21 января 2018, 00:30
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из Москвы
ЕДИНЕНИЕ ЗАГИТОВОЙ И ЗАЛА
Ох уж эти девочки, никакого сердца и нервов на них не хватит.
Если бы порядок выступлений в финальной разминке определял не жребий, а опытный режиссер-постановщик, то и он не придумал бы лучше. Первой начинала Каролина Костнер в образе диско-фавна. Новый костюм прекрасной итальянки для ее "Послеполуденного сна" дал повод немного выпустить пар и развлечься в преддверии решающей битвы светскими обсуждениями моды на льду. Французский коллега был, например, в восторге: "Знаете, моя бабушка видела оригинальный балет с Нижинским и всегда вспоминала, что его костюм спровоцировал колоссальный скандал. А сегодня мы считаем его и сам этот балет шедевром. Не исключено, что Каролину ждет что-то подобное". Оказалось, комбинезон Костнер действительно был создан под впечатлением от оригинального трико Нижинского.
Потом стало, конечно, не до платьев. После короткой программы в исполнении Костнер можно было ожидать чего угодно, но на произвольную итальянки не хватило. Для начала она упала с лутца – так в гонке за главный приз осталось две соискательницы. Впору, кажется, снова ехать в Санкт-Петербург к Алексею Мишину: с прыжками у Каролины опять проблемы. Потом Костнер ошиблась еще не раз, и сохранить место на пьедестале ей позволили только колоссальный отрыв после короткой программы и репутация, обеспечившая высокую оценку за компоненты.
А потом пришла очередь Алины Загитовой и Евгении Медведевой…
На чемпионате Европы стало особенно очевидно, насколько гениально подобраны для Загитовой обе ее программы этого сезона. Это платье, сидящее абсолютно идеально. Трудно представить себе сейчас, что могло бы сработать лучше. Музыка, хореография и драйвовое исполнение дополняют друг друга, как паззл, и позволяют захватить аудиторию буквально за несколько минут. К концу программы ты уже и не думаешь, похоже ли это на балет Большого театра или не очень. Сама исполнительница, само собой, тоже не промах.
Для того, чтобы эти постановки срабатывали таким образом, нужен колоссальный драйв, иначе это просто не будет смотреться. Но с ним в Москве у Алины никаких проблем не возникло. В короткой программе под волной этой нечеловеческой энергии от ее "Лебединого озера" случилось нечто совершенно непредставимое – как будто померкла и отошла на второй план тонкая концептуальная постановка Медведевой о полете души в клиническую смерть. Такого единения между залом и спортсменкой на льду не было, возможно, даже у Костнер, чьи олимпийские программы также призваны подчеркнуть козыри итальянки.
Аналогичный эффект был и в загитовском "Дон Кихоте". Но это не новость, тут все было понятно еще в начале сезона. Не исключено, что именно поэтому она и выиграла в этот день. Именно поэтому разрыв между ней и Медведевой в оценке за компоненты оказался таким небольшим. Судьи, в конце концов, тоже люди.
На этом фоне невольно подумалось: хорошо, что Медведева поменяла в начале сезона произвольную программу. Ее "Анна Каренина" – это, безусловно, спектакль. Что немаловажно, понятный людям на трибунах: вот тут бал, тут флирт, тут мечты – а вот поезд. Да, это не был прокат всей ее жизни, и сама Евгения знает это лучше нас с вами. Не исключено, что она проиграла и поэтому тоже.
Сейчас всех, конечно, интересует вопрос: что все это значит? И что будет дальше? Да кто его знает! Есть ли в мире что-то более непредсказуемое, чем женский спорт? Даже если речь о воспитанницах Этери Тутберидзе.
За неделю до чемпионата Европы нечто подобное произошло на чемпионате Канады: безусловная фаворитка Кейтлин Осмонд без вариантов проиграла турнир Габриэль Дельман. Формально это дает все основания говорить о рокировке. Однако когда мы обсуждали чемпионат со знаменитым тренером Брайаном Орсером, он отметил, что в Канаде вовсе не склонны воспринимать ситуацию так драматично. В первую очередь потому, что две спортсменки были в совершенно разных условиях. Осмонд может себе позволить спокойно подводить себя к Олимпиаде. И ее тренировки во время чемпионата страны показывали, что в целом она в полном порядке. Совсем в другой ситуации находилась Дельман, летом перенесшая операцию и очень долго после нее восстанавливавшаяся. Ей победа на чемпионате страны была нужнее для обретения уверенности в себе.
Это можно сказать и про двух российских лидеров. Они ведь и сезон начинали с разных стартовых позиций, так стоит ли удивляться, что дебютантка Загитова сейчас больше заточена на победу?
Еще один вопрос, который наверняка не раз озвучат в ближайшие дни: стоило ли Медведевой выступать на этом чемпионате Европы? Есть много оснований ответить "да".
В конце концов, она получила наглядное подтверждение того, что ее ждут. Слышали бы вы, как в ожидании оценок Медведевой зал скандировал "Женя! Женя! Женя!". Тот самый зал, который, уверена, шестью минутами ранее совершенно искренне думал, что нет в мире ничего лучше "Дон Кихота". Нужно ли ей было это подтверждение? А кто точно скажет, что нет? Всем нам время от времени полезно напоминать, что нас любят и ждут.
МОСКВА. Чемпионат Европы. Женщины.
Произвольная программа. 1. ЗАГИТОВА (Россия) – 157,97 балла. 2. МЕДВЕДЕВА (Россия) - 154,29. 3. СОТСКОВА (Россия) – 132,11. 4. Костнер (Италия) – 125,95. 5. Хендрикс (Бельгия) – 121,78. 6. Райчова (Словакия) – 110,89.
Итог. 1. ЗАГИТОВА – 238,24. 2. МЕДВЕДЕВА - 232,86. 3. Костнер – 204,25. 4. СОТСКОВА – 200,81. 5. Хендрикс – 176,91. 6. Райчова – 171,90.