24 февраля 2013, 14:25

Звезды на заработках: Южная Америка

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фоторедактор

В футбольных кругах бытует мнение, что европейским футболистам любого уровня звездности нет смысла ехать играть в Южную Америку: совершенно другая культура, уровень жизни местного населения достаточно низкий, да и платят за умения и таланты игрокам там  существенно меньше. Выступая в ведущих чемпионатах Латинской Америки – Аргентины, Бразилии и  Мексики - очень сложно заработать действительно большие деньги, а в других странах - от Гватемалы на "севере" до Чили на "юге" -  сделать это просто невозможно. Но сегодня речь пойдет о тех европейских футболистах, кто все-таки рискнул  отправиться в Новый Свет в поисках побед, новых вызовов в карьере… или заслуженной пенсии.

Аргентина

Капитан легендарного "Ривер Плейта" из шумного Буэнос-Айреса Давид Трезеге – фигура космополитичная: чемпион мира и Европы в составе сборной Франции, самый результативный иностранец в истории "Ювентуса" и по совместительству сын футболиста Хорхе Трезеге - аргентинца по национальности. В этой южноамериканской стране и начинал карьеру звездный нападающий – в скромном клубе "Платенсе", ныне обитающем в третьем по силе дивизионе. Формально Давид вернулся на историческую родину (последний клубом нападающего был экзотичный "Бани Яс" из ОАЭ) - спасать терпящий бедствие "Ривер", который в 2011 году впервые в своей истории вылетел из Примеры. Миссия благородная, настоящий подарок многочисленной армии болельщиков "миллионеров". Цена вопроса – примерно полтора миллиона долларов за сезон. В порыве радости от подписания контракта Трезеге скажет дежурные, но, кажется, искренние слова: "Это моя мечта. Я покинул Аргентину в детстве и с большим энтузиазмом вернусь в эту страну. "Ривер Плейт" - выдающийся клуб. С "Ювентусом" у меня уже был опыт выступления в серии B, так что я готов отдать все силы для возвращения "Ривера" в элиту".

Бразилия

В солнечной Бразилии футбольные таланты ценить умеют, наверно, как нигде в мире. Поэтому приезд в страну кудесника мяча из Голландии Кларенса Зеедорфа – настоящая вишенка на торте для фанатов "Ботафого", повод для зависти владельцев и поклонников остальных 19 клубов бразильской серии А. Послужной список футболиста внушает уважение: четыре победы в Лиге чемпионов с тремя разными командами ("Аяксом", "Реалом" и "Миланом"), победы в трех национальных чемпионатах, бронзовые медали на двух чемпионатах Европы (2000 и 2004 годов). Когда Старый Свет покорен целиком и полностью, можно подумать о смене обстановки – наверно такими мыслями руководствовался именитый голландец. Самым настойчивым и щедрым клубом оказалась "Одинокая звезда" (прозвище "Ботафого") из Рио-де-Жанейро: золотые пески пляжа Копакабана, статуя Христа-Искупителя, знойные бразильские девушки и статус  самого высокооплачиваемого легионера в истории бразильского клуба (а может и всего бразильского футбола) не оставили Кларенсу иного выбора. 45 тысяч евро в неделю на протяжении двух лет – неплохая прибавка к пенсии: "В Бразилии очень напряженный чемпионат. Мне очень нравится наша команда и люди, которые в ней работают".

Длинноволосый форвард из Уругвая Диего Форлан и бразильский хавбек Деку не чужие южноамериканскому континенту хотя бы по месту своего рождения. Однако с родными чемпионатами дела у них не сложились: Форлан начинал профессионально заниматься футболом в составе одного из грандов уругвайского первенства – "Пеньяроле", но дебютировал в большом спорте уже в аргентинском "Индепендьенте" и на родину более на возвращался (разве что как игрок национальной сборной); после нескольких матчей в бразильском "Коринтиансе" отчалил искать удачи на европейских полях и Деку. Оба сделали себе имя, выступая на Пиренейском полуострове: уругваец в Испании за "Вильярреал" и "Атлетико" (в "МЮ" он был скорее подающим надежды), бразилец – в Португалии за "Порту" и в той же Испании за "Барселону". Карьеры в Италии и Англии у них не сложились по разным причинам, и звездные игроки уехали открывать для себя  бразильский чемпионат и… новую зарплату.

Оклад Форлана в амбициозном "Интернасьонале", где его партнерами являются титулованные Андрес Д'Алессандро и Жуан, а наставником – бывший рулевой пятикратных чемпионов мира Дунга, составляет по разным данным от двух до трех миллионов американских долларов; у Деку в "Флуминенсе", где капитанит известный по своим выступлениям за французский "Лион" форвард Фред, контракт куда солиднее – до девяти миллионов. И он, конечно, вернулся на родину не из-за денег: "Постараюсь наслаждаться выступлением на в Бразилии как только могу, потому что в Европе я уже был несчастлив как игрок. При этом подчеркну, что вернулся не из-за денег, а из-за новых вызовов. Мне нечего доказывать кому-либо, только самому себе". Разве можно сомневаться в его словах?

Фамилия сербского футболиста Деяна Петковича, успевшего поиграть за "Црвену звезду", мадридский "Реал" и "Севилью", мало кому знакома в Европе: характер у футболиста взрывной, неуживчивый, с наставниками югославской (позже сербской) сборной у него отношения не сложились, и Деян, отложив стереотипы о низких латиноамериканских заработках, а вместе с ними и европейские клубные амбиции, отправился покорять бразильские просторы. Причем делал это четырежды (!), уезжая в небольшие командировки в итальянскую "Венецию", китайский "Шанхай Шэньхуа" и совсем уж экзотичный "Аль-Иттихад" из Саудовской Аравии. Что мотивировало Петковича выступать в бразильском чемпионате, помимо вполне приличного среднего оклада в 50 тысяч долларов в месяц, которые он зарабатывал в топовых "Фламенго", "Васку да Гама", "Флуминенсе", "Сантосе" и "Атлетику Минейру"? Определенная степень авантюризма и статус главной звезды, а долгие годы и единственного футболиста из Старого Света, который игрок сумел честно заработать своими выступлениями, раскрыв лучшие индивидуальные качества - красивый дриблинг на скорости, исполнение штрафных и угловых ударов.

Мексика

Чемпионат Мексики по футболу претендует на звание сильнейшего в зоне КОНКАКАФ: при всем уважении турниры в США, Канаде, на Кубе и Гаити уступают по составу участников и уровню внутренней конкуренции южному соседу. Клубы имеют вполне приличные по американским меркам бюджеты: они скромнее, нежели финансовые возможности топ-команд Бразилии, но сопоставимы, например, с аргентинскими грандами из Буэном-Айреса – мексиканские "Гвадалахара" и "Америка" имеют в своем распоряжении порядка 50 миллионов долларов на сезон. Денежный фактор делает чемпионат экономически привлекательным для местных талантов, которые довольно неохотно переезжают на поля Европы, одаренных игроков из региона КОНМЕБОЛ (список можно озаглавить именами Мауро Каморанези, Сантьяго Солари, Ивана Саморано, Клаудио Лопеса, Марсело Сосы (тот самый, из "Спартака"). В последние годы не обходят первенство стороной и заслуженные, много чего повидавшие европейцы, приезжающие в Новый Свет в основном из близкого по истории и по духу Пиренейского полуострова. Главным трансатлантическим трансфером мексиканцев остается давний переход "Черной жемчужины" португальского футбола - неподражаемого Эйсебио.

Легендарный футболист прибыл в расположение достаточно скромного провинциального "Монтеррея" в 1975 году прямиком из Северной Америки, проведя несколько матчей за "Бостон". Чего-то фееричного португальский форвард в клубе не выдал, сыграв десять матчей и забив один гол, но надолго остался в памяти болельщиков и вошел в пантеон лучших игроков "Монтеррея". Стоит ли сомневаться в том, что рублем, а точнее мексиканским песо, 33-летний Эйсебио обижен не был? На титул футбольных первопроходцев на земле ацтеков претендуют также колоритный болгарин Эмил Костадинов, знаменитый югославский наставник Бора Милутинович, успевший отметиться в Мексике как игрок и тренер, а также светловолосый немецкий экс-полузащитник "Барселоны" и "Реала" Бернд Шустер.

История современных трансферов в мексиканский чемпионат довольно  проста: многолетний лидер "Эспаньола" Рауль Тамудо по слухам не смог устоять перед цифрой в полтора миллиона в долларовом эквиваленте, которые предложили ему в "Пачуке". Хорошо известный российской публике воспитанник каталонской "Барселоны" Марк Кросас осел в клубе "Сантос Лагуна" за сумму меньшую, чем была прописана у него в контракте в нижегородской "Волге", но, кажется, на судьбу не жалуется. Еще один каталонец – форвард Луис Гарсия – успел поменять два клуба в стране ацтеков - "Пуэбла" и "УНАМ Пумас". Забивает, раздает передачи. Одно время его одноклубником по "Пуэбле" был темнокожий американский  полузащитник Дамаркус Бисли, имеющий, по разным данным, весьма скромный годовой оклад в 500 тысяч долларов.

7