Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Марселя
Стартовый порядок первого из вечерних финалов сложился таким образом, что призовой пьедестал были просто обязаны разыграть между собой три дуэта, выступающие во второй разминке: Вирчу/Моир, двукратные чемпионы мира Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон и победители прошлогоднего чемпионата Четырех континентов Майя и Алекс Шибутани.
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев расположились после короткого танца слишком далеко от первой тройки – в трех с половиной баллах, немножко не дотянув до своего лучшего проката, случившегося на этапе "Гран-при" в Москве. И начали свое произвольное выступление с того, что чуть не сорвали поддержку.
Прокат вообще получился у россиян не лучшим: если бы не пятничное падение вице-чемпионки мира-2015 Мэдисон Чок, Боброва и Соловьев имели все шансы остаться лишь на пятом месте из шести: в субботу американцы откатали свой произвольный танец на более высокие баллы, но полностью отставание от россиян, сложившееся после короткой программы, так и не отыграли.
Тренер российской пары Александр Жулин высказался в Марселе в адрес трех дуэтов-лидеров без особого пиетета, заметив, что очень сложно смотреть подряд три танца, поставленные в одинаковом ключе (именно это ждало зрителей в произвольной программе в сильнейшей разминке). И что он вообще не поклонник того стиля, что сейчас взят в танцах за эталон.
Вряд ли стоит на эту тему дискутировать: стилистическая схожесть программ у тех, кто выступает в одной разминке, в фигурном катании случается не так уж и редко. Что касается хореографических решений, можно сколь угодно спорить о том, какие из них предпочтительнее, но занятие это достаточно бесперспективное: стиль, как и моду, всегда определяют те, кто идет впереди.
В процессе выступлений трех сильнейших дуэтов, которые действительно превосходили всех остальных по всем параметрам, я вспомнила свой разговор с Мариной Зуевой о поддержках. Точнее о том периоде, когда Вирчу и Моир выступали еще на детском уровне, и Тесса в одно лето выросла так, что оказалась значительно выше своего партнера.
Идея пригласить в группу акробата – с тем, чтобы максимально улучшить координацию обоих спортсменов в целом и поддержки – в частности, пришла в голову тренерам именно тогда. Очень быстро выяснилось, что для нормальной акробатической работы у фигуристов нет ни навыков, ни мышц. Поэтому к привычным тренировочным планам были немедленно добавлены часы занятий в зале, и очень быстро выяснилось, что акробатика помимо всего прочего позволяет спортсмену на порядок улучшить не только общую, но и тонкую координацию, позволяющую спортсмену сделать владение собственным телом – абсолютным. Причем не только в поддержках.
Тем же путем довольно быстро пошли со своими спортсменами многие американские и канадские тренеры, соединив творческий процесс с максимально эффективными технологиями достижения результата, благо нынешняя система подсчета баллов прекрасно позволяет разложить на мелкие составляющие любую программу, выявить в ней слабые звенья и принять меры по их устранению. Если к этому прилагается двигательный талант спортсмена и его умение слышать и интерпретировать музыку, такая работа дает гарантированно успешный результат. Гораздо более быстрый и очевидный, нежели идти к программе через серьезный драматический образ, как всегда шли все без исключения танцевальные пары нашей страны. Сам путь, возможно, и оправдан, просто для того, чтобы его реализовать, требуется не в пример больше усилий.
Сейчас же можно сколько угодно убеждать себя в том, что российские танцоры не уступают в технических аспектах никому из сильнейших, но от тех, кто разыгрывал медали в Марселе, мы, боюсь, отстали уже навсегда. Нынешнее поколение – точно.
* * *
Больше всего споров, причем не только среди русскоговорящей прессы, по окончании женского турнира вызвал третий результат Анны Погорилой. Возможно здесь, как и в танцах, тоже было бы правомерно говорить о том, что "музыку" всегда заказывает тот, кто является недосягаемым для остальных. Чемпион, коим на сегодняшний день является Медведева. Что именно такой стиль катания – очень легкий и по-детски наивный – является на сегодняшний день в женском катании эталонным, и прежде всего – для судей. Ничем другим лично я не способна объяснить, почему оценка, полученная победительницей за компоненты, оказалась почти на пять баллов выше той, что получила Погорилая, показавшая безусловно лучший прокат программы в сезоне и однозначно самый выразительный из тех, что были продемонстрированы в финале.
С другой стороны, свою бронзовую позицию фигуристка во многом подготовила себе сама – провалом в короткой программе, по итогам которой Погорилая заняла всего лишь четвертое место. Кстати и уступила она в части компонентов всем трем спортсменкам, которые обошли ее в пятницу.
Сенсацией со знаком "минус" стало выступление серебряной медалистки прошлогоднего финала "Гран-при", вице-чемпионки Европы Елены Радионовой. С момента своего последнего появления на льду на этапе серии в Пекине (там Лена стала первой) фигуристка заметно прибавила в весе, как следствие – растеряла прыжки и вообще выглядела человеком, потерявшем сколь-нибудь действенную мотивацию продолжать себя "держать". Поскольку касалось это девушки, совсем недавно восхищавшей мир своим характером и умением бороться, картина получалась особенно удручающей.
С другой стороны, в финале была и сенсация со знаком "плюс": дебют Марии Сотсковой. Спортсменка блестяще справилась в Марселе с обеими программами и сделала все возможное для того, чтобы о ней заговорили, как о наиболее вероятной претендентке на третье место в российской сборной
* * *
Мужской турнир, венчающий соревнования в Марселе, как наиболее интересное зрелище, следовало, конечно же, закончить сразу после короткой программы, не подвергая психику болельщиков столь жестокому испытанию.
Спусковой крючок оказался в руках Натана Чена, достаточно легко выполнившего все четыре четверных прыжка, включая сложнейшие – лутц и флип, и превысившего свой личный рекорд сразу на 17 баллов.
Такое случается в фигурном катании гораздо чаще, когда головокружительно-успешный прокат одного спортсмена становится причиной не просто единичной неудачи кого-то из соперников, но цепной реакции. Именно таким образом много лет назад победил на Олимпийских играх в Лиллехаммере Алексей Урманов: блестяще справился с программой, а главные претенденты на ту победу и уже олимпийские чемпионы Брайан Бойтано и Виктор Петренко, а также примкнувший к ним пятикратный чемпион мира Курт Браунинг рассыпались в хлам – не сумели вообще попасть на пьедестал.
В Марселе сначала дрогнул Ханю: упал со второго четверного сальхова, не сумев выполнить каскад из-за чего прыжок (как повторенный) был засчитан лишь частично, затем ошибся на приземлении с четверного тулупа и вишенкой на торте – сделал "бабочку" под конец программы вместо тройного лутца. В совокупности это привело к тому, что олимпийский чемпион выиграл общий зачет турнира у Чена лишь благодаря гигантскому преимуществу над американцем в короткой программе.
Затем пришла очередь Хавьера Фернандеса, начавшего прокат с тройного тулупа вместо каскада с четверным. Испанец падал, оступался, врезался в лед на приземлениях, прыгал с места, снова пытался упасть, а от борта на это в ужасе смотрел Ханю, который при каждой очередной ошибке вздрагивал так, словно сквозь него пропускали электрический разряд.
"Заполировал" зрелище трехкратный чемпион мира Патрик Чан, исполнивший программу в лучших традициях не столь давних времен – с тремя полноценными падениями и четырьмя баллами штрафа за них.
В общем, когда все закончилось, впору было с облегчением выдохнуть и забыть все увиденное, как страшный сон. И разве что пожалеть, что в финал не прошел никто из россиян. В этом театре абсурда, устроенном звездами первой величины, у них бы точно были шансы на успех.