16 февраля 2011, 03:10

Стьепан Томас: "Главная задача - стать отцом"

КАК ДЕЛА?

В его послужном списке полтора десятка титулов, добытых в чемпионатах трех европейских стран. А еще - Лига чемпионов, итальянская серия А, два чемпионата мира, "Фенер" и "Галатасарай" и красноречивое прозвище, прилепившееся к хорвату на дорогах большого футбола, Легенда. Теперь двукратный победитель российского чемпионата в составе "Рубина" - безработный. Карьеру завершил, новой работы пока не нашел. Ищет себя, перемещаясь при этом по Европе. Несколько дней он провел в Кампоаморе. Где встретился со своей последней большой командой.

Увидев Томаса в компании Гекдениза, не поговорить с ним было бы по меньшей мере странно. Благо Стьепан с разным успехом изъясняется на пяти европейских языках.

- Английский, сербско-хорватский, турецкий знаю хорошо. Русский и итальянский - хуже, - уточняет Томас.

- Если бы вам кто-то сказал в 20 лет, что проживете такую яркую жизнь в футболе, поверили бы?

- Нет, конечно. Один пожилой человек мне в юности говорил, что в жизни важны удача и характер. У меня вроде бы есть и то и другое. Но я не придавал тем словам значения. Молодой был.

- Где теперь ваш дом, Стьепан?

- Не живу в одном месте долго. Моя жизнь - это Стамбул, Хорватия и Италия. Везде бываю, везде есть дорогие мне люди.

- А чем заняты?

- Главная задача - стать отцом. Пора.

- Задержались вы с этими планами.

- Такова футбольная жизнь. Много ездил, семью не создавал.

- Ваша родина - Хорватия, первый профессиональный клуб - "Истра" из Пулы. Теперь там делами заправляет российский менеджмент.

- Да, президент - мистер Щеглов. Знаю этого человека.

- Как думаете, зачем он вкладывает деньги в клуб из Хорватии?

- Пула - прекрасное место: море, хороший климат. Вы просто там не были. И есть главное для футбола - своя футбольная школа. В "Истре" всегда находились таланты. Наверное, Щеглов надеется отыскать в Пуле парня, который окупит его вложения.

- "Рубин" стал последним большим клубом в вашей карьере. Какие воспоминания остались у вас от нашей страны?

- Мне там было хорошо. Никогда не забуду Татарстан, Казань, "Рубин", Бердыева... Я работал со многими тренерами, но Бердыев - нечто особенное. Жалею, что встретился с ним слишком поздно. Если бы мы пересеклись, когда я был моложе, моя карьера сложилась бы иначе.

- Как именно?

- Я бы попал в большой клуб топового европейского чемпионата. Бердыев помог бы. Если захочешь, футболу у него обязательно научишься.

- Вы сезон провели в Казани, практически не выходя на поле. Тяжело в 33 года осваивать роль запасного на дальнем крае лавке?

- Проблемы не было. Пусть я не играл, но отдавал всего себя на тренировках, помогал молодым игрокам. Словом, работал на команду и хотел быть ей полезным. Это тоже важно.

- Уже знаете, чем займетесь завтра?

- Я получил в Хорватии лицензию тренера. Пока она самая простая, но планирую продолжить обучение. Цель - категория Pro. Не могу сегодня даже предположить, каким тренером стану, но попытаюсь двигаться вперед.

- Какие игровые воспоминания остались с вами на всю жизнь?

- Стамбул и его футбольные дерби. Золото с "Рубином", который сумел прервать монополию на титул клубов из Москвы и Санкт-Петербурга. У меня масса воспоминаний.

- Самый футбольный город в вашей карьере - это...

- Стамбул, конечно. Какие там болельщики! Эти люди превращают матч в праздник.

- А где чувствовали себя комфортнее всего?

- В "Рубине". Люблю дисциплину, это мой стиль. К тому же очень понравился город.

- В вашей карьере были чемпионаты Европы и мира, вы играли против лучших футболистов мира.

- Больше всего мне запомнился турнир, на который я, увы, не попал. В 98-м у Хорватии была шикарная сборная. Она вернулась домой с медалями, а мои друзья уехали в великие клубы. Меня же подвело колено, пришлось оперироваться.

- После ошибки в игре с Австралией на ЧМ-2006 вас дома критиковали, не выбирая слов.

- Я это пережил.

- Кто придумал прозвище Легенда?

- Мой сосед по дому в Хорватии. Так и прицепилось... Сначала меня так звали в "Галатасарае", потом - в Казани. Нескромно, но приятно, конечно.

- Тяжело без футбола?

- Да. Тело просит нагрузок.

- Почему тогда завершили карьеру? В Хорватии могли бы спокойно играть еще лет пять.

- Я почти всегда выступал в больших клубах, где цель была одна - победа. А после Казани попробовал себя в скромных турецких командах "Газиантепе" и "Буджаспоре". Люди там спокойно воспринимали поражения, тренировались как придется... Мне было тяжело перестроиться. И в какой-то момент решил: хватит. Вот уже несколько месяцев не играю в футбол профессионально. Только с друзьями. Но буду стараться привыкнуть к той жизни, которая началась.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Кампоамор - Москва