20 февраля 2015, 14:30

Яри Литманен: "С 1998-го игроки "Спартака" сильно изменились. А я нет"

Михаил ГОНЧАРОВ
Корреспондент

Сегодня лучшему футболисту в истории Финляндии исполняется 44. Он по-прежнему живет и дышит любимой игрой, как это было в юном возрасте. Профессиональную карьеру Литманен завершил совсем недавно, каких-то три года назад. До 40 с лишним лет он получал удовольствие от футбола и никак не мог наиграться, словно пытаясь вернуть время, отнятое в молодости постоянными травмами. "Барселона", "Ливерпуль" – в любой из команд он мог бы надолго стать ключевым игроком, но в дело неизменно вмешивались проблемы со здоровьем.

На прошлой неделе он приехал в Москву на "Кубок легенд" – уже в статусе заслуженного ветерана, выступающего за сборную звезд. Он по-прежнему легок, подвижен, так же изумительно видит поле и раздает волшебные передачи. В одном из эпизодов он сорвал шквал аплодисментов, забив потрясающий гол ударом через себя.

А на следующий день он дал интервью корреспонденту "СЭ".

ЛИВЕРПУЛЬСКАЯ МЕЧТА

– Я был счастлив приехать в Москву, выступать на таком замечательном турнире как "Кубок легенд", – сказал финн. – Участвовал в нем в первый раз, и впечатления самые положительные. Здесь много великих футболистов, с которыми мне не довелось поиграть вместе за профессиональную карьеру. И вот теперь я получил такую возможность в составе сборной звезд. Все прошло замечательно.

– Как сейчас проводит дни Яри Литманен?

– Это зависит от многих вещей. Прежде всего, от того, где я нахожусь. Если живу в Эстонии вместе с семьей, то занимаюсь приятными бытовыми делами, отвожу детей в школу, забираю их обратно. В Финляндии я работаю советником футбольной федерации. Часто езжу комментировать Лигу чемпионов для финского телевидения. Зимой очень люблю играть в хоккей. Как видите, не скучаю (улыбается).


Фото REUTERS

– Кстати о хоккее. Финляндия – не самая футбольная страна в мире. Там куда популярнее другие виды спорта. Почему ваш выбор в детстве пал именно на футбол?

– Полюбил его с самых ранних лет. Сколько себя помню, для меня всегда это был спорт номер один. Да у меня и выбора толком не было! Ведь мои родители – тоже профессиональные футболисты. Мне кинули мяч, и я начал играть. Но вообще я любил все виды спорта. К примеру, до 14 лет занимался в хоккейной секции.

– Назовете с ходу самый счастливый день в вашей футбольной жизни?

– Конечно! Победа в Лиге чемпионов – самый запоминающийся момент. Это нечто особенное, вершина карьеры. Большего достичь попросту невозможно, если ты футболист из Финляндии. Я был первым в нашей стране, кому покорилась данная высота, а сейчас нас всего двое – Сами Хююпя победил в 2005-м с "Ливерпулем". Лига чемпионов – невероятно сложный турнир. Сами судите – за 25 лет его существования ни одна команда до сих пор не завоевывала титул дважды подряд. Победа в нем определенно была моим самым счастливым моментом в карьере.

– А победа в Кубке УЕФА с "Ливерпулем"? Ведь вы, насколько известно, всегда болели за эту команду и мечтали в ней выступать.

– (Улыбается.) Все верно. Но в том финале я не играл. Что же касается мечты – вы абсолютно правы. Я всегда болел за "Ливерпуль", с самого детства. Был его преданным фанатом. Присоединиться к команде, прикоснуться к ее истории, выходить на "Энфилд" – все это было чем-то невероятным. Конечно, я болел и за "Аякс", и за "Барселону", но "Ливерпуль" – нечто особенное. Я провел в команде не так много времени – всего полтора сезона, но этого хватило, чтобы окончательно в нее влюбиться. Очень рад, что выиграл с ней сразу пять трофеев.


Фото REUTERS

– Среди которых не хватало только одного – чемпионского титула. Вы как никто другой знаете, насколько его жаждут болельщики. В прошлом сезоне "Ливерпуль" был близок к этой цели, но... Что вы почувствовали в тот момент, когда Джеррард в матче с "Челси" поскользнулся и допустил роковую ошибку?

– Это был очень плохой день. В том эпизоде все произошло настолько быстро, что я сначала даже ничего не понял. А потом, когда "Челси" заперся на своей половине поля, стало ясно, что взломать такую оборону и забить два гола "Ливерпулю" будет очень сложно.

Но такие моменты случаются. Обидно, что произошло это именно с Джеррардом. Стивен – великий футболист, уже целую вечность он лидер команды и ее душа, часто выигрывал матчи в одиночку. Великие тоже ошибаются. Знаю, как он мечтал выиграть чемпионский титул, а теперь, судя по всему, у него это сделать это не получится, так как летом Джеррард покидает клуб.

Но я хочу сказать, что подобное могло случиться с любым футболистом. Да и, в конце концов, не только из-за той ошибки "Ливерпуль" лишился золотых медалей. В чемпионате 38 туров. Судьба титула решается не в одном эпизоде.

ГДЕ ВАН ГАЛ – ТАМ И РЕЗУЛЬТАТ

– Вы долгое время работали с Луи ван Галом. Что это за человек и тренер?

– Он невероятно сфокусирован на тренировочном процессе, внимателен даже к мельчайшим деталям. Умеет работать как с маленькими, так и с большими командами. В "Аяксе" он менял менталитет молодых игроков, вселял в нас дух победителей. Ван Гал – превосходный тренер, с какой стороны не посмотреть. В каждой команде он становился чемпионом – в "Аяксе", "Барселоне", АЗ, "Баварии". И как его не самая звездная сборная Голландии выступила на чемпионате мира, вы тоже прекрасно знаете.

Он – особенный тренер. Досконально разбирается в футболе. В следующем сезоне, думаю, он сможет сделать чемпионом и "Манчестер Юнайтед". Думаю, вы уже видите разницу между прошлогодней командой, при Мойесе, и нынешней. Не так ли? Все просто: где ван Гал – там и результат.


Фото REUTERS

– Каждый тренер в "МЮ" обречен на сравнения с сэром Алексом Фергюсоном.

– Скажу так: если кто-то и сможет достойно его заменить, то ван Гал – один из лучших кандидатов на продолжение победный традиций. Да, Фергюсон проработал в клубе целую вечность. Любому приходящему тренеру непросто: из каждого угла то и дело раздается: "Фергюсон, Фергюсон, Фергюсон!". Но второго Фергюсона нет. А ван Гал – один из лучших тренеров мира. Это отличный выбор для "Юнайтед".

– А великого тренера Яри Литманена мы когда-нибудь увидим?

(Улыбается.) Посмотрим. Но я уже начал учиться на тренерских курсах. В скором времени должен получить диплом. Сейчас немного участвую в процессе подготовки юношеских и молодежных сборных Финляндии. Недавно, кстати, был в Санкт-Петербурге на Кубке Содружества. Так что чувствую себя уже наполовину тренером. А наполовину – по-прежнему игроком.

АДВОКАТ НЕ РАЗ МЕНЯ ЗВАЛ В СВОИ КОМАНДЫ

– На Кубке легенд ваша команда не встретилась со сборной России, но вы наверняка наблюдали за ее матчами с трибун. Помните кого-нибудь из наших игроков по их выступлениям на профессиональном уровне?

– Конечно! Прежде всего, я знаком со Смертиным со времен "Фулхэма". В лондонской команде я провел всего четыре месяца, но Алексея запомнил. Знаю Кирьякова – он был известным в Европе футболистом. Против Титова и Аленичева я давным-давно играл в Кубке УЕФА вместе с "Аяксом".

– Хорошо помните тот четвертьфинал в 1998-м?

– Да. Кажется, я пропускал первый матч из-за травмы, но приезжал в Москву на ответный. Это была середина марта, но в России еще была лютая зима. Помню, как ужасно холодно было. Кажется, что даже снег шел. Мы проиграли тогда, равно как и в домашней встрече. У "Спартака" была хорошая команда, и он заслуженно прошел дальше.

– А фамилия Ширко вам о чем-нибудь говорит?

– Он вроде бы тоже играл в "Спартаке" тогда. И, кажется, забил нам (три гола в двух матчах. – Прим. "СЭ"). Я всех помню. Только сейчас они выглядят почему-то немного по-другому, не как раньше (смеется). Я, вроде, такой же, а они изменились. Хотя прошло всего-то 17 лет. Странно.


Фото REUTERS

– Внимательно следили за чемпионатом мира? Как вам сборная России?

– Я работал комментатором на финском телевидении. Первую неделю провел в нашей студии, а потом поехал в Бразилию. Видел два матча сборной России на турнире. Мое мнение? Вы знаете, я не стал бы сильно критиковать вашу команду. Группа была очень ровная, в ней каждый имел приблизительно равные шансы на выход в плей-офф.

Но хочу вернуться в прошлое – в 2008-м году на чемпионате Европы Россия произвела на меня очень яркое впечатление. Это была особенная команда с особенными игроками. Такая же особенная сборная была у СССР на Euro-1988, который я тоже хорошо помню.

– Вы вместе со сборной Финляндии несколько месяцев спустя после Euro-2008 встретились с Россией.

– Да, и дважды проиграли ей, причем с разгромным счетом. Повторюсь – это была прекрасная команда. Намного сильнее нас. В разы.

– А с нынешней сборной России ее можете сравнить?

– Это очень тяжело. Возвращаясь к выступлению в Бразилии, чемпионат мира и Euro – слишком разные турниры. В первую очередь, на них тебе противостоят разные соперники. Если в Европе команды хорошо знают друг друга, часто встречаются между собой, то мировое первенство – совсем другая история. Порой ты играешь против сборных, о которых мало что известно. Так называемые темные лошадки. К тому же в Бразилии совсем другой, нежели в России, климат. Где-то там очень жарко, а где-то – холодно. Думаю, эти факторы тоже повлияли на результаты вашей команды.

– Самый успешный тренер в истории российской сборной – Гус Хиддинк. Вам удалось познакомиться с ним за время выступления в голландском чемпионате?

– Близко – нет, но, конечно же, я его знаю. Он долгое время работал с ПСВ и со сборной Голландии, когда я выступал за "Аякс". Прекрасный тренер с мировым именем.

– Он вас никогда не звал в свои команды?

– Хм. Дайте подумать. Кажется, нет. Не припомню. Во всяком случае, серьезных разговоров не было. А вот другой ваш тренер – Дик Адвокат – звал меня в свои клубы, причем в разные. Но не срослось.

ЕРЕМЕНКО МОГ БЫ ИГРАТЬ В ЛЮБОЙ КОМАНДЕ МИРА

– Вы – лучший футболист в истории финского футбола. Сейчас же надежды болельщиков в вашей стране связаны с Романом Еременко. Следите за его выступлениями в ЦСКА?

– Он однозначно отличный футболист. В Финляндии он очень популярен. Роман мог бы играть в любой, абсолютно любой команде мира, у него для этого есть все качества. Когда Еременко был молодым, он пробовал себя в Италии, затем переехал в киевское "Динамо". Теперь вот – в ЦСКА. Я понимаю, почему он в России. Все-таки он наполовину русский, и здесь ему, наверное, комфортнее. Но повторюсь, по мастерству он способен играть в лучших командах мира.


Фото REUTERS

– Вы играли в трех больших клубах, бок о бок со многими великими игроками. Кого назовете лучшим партнером?

– О, их было так много, что я даже не могу кого-то выделить! Но давайте остановимся на "Аяксе", поскольку в нем я провел большую часть карьеры и выиграл Лигу чемпионов. Так вот – мы были, прежде всего, сильны командой! У нас было трио прекрасных нападающих Рональд де Бур, Клюйверт и Кану. В полузащите у нас играли Давидс, Овермарс, Зеердорф и Джордж. Ближе к обороне – Райкард, Франк де Бур и Данни Блинд. Что ни игрок, то звезда. Как тут кого-то выделить?

– А кто был самым тяжелым защитником, против которого вы играли?

– И их тоже было очень много! Но здесь, я пожалуй, назову одного – Марселя Десайи. Мощный, быстрый, обладающий невероятной харизмой. Он стремился выиграть каждое единоборство, чем бы это ни стоило. С ним было невероятно тяжело.

Выражаем благодарность пресс-атташе "Кубка легенд" Антону Маринину за содействие в организации интервью.

5