Знаменитый тренер и комментатор Татьяна Тарасова в программе «Жизнь и судьба» на телеканале «Россия 1» выдвинула свою версию попадания запрещенного препарата триметазидина в организм российской фигуристки Камилы Валиевой. Ранее Спортивный арбитражный суд признал 17-летнюю спортсменку виновной в нарушении антидопинговых правил на чемпионате России-2022 и дисквалифицировал Камилу на четыре года. При этом борцы за чистый спорт говорили о необходимости продолжить расследование, поскольку источник запрещенки так и не найден. Свой вклад в резонансное дело теперь внесла и Тарасова.
«Она не виновата, она просто этого не знала. Она же это не брала ниоткуда, никто ей это не подсунул, — заявила Татьяна Анатольевна. — Ни один спортсмен из рук доктора не возьмет никакую таблетку. Эту таблетку может дать только тренер. По-другому не может быть. Ну как дети могут взять у доктора такую таблетку? Без тренера у нас ничего не делается».
Тренер Валиевой Этери Тутберидзе осенью 2023 года, еще до решения CAS, в фильме японской NHK отрицала необходимость фармакологической помощи для своей подопечной. «У меня очень много вопросов — что это, откуда это взялось? Никто не хотел думать разумно. Весь сезон она побеждала, везде была чистая. Что там нужно было сделать — выше прыгнуть или больше скрутить? У нас же не секунды, когда мы пробежали быстрее или прыгнули дальше», — выдвигала аргументы тренер.
«Со своей стороны могу сказать, что я не принимала допинг сознательно. Мы проходим все-таки курсы РУСАДА, я старалась максимально следовать правилам, — говорила сама Валиева в том же фильме NRK. — Я ехала на Олимпийские игры и настраивала себя так, что это прекрасный праздник спорта, что это то место, ради которого ты так долго работал, так долго об это мечтал. Приехал и, к сожалению, получил другие эмоции и другое отношение».
Врач Филипп Шветский, которого также упоминали в интервью Тарасовой на канале «Россия 1», говорил «СЭ», что нашел все признаки своей невиновности в деле. Он даже подал в российский суд на немецкого журналиста Хайо Зеппельта и выиграл 1 рубль — правда, вряд ли его получит. «Мне удалось за два года найти доказательства и расставить точки над «i» по всем вопросам ко мне и к российскому спорту с 2006 года — года первой атаки на российский спорт, года рождения Камилы Валиевой, которая через 15 лет стала венцом этой неспортивной борьбы», — резюмировал Шветский.
Фигуристка с большим опытом международных соревнований и прохождения допинг-контроля Елена Радионова в разговоре с «СЭ» после решения CAS высказала мнение, что ответственность Валиевой должен разделить ее взрослый персонал. «Мне кажется, что защита Камилы не защитила ее настолько, насколько это возможно. И так как она еще несовершеннолетняя и незащищенное лицо, не все наказание должно было оказаться на ее хрупких, детских плечах. Мне Камилу очень жаль, и очень жаль, что так вышло. Я считаю, что какую-то ответственность за случившееся должны взять на себя взрослые, которые за нее отвечают», — говорила Радионова.
А вот заслуженный тренер России Александр Жулин сомневался в самих обвинениях. «Какая-то очень странная история. Я все равно сторонник того, чтобы Камилу так сильно не наказывали. Потому что мне кажется, что здесь есть какая-то нечистая ситуация. Пусть разбираются. Я верю в то, что Камила ничего об этом не знала и даже не предполагала. Но это лишь моя святая вера и предположение», — отметил известный специалист в разговоре с «СЭ».
Спортивный юрист Артем Пацев, имевший успешный опыт защиты российских спортсменов после приема триметазидина, в эфире YouTube-канала «Кваксель» признался, что не верит в версию с заразным десертом (озвученную в суде), но склонялся к возможному загрязнению в биодобавке или других препаратах. «После того как коллегия арбитров подробно расписала показания свидетелей, я понимаю, почему они не поверили в версию с десертом. У меня сомнений не осталось — я в эту версию тоже не верю, я бы ее тоже не принял. На такой базе никакого доверия к стороне спортсменки не было бы. Хотя арбитры приняли жесткое решение и пытались скрасить впечатление от того, что менялась версия, выдавали Валиевой реверансы. И я изначально думал, что наказание будет два года или даже меньше. Думаю, возможна версия с загрязненным препаратом, которую проверяли мы в деле Сергеевой и нашли источник», — сказал Пацев.
Интересно, что раньше Тарасова была в комментариях по делу Валиевой еще жестче. «Не по-человечески! Потому что ненавидят нашу страну. Ненависть к России перешла на маленькую девушку. Там сидят непрофессиональные люди. У них нет грамотности. Я не ожидала такого срока дисквалификации. Это беспредел. У меня нет слов. Свиньи безмозглые. Твари поганые. Не могу найти других слов», — говорила Тарасова Sport24 в конце января.
Олимпийский чемпион Максим Маринин и вовсе назвал Валиеву «козлом отпущения». «У меня ощущение, что девочкой конкретно и не занимались. Интуитивно этот кейс хорошо закончиться не мог в силу определенных обстоятельств. Своего рода показательная порка. А человеку 15 лет, сейчас чуть побольше, но это все равно ребенок. И где искать поддержку? Даже просто моральную, не юридическую, — заявил фигурист «СЭ». — Доводы, которые стороной защиты были приведены... смешные и несерьезные. Юридические дела так не делаются. Я не буду сейчас кидать камень ни в чей огород. Мне искренне просто жаль девочку, потому что... Так получилось, что она стала козлом отпущения своего рода. Я уверен, что в ее жизни будет все хорошо. Просто жизненный этап, связанный с фигурным катанием, не сложился, мягко говоря. Не сложился сообразно ее таланту и способностям, человек не раскрылся так, как бы мог».
«Конечно, сейчас и еще какое-то время от Валиевой не отстанут. Чему тут удивляться? Раньше надо было думать, а не возмущаться после всего, что произошло, — заявила Sport24 депутат Госдумы и трехкратная олимпийская чемпионка Роднина. — Сейчас нужно работать и делать все, чтобы такого больше с нашими спортсменами не происходило. Мы позволили произойти такой ситуации, сейчас идет плата за это».
«Мы считаем решения, которые приняты в отношении Валиевой, несправедливыми. Ее поддерживает вся страна, — заявил «СЭ» пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. — Понятно, что сейчас ей очень сложно продолжать тренировочный процесс, мотивировать себя. При отсутствии международных соревнований сложно и всем остальным спортсменам. Всем нужно прыгать выше головы, чтобы оставаться в форме и продолжать развиваться. Сейчас это самое сложное, чтобы нам не утратить лидирующих позиций».