это высказывание выглядело шокирующе и вызвало недоумение. Хотя бы потому, что обычно фигуристы 13-16 лет, общаясь со СМИ и держа в голове наставления тренеров, ведут себя крайне скромно, сдержанно, не позволяя себя сказать даже слово в отношении соперников.
Однако формат прямых трансляций в соцсетях, набирающий популярность, довольно часто выходит боком для юных спортсменов. В пору неизвестности многие из фигуристов отпускают в эфирах довольно провокационные комментарии, забывают о них и удаляют видеозаписи, однако их фанаты и хейтеры бережно все сохраняют, чтобы потом предъявить при случае. История Шаботовой выглядела именно так, если бы не больная тема допинга для всего не то что, фигурного катания, а российского спорта. Особенно упоминание "Хрустального" в контексте того, как непросто всегда у Алины Загитовой проходят сдачи допинг-проб и внимания всего мира к феномену четверных прыжков Александры Трусовой.
Позже президент Федерации фигурного катания России Александр Горшков прямо заявил, что считает слова Шаботовой чушью. На этом настаивала и тренер фигуристки Светлана Панова. По ее словам, юная спортсмена сказала про допинг не всерьез, Насте задавали наводящие вопросы, и не губить из-за этого карьеру 13-летней девочке неправильно. Однако шум из-за случившегося повлиял на девушку: на юниорском первенстве страны Анастасия стала 14-й из 18-ти участниц, при том, что до этого в сезоне побеждала и становилась призером этапов Кубка России среди кмс. И все же у истории был шанс забыться, тем более, что тренер спортсменки явно встала на ее сторону. У Анастасии оставался шанс хорошо проявить себя на контрольных прокатах нового сезона, получить этапы юниорского "Гран-при" и прославиться спортивными достижениями, а не опрометчивыми словами.
Однако на сайте Федерации фигурного катания на коньках Москвы появилась информации о выдаче разрешения фигуристке для выступлений за Украину. А это означает, что впереди Анастасию ждут смена спортивного гражданства и пропуск целого года. Не выдержала прессинга, не поверила, что сможет преодолеть предубеждение и конкуренцию внутри страны? Впрочем, последняя у девушек среди юниоров будет сродни той, что ожидается и на взрослом уровне. Четыре ученицы Этери Тутберидзе: Камила Валиева, Дарья Усачева, Майя Хромых и Алена Канышева, подопечные Пановой Анастасия Тараканова, Ксения Синицына, Анастасия Костюк, плюс представительницы ЦСКА Анастасия Губанова, Виктория Васильева и Анна Тарусина. Все они не поместятся даже в Финал юниорской серии "Гран-при", не говоря уже о трех квотах на юниорский чемпионат мира.
Сложных каскадов, а также двух тройных флипов и лутцев в произвольной программе, имеющихся в арсенале Шаботовой, могло бы не хватить даже при хорошей "кредитной истории". А потому смена гражданства и переход даже в не самую сильную федерацию выглядит логичным шагом. Как минимум, обеспечено участие в юниорских международных стартах, а затем и взрослых чемпионатах мира и Европы. А в случае, если политическая обстановка не станет препятствием для продолжения тренировок Шаботовой под руководством Пановой, сама тренер может остаться в выигрыше.
Ведь от специалиста, подготовившего немало ярких воспитанниц, ученицы то и дело уходят к более именитым тренерам. Мария Сотскова, ставшая у Пановой вице-чемпионкой мира среди юниоров, накануне первого взрослого сезона отправилась к Елене Буяновой. Тараканова, пусть и успевшая вернуться, для успешного штурма международных юниорских стартов перебралась в группу к Тутберидзе. Туда же по окончании этого сезона перешла и самобытная Канышева. Так что наличие в группе учениц, имеющих беспрепятственный допуск на международные соревнования, может повысить шансы Пановой вывести хоть одну воспитанницу на взрослый уровень.
Впрочем тенденция поиска продолжения своего спортивного пути в других странах у девушек с каждым годом набирает обороты. Так, c этого года начнет свои выступления за Польшу тренирующаяся у Брайна Орсера Екатерина Куракова, а через какое-то время за Израиль – бывшая ученица Тутберидзе Полина Шубодерова. Есть у Шаботовой и пример одногруппницы Анны Кузьменко, которая продолжает тренироваться в "Снежных барсах", при этом выступая за Францию. По такому же пути идет и представляющая теперь Азербайджан Екатерина Рябова. Фигуристка продолжает заниматься в академии Евгения Плющенко и уже выступала на чемпионате Европы 2019 года в Минске. Там она финишировала на 12-м месте, набрав 163.17 балла – сумму, c которой бы попасть в сборную России любого уровня было бы невозможно.
Бывшая ученица Тутберидзе, а сейчас начинающий тренер Полина Шелепень в интервью "СЭ" даже пошутила, что на всякий случай спрашивает своих учеников, есть ли у них иностранные корни. Смена спортивного гражданства у многих юных российского фигуристок постепенно перестает быть шагом для спасения карьеры, становясь единственным условием для ее продолжения в принципе.