Этап «Гран-при»
Гренобль, Франция
Женщины
Произвольная программа
1. Алена Косторная (Россия) — 159,45
2. Мэрайя Белл (США) — 142,64
3. Алина Загитова (Россия) — 141,82
4. Каори Сакамото (Япония) — 135,16
5. Старр Эндрюс (США) — 113,95...
11. Мария Сотскова (Россия) — 94,51
Итоговое положение
1. Алена Косторная (Россия) — 236,00
2. Алина Загитова (Россия) — 216,06
3. Мэрайя Белл (США) — 212,89
4. Каори Сакамото (Япония) — 199,24
5. Старр Эндрюс (США) — 180,54...
11. Мария Сотскова (Россия) — 144,89
Будь на месте Алены Косторной любая другая вчерашняя юниорка, обошедшая 17-летнюю Алину Загитову, впору было бы констатировать будничный факт: более юная спортсменка снова выигрывает у старшей соперницы. Но после короткой программы женщин во Франции об этом думалось в последнюю очередь. Почему?
Во-первых, россиянки стали подругами по несчастью, поскольку арбитры были невероятно строги к ним обеим, словно преследуя цель приостановить их по максимуму. Во-вторых, если сравнивать Алину и Алену по прыжковым навыкам, то в целом они примерно на одном уровне. На стороне Косторной — недавно появившийся тройной аксель, но некоторая неуверенность в другом тройном прыжке лутце, который в ее произвольной программе только один. На стороне Загитовой — все тот же каскад с риттбергером и уверенная техника всех без исключения тройных прыжков. Неверное ребро на этом прыжке, зафиксированное арбитрами в короткой программе, выгляделопросто беспрецедентным.
А в-третьих, Косторная благодаря зрелому и вдохновенному катанию и разумности суждений в 16 лет настолько органично смотрится на взрослом уровне, что даже странно вспоминать о ее возрасте. Видно, что Алена прекрасно осознает правила поведения в информационном пространстве мира фигурного катания, но вместе с тем позволяет себе оставаться живой и непосредственной девушкой.
Она не боится сказать вслух, что 21 год при нынешнем уровне конкуренции, скорее всего, предельный возраст для выступлений, а Евгения Медведева образца ее первых трех взрослых сезонов — пример стабильных выступлений, к которому хочется стремиться. Косторная бойко отвечает на вопросы на английском и иногда даже позволяет себе пошутить с тренерами — лихо бросить им куртку на ходу или опустить чехлы от коньков в капюшон Даниилу Глейхенгаузу. А еще Алена способна честно рассказать об истории появлении тройного акселя в своих программах. Как очень переживала из-за неудачных для себя контрольных прокатов на кухне у своей подруги Дарьи Павлюченко и решила, что раз ее подводит тройной лутц, то пусть выручает аксель.
На этом фоне реакция Косторной на баллы в короткой программе была абсолютно естественной. Ведь тройной аксель, добавленный в короткую программу, добавил прокату нервозности, которая дала арбитрам повод поставить оценку за компоненты ниже, чем в Финляндии. А в итоге особых дивидендов сложный прыжок не принес.
Перед выходом на лед россиянок стало понятно,что судьи вовсе не настроены оценивать выступления фигуристок более лояльно, чем в первый день соревнований. Пока Татьяна Тарасова на Первом канале расхвалила визуально чистую «Матрицу» Каори Сакамото за силу, скорость и мощь, судьи ловко превратили ее 76,26 балла за технику в 66,76. При том, что сама японка радовалась полученным оценкам. Оставалось только выяснить, с каким настроем рефери будут оценивать выступления россиянок.
С начала этого сезона Загитова много раз говорила о том, что теперь стала получать удовольствие от катания. Но, когда она сорвала стартовый каскад, неудачно приземлив тройной лутц, впору было вспоминать, что подобные моменты в произвольной программе прошлого сезона не приводили ни к чему хорошему. Однако олимпийская чемпионка продолжила прокат «Клеопатры» совершенно по-царски, словно не заметив неудачи. К ее чести Алина устояла на ногах после лутца и даже не получила балл штрафа за падение, хотя сам прыжок был ожидаемо очень сильно отминусован. Сложные заходы, прыжки с двумя поднятыми руками, восточный шарм с ноткой обольстительности были воплощением всего того, что говорила о фигуристке Инна Гончаренко, побывавшая в гостях у «СЭ»: «Алина выходит, и видно, что она сильная и классная».
А неисполненный в начале программы каскад был исполнен позже — в точности как в победном Пхенчхане-2018. Другое дело, что сейчас фигуристка явно подросла по сравнению с собой образца двухлетней давности, отсюда и традиционно возникающая из-за этого проблема — недокруты на прыжках. Именно из-за них текущие 75,89 балла за технику после пересмотров превратились в 68,85. «Кто ищет — тот всегда найдет», — невесело констатировала Татьяна Тарасова. Как итог, 141,82 балла за произвольную программу, в которой ее обошла 23-летняя американка Мэрайя Белл, и 216,06 балла за обе программы, обеспечившие ей второе место.
Ошибка Загитовой по сути отдавала победу в руки Косторной еще до начала проката. Однако сколько бывало случаев, когда спортсмен не мог воспользоваться подобным шансом. При том что сама Алена наверняка ни о чем подобном не думала, явно желая исполнить произвольную программу так, чтобы у судей просто не было возможности придраться. Хотя ситуация, которая начала складываться для фигуристки с начала сезона вообще для нее непривычна. Ведь все два юниорских сезона Косторную неизменно хвалили за катание, но фаворитом в техническом плане в компании с Александрой Трусовой и Анной Щербаковой она не была никогда. И это прекрасно понимала сама Алена, которая по ходу чемпионата страны в Саранске признавала: приходится просто кататься чисто и верить в лучшее.
В субботний же вечер ее произвольная программа стала самым настоящим балом вампира. А можно ли ее было назвать иначе, если за идеальные тройные аксели (сольно и в каскаде) она получила 22,22 балла, продолжая набирать обороты по ходу драйвовой программы. 88,38 балла за технику при все-таки поставленном неясном ребре на тройном флипе сразу же отправили фигуристку в мировой топ этого сезона и победительницу соревнований. А ее итоговые 236 баллов стали вторым результатом в мире после Трусовой с 241,02. Судя по всему, количество жертв вампира, в образе которого Алена представала в произвольной программе, по ходу сезона будет только расти.