22 октября 2013, 09:35

Роналдо: "Мои голы нельзя стереть из памяти"

Мария Никулашкина
Заместитель шефа отдела информации

Роналдо Луис Назарио де Лима едва ли нуждается в представлениях. Больше известный как "Феномен" или просто Роналдо, он – один из величайших нападающих в истории мирового футбола.

Лучший бомбардир чемпионатов мира, забивший 15 голов, бывший игрок "Крузейро", ПСВ, "Барселоны", "Интера", "Реала", "Милана" и "Коринтианса" в этом году празднует особенный юбилей. Двадцать лет назад, 25 мая 1993 года, он сделал первый шаг в своей легендарной, невероятно успешной карьере.

Сильно отличающийся от 16-летнего подростка, игравшего среди опытных профессионалов за "Крузейро" против "Калденсе" в чемпионате штата Минас-Жерайс в 1993-м, Роналдо во время своего визита в Цюрих уделил немного времени для интервью официальному сайту ФИФА. Он рассказал о том, как нервничал в день своего дебюта, что чувствовал, когда получил первую зарплату, о своем опыте выступлений за непримиримых соперников и предстоящем чемпионате мира-2014 в Бразилии.

– Вы дебютировали в профессиональном футболе 20 лет назад. Что вы помните о том дне?

– Это был так давно! Все события в своей карьере я помню так, будто все происходило только вчера, с самого начала. Я помню, что чувствовал, когда стал профессионалом в "Крузейро". Я всегда мечтал быть футболистом, и когда это случилось, когда я осознал, что произошло, испытал ни с чем не сравнимые эмоции. Это было чудесно. Мои ноги, руки, даже кисти тряслись. Но как только игра началась, я сумел успокоиться.

– Что вы почувствовали, когда тренер объявил, что вы в команде?

– Я очень нервничал, сердце бешено колотилось. В то же время я был настроен оптимистично. Все, чего я хотел, – это играть. Из-за волнения и давления чувствовал бабочек в животе. Но ведь именно ради этого я работал всю свою жизнь. Так что пришлось взять эмоции под контроль. Футболисты часто нервничают перед матчами, но это проходит. Как только ты входишь в игру, забываешь обо всем.

– Кто был первым, кому вы рассказали об этом?

– Тогда не было мобильных телефонов. У многих моих друзей в Бенто-Рибейро (пригород Рио-де-Жанейро) не было даже телефонов в домах. Я сказал своей семье и умудрился передать новость паре друзей. Все были очень взволнованы. Игру не показывали по телевидению, так что моему отцу пришлось идти в другую часть города и забираться на холм. Только там он на своем старом радиоприемнике смог настроиться на станцию из Белу-Оризонте, что в 450 километрах от Рио-де-Жанейро. Он слушал игру по радио. А мы выиграли. Это было здорово.

– Сейчас ваша жизнь сильно отличается от той. Помните, что сделали с первой зарплатой?

– Помню: всю целиком отдал ее маме. Дома в Бенто-Рибейро мои родители и братья спали на кроватях, а я – на диване. В знак благодарности мама поменяла обивку на диване, чтобы мне было удобнее спать.

– Если бы вы могли вернуться назад, сделали бы что-то по-другому?

– Нет. Благодаря своей дисциплине, жертвам, которые я приносил во имя футбола, все получалось именно так, как я хотел. На самом деле, все было даже лучше, чем я мог себе представить. Никогда не думал, что пойду так далеко. Я всегда мечтал стать футболистом. Так что моя спортивная жизнь была идеальной.

– Идеальной, но нелегкой. Вам пришлось отправиться в Голландию в очень юном возрасте. Каким был тот опыт, учитывая, что вам пришлось уехать так далеко от дома и семьи?

– Это действительно было трудно. Мне было всего 17. А Голландия довольно сильно отличается от Бразилии. Однажды температура опустилась до 30 градусов ниже нуля! Ничего хорошего для кариоки. Я реально страдал из-за холода. Во время тренировок все замерзало – ноги, ступни, руки, шея, даже уши. Я никогда не мог себе представить, что придется жить в таком холодном месте. С едой тоже были проблемы. Я не говорил по-голландски, и выбрать нужное в меню было очень сложно. И учить язык тоже было тяжело. Это заняло у меня два года! А сейчас я почти все забыл, потому что очень давно не говорил на нем. Но, главное, я получал удовольствие от своей игры. Так что жертвы были оправданны.

– Кем из нападающих вы тогда восхищались?

– Моим кумиром всегда был Зико. А что касается нападающих, тогда это был Марко ван Бастен. Один из величайших центрфорвардов.

– Был ли один случай, который изменил вашу карьеру к лучшему? Всего один.

– Один выбрать сложно. Я бы сказал, что все решения, которые я принимал, были верными. И принимались они в нужный момент. Выбор "Крузейро", ПСВ, "Барселоны", "Интера" и других клубов, за которые я играл. Это было самым важным.

– Была ли какая-то команда, за которую вам особенно хотелось играть?

– Конкретной команды не было. Мне очень хотелось попробовать себя в английском футболе, но этого не случилось.

– Вы были звездой "Барселоны", а потом играли за мадридский "Реал". Также выступали и за "Интер", и за "Милан". Миллионы фанатов любят вас. Но, может быть, находились такие, кто был не очень любезен?

– Как сказал однажды великий бразильский писатель Нельсон Родригес: единодушие – это глупость. Меня не волнует, что я не нравлюсь некоторым людям, поскольку большинство других я делал счастливыми (смеется).

– Всего через год после дебюта в профессиональном футболе, вы выиграли чемпионат мира в США, даже ни разу не выйдя на поле. Каково было проводить время с такими игроками, как Ромарио, Дунга и Бебето?

– Проводить время с Ромарио, Бебето, Дунга Раи, Леонардо – игроками, которых я видел по телевизору и которыми так сильно восхищался, было здорово. Чувствовал себя, как школьник. Я неожиданно оказался среди них, играл и учился. Помню, как на тренировках наблюдал за тем, как двигаются Ромарио и Бебето. Это был прекрасный опыт.

– Чемпионат мира-2014 все ближе. В какой форме, на ваш взгляд, национальная команда? Кубок конфедераций все же не то же самое, что чемпионат мира.

– Согласен, но на Кубке конфедераций команда показала свой потенциал. Еще есть время на подготовку, и Бразилия должна прибавить. Это дает бразильцам надежду на то, что мы можем выиграть домашний чемпионат мира. У нас есть отличный шанс.

– Кто фаворит чемпионата мира-2014?

– Испания и Германия – главные кандидаты на победу. Но бразильцы показали, насколько они сильны. К тому же мы играем дома. Я бы ответил: Бразилия, Германия и Испания. Именно в таком порядке.

– Вы знаете, что Мирославу Клозе достаточно забить один гол, чтобы сравняться с вашим рекордом по числу мячей на чемпионатах мира?

– Да, мне многие об этом говорят. Я уверен, что рекорды для того и существуют, чтобы их бить. Меня это не волнует. Однажды кто-нибудь все равно превзойдет мое достижение. Я сделал себе имя, забив множество голов, и это никогда не забудется. Мою персональную историю и 15 мячей на чемпионатах мира нельзя стереть из памяти. Если он забьет больше, чем я, обязательно поздравляю его. Конечно, я восхищаюсь им. Но он никогда не украдет мою историю и мои голы.

– Если это произойдет, будет своего рода немецкий реванш за то, что вы побили рекорд Герда Мюллера в Германии.

– Может быть. Рекорд может вернуться в Германию. Но это такое достижение, которое приносит удовлетворение только одному человеку и не гарантирует победу команде. Сборной это, безусловно, помогает, но гораздо важнее выигрывать вместе.

– И последний вопрос: после всего того, что произошло за последние 20 лет, какой совет вы бы дали Роналдо 20-летней давности?

– Я бы посоветовал ему быть терпеливым, амбициозным и дисциплинированным. За эти годы я несильно изменился как человек. Я бы сделал все точно так же.

23