Сегодня, 19:25

Россия движется за границу. Белорусы забили арену на шоу Плющенко под музыку Чайковского

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Атмосфера отличается от российской.

Российскую культуру на международной арене отбросили заметно назад после известных событий — любой фильм с отсылкой к России балансирует на грани кэнселинга, показательная история Нетребко в опере, спектакли отменяют, спортсменов не пускают — ну вы знаете.

Поэтому ценность каждого удачного кейса распространения русской культуры за рубеж растет. Белоруссия, конечно, даже формально не совсем заграница, учитывая Союзное государство, — хотя белорусы точно не согласятся, что это Россия. Но за последние месяцы шоу Плющенко гастролировало по Азербайджану, Казахстану, Узбекистану, Китаю. В Минске шоу «Щелкунчик с балетом» собрало за два дня и три сеанса 36 тысяч зрителей на гигантской хоккейной арене, одной из самых больших в Европе.

И, видя реакцию местных, все равно где-то в глубине имперского сердца чувствуешь, что такие шоу — не просто шоу, а некий транслятор русской культуры за рубеж. По нашей информации, в российских ледовых спектаклях заинтересованы и другие страны, в том числе европейские.

Даже Загитова признала бы солд-аут

Белорусская публика сильно отличается по составу от российской. Это не фанаты фигурного катания, которые отличают лутц от флипа, — даже двойной прыжок вместо четверного они приветствуют одобрением. Люди пришли именно на событие, большой спектакль с размахом — которые в Минске проходят не каждую неделю. Идут семьями, дружескими компаниями, школьными классами, и даже процентное соотношение мужчин и женщин гораздо ровнее, чем у нас. Толпы на вход и в коридорах такие, что хочется даже поговорить с проектировщиками арены — как можно в 15-тысячной арене делать коридоры уже пяти метров? Думали, что аншлагов тут никогда не будет?

Собственно, я на свое место так и не сел — билетов не осталось, поэтому приземлился в ложе. Ну как приземлился — в ложе тоже не было мест. А на билете — номер сиденья, которого в ложе не существовало. Получается как у Ротенберга: арена была заполнена не на 100, а на 103-105 процентов. Ну, стоя — зато с пивом. Хоть где-то на фигурном катании его разливают.

Короче, даже Алина Загитова, с которой у Яны Рудковской был спор о солд-аутах, признала бы биток.

Само шоу, как обычно, с балетом и с размахом — несколько лет Рудковская объявляет, сколько человек участвовало в постановке, но я никак не запомню. Помню, что много. Хедлайнерами в этот раз были Александра Трусова, Евгений Плющенко, Александр Плющенко, Алена Косторная/Георгий Куница, Александр Самарин, Елизавета Нугуманова. Плющенко-младший, кстати, в полном порядке. Его на какое-то время потеряли из виду, а оказалось, что Александр отобрался на младшее первенство России (Мемориал Жука) и в шоу делал все тройные, включая каскад из тройного лутца и тройного тулупа. Пожалуй, конкретно на этом шоу он был даже постабильнее большинства звезд.

Среди участников чемпионата России нашел только Дарью Третьякову, которую безумно встречали на этапе «Гран-при» в родном Омске год назад. И вот она переехала в Москву. Через несколько дней едет в свой город уже на чемпионат России.

Плющенко > Трусова

Казус вышел только с Трусовой/Игнатовой — она не прыгала. Как мне рассказали — по медицинским показаниям, после раскатки почувствовала что-то не то. Но занятно — белорусская публика гораздо громче встречала Евгения Плющенко, чем Трусову. У него осталась аудитория с Олимпиад начала века, а Александру в Белоруссии пока не знают. Плющенко как раз прыгал — сделал несколько двойных акселей.

Тройные не делал — как рассказывают, многие воздерживались от сложнейших прыжков из-за раннего начала шоу. Рудковская в микрофон удивлялась: «Нас попросили поставить шоу в 12, а не в 14. У вас, говорят, люди рано ложатся спать». Люди на трибунах (которые пока спать не хотели) посмеялись. Когда-то, помнится, в Минске даже вырубали уличную подсветку после полуночи.

С другой стороны, обилие детей убеждало, что в решении логика есть. Даже самому хотелось впасть в детство. Я уже несколько лет не был на «Щелкунчике» в Большом театре и потерял надежду туда попасть — а музыка Чайковского действительно великолепна. Не знаю насчет вас, но для меня она тождественна Новому году, как мандарины, Гарри Поттер или поход на каток.

Остается загадать, чтобы в 2025-м российские фигуристы ездили за рубеж не только на шоу.

23