22 января 2012, 20:31

Анатолий Тимощук: "Зенит" и "Шахтер" - родные клубы. Может, со временем то же скажу и про "Баварию"

На предложение пообщаться во время дней международной прессы в "Баварии" капитан сборной Украины согласился моментально. Буквально через два часа после моего звонка мы встретились в мюнхенском отеле Kempinski. Символично: именно в гостинице с этим названием во времена Тимощука - капитана "Зенита" всегда находился на сборах питерский клуб.

ТРЕНЕР РАЗРЕШИЛ ОСТАТЬСЯ В ПИТЕРЕ. КОМАНДА ОДОБРИЛА

- Играю в "Баварии" - но слежу за "Зенитом", "Шахтером", - сказал Тимощук. - Все помню - и радуюсь каждому их успеху. В прошлом сезоне Донецк до четвертьфинала Лиги дошел, сейчас Питер уже из группы вышел...

- На "Донбасс Арене", где вам предстоит играть на Euro-2012, сборную прежде поддерживали не ахти. Чем это объяснить?

- Там много моментов было, связанных с теми же ценами на билеты. Но есть примеры - те же Англия, Германия, - у которых незазорно поучиться. Там все равно из какого клуба и города ты приехал. Любят кого-то, не любят - это сборная! На "Уэмбли" выходят англичане с Фарерами - 90 тысяч. Когда играет твоя страна, это выше, чем чемпионат или еврокубки. Уверен, что на таком турнире былых недоразумений не произойдет.

- Приезд в город на Неве в конце прошлой весны, когда во время товарищеского матча "Зенит" - "Бавария" вас на ура встретил "Петровский", должен был доставить вам много положительных эмоций.

- И доставил. Я и в Германии всем рассказываю про питерских фанов. Видел от них только позитив - даже когда уходил из "Зенита". Ни разу не слышал, чтобы кто-то сказал: "Зачем ты в эту "Баварию" идешь?" Только удачи желали, а когда приехал - рады были видеть. На Украине, кстати, порой бывает меньше позитива: зачем, мол, пошел, кто тебя там ждет? Но я принял такое решение и уверен в своих силах!

- Легко было получить разрешение от клуба остаться на пару дней в Питере, в том числе и чтобы встретиться с болельщиками?

- В "Баварии" же все пунктуально: ты должен вернуться со всеми, взвешивание итоговое пройти... Но наутро после матча Йонкер команде говорит: "Мы выиграли, молодцы, сыграли супер. Толик хочет здесь остаться. Я не хотел его отпускать, но потом узнал, насколько он все организовал ребятам, как им понравилось. И подумал - может, разрешим ему в Петербурге задержаться?" Народ похлопал: да, мол, молодец, пусть остается!

И "Зенит", и "Шахтер" для меня - родные клубы. Может, со временем то же скажу и про "Баварию". То, что я здесь прошел и пережил, считаю, пошло мне только на пользу. В том числе и проблемы при ван Гале. Для меня это было ново - и когда я их преодолел, мне стало легче.

ПРИВИВКУ ОТ ДЕМОКРАТИИ ВАН ГАЛУ СДЕЛАЛ РИВАЛДО

- После его отставки больше не виделись?

- Нет. И на недавнем дне рождения Ули Хенесса его не было. Тяжелый ван Гал человек в плане общения.

Ван Гал рассказывал об одной ситуации, которая у него в "Барселоне" была. Пришел Ривалду и сказал: не хочу, мол, играть в середине, а желаю слева. Тренер пошел у него на поводу, поставил на фланг. Команда начала "сыпаться". Проиграла, потом еще раз, его чуть не сняли - а может, и сняли... С того момента он и решил у футболистов на поводу не идти - ни у кого и никогда.

- В той ситуации, что оказались у ван Гала вы, три человека из четырех ушли бы.

- А я не хотел из-за своего самолюбия и характера. Ну и руководство клуба нормально относилось. Тот же Хенесс поддерживал. По тренировочному процессу ко мне вопросов не было. Вот только в немецком языке есть слово "aber". "Но". У нас даже с массажистом, итальянцем, которого привез Лука Тони, шутка была излюбленная. Он говорил: "Тимо, хорошо тренируешься, aber..."

А еще он был убежден, что капитан и два вице-капитана всегда должны выходить на поле - если, конечно, могут участвовать в игре. После того как ван Боммел уехал и капитанская повязка перешла к Ламу, вице-капитаном должен был стать Клозе, но этого не произошло именно поэтому. Хотя по опыту, психологии, влиянию на партнеров, отношению к тренировочному процессу - профессионал до мозга костей. Но у него свои проблемы с ван Галом были. А людям, которым он беспрекословно доверял, - чего им на него жаловаться?

- Юпп Хайнкес производит впечатление человека куда менее взбалмошного и более консервативного. Так?

- Он вообще не кричит. Так же громкого слова в свое время было не услышать в "Шахтере" от Скалы или Бышовца. Даже у Прокопенко проскакивало, а у них - нет! У ван Гала бывали очень резкие перемены тона, а тут все в одной интонации, но твердо и ясно.

А в игре эта ясность задач и нужна. Там ведь уже не докричишься. И не только потому, что 69 тысяч на стадионе, но и поскольку ты сам - словно в шлеме, в оболочке какой-то. Меня вот спрашивают после игры: "Как тебе атмосфера?" А я и вспомнить не могу. Игровые моменты от и до помню, а больше ничего не видел и не слышал. Только в паузах мог обращать внимание на что-то другое, кроме поля.

В тот же Неаполь поехали, говорили - там так поддерживают, так орут! А я ничего такого не помню. Игра началась - всё, отключился начисто. И кто что там кричал - понятия не имею.

- Вы с Луисом Густаву играете у Хайнкеса через раз. Исключения были?

- Дважды. Один раз мы после возвращения из сборных кого-то перед "Наполи" дома обыграли, и на итальянцев Хайнкес поставил меня второй раз подряд. А второй - после трех игр дисквалификации, когда играл, естественно, Густаву, в оставшихся он ставил уже меня. Все логично и понятно, и в результате как я доволен ситуацией, так и партнер.

- В Майнце все ваши партнеры бежали вперед, словно вы на поле. А вас не было. Отсюда и 2:3.

- У Адвоката была такая прекрасная фраза: "В игре нужен баланс". Этого баланса, считаю, "Баварии" и не хватило в финале Лиги чемпионов. "Интер" сыграл грамотно, закрылся. Моуринью гибко подошел, сдвинув Это'О и Пандева на край полузащиты и заставив их отрабатывать в обороне. Оставайся они, как обычно, впереди - и результат был бы другой...

- Вы, как всегда, концентрируетесь на оборонительных действиях. Участвовать в атаках от вас не требуют?

- В первую очередь я должен выполнять установку - и свои прямые обязанности. А тем, кто обвиняет меня в том, что якобы никогда не играю на атаку, отвечу такой статистикой, если она кого-то интересует. За свою карьеру на сегодня я забил 72 гола.

НЕМЕЦКИЙ КДК НЕ СЛЫШАЛ МОИХ АРГУМЕНТОВ

- Знаю, большое впечатление на вас произвели две поездки на немецкий КДК, где обсуждалось ваше удаление в Аугсбурге.

- Судите сами. Я им привожу эпизод матча того же тура с Шюррле, которого тоже в добавленное время удалили - но действительно за прямую ногу, причем когда соперник не видел. Так он две игры получил. Так они отвечают, что якобы кто-то ударил Шюррле в первом тайме, и он был такой злой, что на 92-й решил отомстить. Что это за объяснение? Если уж на то пошло, то в первом тайме мне человек в колено врезался. Ни штрафного - ничего, хотя потом у меня нога болела недели три.

- Вы со своим отличным немецким хоть объяснить все смогли. А то, глядишь, и еще жестче бы наказали.

- Первый раз, чтобы довести до них все тонкости футбольные, DFB (немецкая федерация футбола. - Прим. "СЭ") предоставила мне переводчицу. Сама немка, учила русский. Так в одном эпизоде я сказал, что не хотел сыграть прямой ногой, а стремился перекрыть полет мяча. Но она перевела: "Он не хотел сыграть в мяч"!

Они все это слушали полчаса. В какой-то момент до меня дошло. Потом мне говорят: "Вам есть что сказать?" В этот момент я  решил вмешаться. И начал говорить, что меня неправильно перевели... Поэтому во второй раз переводчица тоже присутствовала, но на всякий случай. Но я мог говорить что угодно - слышать меня не хотели.

- Сразу вспоминается бессмертная фраза вашего друга Радимова: "КДК - дебилы".

- Сложность ситуации заключалась в том, что я видел: люди не готовы рассматривать всё объективно и вслушаться в мои аргументы. Они длительное время работают вместе, придерживаются одного футбольного взгляда, у них свои цели и своё видение.

Хотя, когда ехал на вторую комиссию, думал, шансы есть. И вроде проходило всё адекватно. Ушли, минут 40 заседали, и - "мы не можем удовлетворить вашу просьбу". Наверное, они таким способом стараются футбол больше обезопасить. А ведь меня до  того за всю карьеру удаляли два раза - за две желтые и за выдуманный фол последней надежды...

В АПРЕЛЕ-МАЕ ВЪЕДУ В СВОЙ ДОМ

- Недавно вы купили дом, что говорит о вашем желании обосноваться в Мюнхене. Уже въехали?

- Нужно кое-что переделать для детей. В конце апреля - начале мая, думаю, въедем.

- Предложения поступают не только из России, но и из Германии?

- Недавно вот встретил человека из одного немецкого клуба на дне рождения Ули Хенесса. Ранее он приезжал на переговоры, чтобы меня забрать. Но с "Баварией" договориться не смог. Поговорили с ним снова, вспомнили ту ситуацию...

- Каким образом вы везде быстро становитесь своим - что на Украине, что в России, что в Германии?

- Потому что главное - работа, а подводные течения меня не интересуют. Выхожу на поле, понимаю, что болельщики пришли. Мне тяжело, но я бегу. И безразлично, любит меня кто-то или нет. Выходи и доказывай всё на тренировках и в играх! 

Понимаю, что нужно восстановиться, когда игра через два дня на третий. Но осознаю и то, что, если буду валять дурака на тренировке - потом выйду на поле и тоже ничего не покажу. Поэтому лучше буду работать на полную, но восстанавливаться как профессионал. Чем-то пожертвую, спать лягу пораньше. Я всегда так относился к футболу. И пытаюсь передать это тем, кто со мной рядом.

Игорь РАБИНЕР
Мюнхен - Москва

Многие другие откровения Тимощука читайте в номере "СЭ" за понедельник. 

6