10 марта 2014, 14:00

Марш Блаттера. Пять нововведений президента ФИФА

Сергей Яременко
Корреспондент

Сегодня исполняется 78 лет президенту ФИФА Йозефу Блаттеру. "СЭ" поздравляет главу мирового футбола с днем рождения и вспоминает пять главных поступков швейцарца.

РАСШИРИЛ ГРАНИЦЫ ЧЕМПИОНАТА МИРА

Блаттер руководит ФИФА не так уж долго – с 1998 года. Однако за это время футбол успел в два раза расширить зону своего влияния. До прихода Зеппа чемпионаты мира кочевали между Европой и Америкой, а другие части света могли только мечтать о том, чтобы заполучить мировой форум. При Блаттере шанс на праздник футбола появился у каждой страны. В 2002 году он привел его в Азию (ЧМ-2002 стал первым, проведенным в двух странах – Японии и Корее – одновременно), а в 2010-м осчастливил Южную Африку. Теперь на очереди – Россия и ближневосточный Катар. Такой интенсивной географической экспансии не может похвастаться ни один другой вид спорта.

ВВЕЛ СИСТЕМУ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОЛОВ

Едва ли не с первых дней пребывания Блаттера на посту президента ФИФА журналисты и болельщики намекали, просили, а потом и требовали впустить технологические новинки в мир футбола. Долгое время президент наотрез отказывался даже обсуждать возможность введения видеоповторов или систем автоматической фиксации голов, но, в конце концов, поддался. В первый раз система "Goal-line" была опробована в декабре 2012 года на клубном чемпионате мира, затем ее проверили в матчах Кубка конфедераций и одобрили для применения на мировом первенстве в Бразилии. Может быть, заслуга Блаттера не столь велика, как труд людей, на протяжении десятилетия "продавливавших" эту идею, но президента ФИФА стоит поблагодарить хотя бы за то, что он сумел учесть доводы оппонентов и под их давлением поменял свою позицию.

СОЗДАЛ КЛУБНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА

Еще одним шагом в мировой экспансии ФИФА стало появление клубного чемпионата мира. Ранее звание сильнейшей команды света оспаривали представители всего двух федераций – УЕФА и КОНМЕБОЛ, но с 2000 года к соревнованию присоединились африканские, азиатские, североамериканские клубы и даже представитель Океании.

Этот проект Блаттера пока нельзя назвать на сто процентов успешным – очень уж велика разница в классе между победителями Кубка Либертадорес, Лиги чемпионов и остальными участниками, но у этого турнира есть колоссальные резервы для роста. Лет через десять он вполне может привлекать внимание зрителей так же успешно, как решающие матчи еврокубков.

УЧРЕДИЛ "ЗОЛОТОЙ МЯЧ ФИФА"

До 2010 года в мире существовало сразу две награды лучшему футболисту года: "Золотой мяч" журнала France Football и премия "Игрок года ФИФА". Блаттеру удалось договориться о слиянии этих престижнейших призов в один. Церемония награждения "Золотым мячом ФИФА" мгновенно стала одним из крупнейших спортивных событий года. Пускай после каждого вручения премии начинаются ожесточенные споры о справедливости ее итогов, но даже этот факт говорит в пользу нового приза – интерес к нему стал поистине вселенским.

ОТМЕНИЛ ЗОЛОТОЙ ГОЛ

Правило "золотого гола", введенное в начале 90-х, должно было сделать футбол более зрелищным, но на практике все вышло наоборот. После этого нововведения дополнительное время превратилось в сущую пытку для команд и болельщиков. Чаще всего футболисты, боявшиеся прекратить борьбу после первого же пропущенного мяча, начисто забывали об атаке и ждали только одного: свистка об окончании матча и начале серии пенальти. Блаттер нашел в себе мужество сначала смягчить правило "золотого гола" – превратить его в "серебряный", а затем и вовсе отменить непродуманное нововведение. Теперь даже в экстра-тайме можно идти на риск без опаски, что первый же пропущенный мяч лишит всех шансов на победу.

БАСКЕТБОЛЬНЫЙ БОНУС

Все поклонники баскетбола в нашей стране прекрасно помнят финал мужского турнира Олимпиады-72. Тогда уже после финальной сирены судьи обнаружили, что в матче не доиграно 3 секунды и дали сборной СССР малюсенький шанс вырвать победу. Александр Белов блестяще им воспользовался и подарил миру одну из самых фантастических концовок баскетбольного матча. Судьей-хронометристом, давшим советским спортсменам те волшебные секунды, был не кто иной, как молодой Йозеф Блаттер! На одной из пресс-конференций президент ФИФА подтвердил, что следил за временем во время того финала, но скромно заметил, что окончательное решение доиграть недостающие секунды принимал все же не он.

5