5 сентября 2015, 14:00
Как известно, Дания была освобождена от нацистской оккупации в мае 1945 года вместе с остальной Европой. Однако крошечный островок Борнхольм к востоку от Копенгагена еще целый год находился под влиянием чужестранцев: 12 мая войска 2-го Белорусского фронта освободили остров от немцев и лишь 4 апреля 1946 года передали Борнхольм датскому правительству. С тех пор русские в этой стране не имели власти. Однако пять лет назад все могло измениться.
1 декабря 2010 года датское издание Sporten внезапно сообщило о том, что старший сын Романа Абрамовича, 17-летний Аркадий, встретился в столице Дании с Карстеном Кохом, генеральным директором компании LD, которая владеет 30 процентами акций футбольного клуба "Копенгаген".
СМИ наперебой стали спорить о причинах визита юного российского бизнесмена. Разумеется, наиболее популярной версией была возможная покупка клуба Абрамовичем-младшим. Сам Кох героически держал оборону и не давал прессе ни малейшего намека.
Через год после того как Роман Абрамович приобрел "Челси", его компания "Сибнефть" (позже проданная и переименованная в "Газпром Нефть") стала спонсором ЦСКА. У олигарха начались проблемы: УЕФА не позволяет одному и тому же человеку иметь интересы в нескольких клубах, участвующих в еврокубках.
Некоторые эксперты в этом нашли причину приезда Аркадия в Копенгаген. Если сын купит датский клуб, то, соответственно, и отец получит контроль над ним. Но юридически Роман не будет иметь к "Копенгагену" никакого отношения, а значит правила УЕФА бессильны. Предполагалось, что датские "львы" станут фарм-клубом "Челси", а с помощью русских миллионов превратятся в гегемона и ежегодно будут участвовать в Лиге чемпионов. Футболисты "Челси", не проходящие в состав, от этого только бы выиграли: в "Копенгагене" они могли бы получать практику на высоком уровне. К примеру, другой фарм-клуб "Челси", голландский "Витесс", не способен предоставить игрокам опыт участия в Лиге чемпионов.
Но эту теорию разрушил Джон Манн, пресс-секретарь Романа Аркадьевича. В интервью изданию Tipsbladet он заверил: "Абрамович не имеет отношения к переговорам своего сына с руководством датской команды. Его не интересуют ни "Копенгаген", ни Parken Sport & Entertainment (компания, владеющая контрольным пакетом акций клуба)". Любопытно, что, в отличие от других СМИ, издание Tipsbladet выразило мнение о том, что Аркадий хочет купить "Копенгаген" с целью подготовиться к тому дню, когда он унаследует "Челси" от отца.
Через полтора месяца после встречи Абрамовича-младшего и Коха председатель совета директоров "Копенгагена" Ханс Мунк Нильсен заявил, что интерес с российской стороны исчез: "Прошло восемь недель с того разговора. За это время ничего не произошло, следовательно, вопрос закрыт".
Однако в тот же день Абрамович-младший прояснил ситуацию для норвежской газеты Dagens N?ringsliv: "Акционеры клуба все еще не ответили на наше предложение ни согласием, ни отказом. Они поступили глупо, но мы по-прежнему заинтересованы в покупке и ждем ответа".
По словам Абрамовича, Нильсен обещал вернуться к вопросу после обсуждения предложения с остальными членами совета директоров, но слова не сдержал. Абрамович обвинил Нильсена в том, что он не принимал его всерьез: "Это было в высшей степени непрофессионально. Они думали о том, как получить легкие деньги, а не о благе клуба. По-моему, это чистое неуважение как к клубу, так и к его болельщикам".
С момента первых сообщений об интересе российских олигархов к скромной датской команде акции Parken Sport & Entertainment выросли почти на 8 процентов, поэтому совет директоров хотел извлечь выгоду из сделки. Позже компания была раскритикована датской фондовой биржей за свое отношение к этому делу.
В марте 2011-го, через четыре месяца после первого контакта, появились новые слухи о романе Абрамовича и "Копенгагена": в те дни датчане как раз приехали в Лондон, чтобы сыграть против "Челси" в Лиге чемпионов. Датская газета Ekstra Bladet отрапортовала, сославшись на анонимные источники, что Аркадий Абрамович и его советники должны были встретиться с бывшим председателем правления "Копенгагена" Флеммингом Эстергором. Однако разговор не состоялся. Сразу после матча член совета директоров датского клуба Альдо Петерсен заявил, что русские по-прежнему заинтересованы в покупке, а встреча была отменена, потому что Абрамовичу надоело внимание журналистов, которые считают, что он собирается совершить рейдерский захват.
Вопрос упирался в другое: Абрамович-то мог купить акции LD, но контрольный пакет держали два человека, которые не желали продавать клуб, так как считали футбол прибыльным бизнесом – Эрик Скьярбек и Карл Петер Корсгор Соренсен. Многие люди были разочарованы их упрямством, хотя Петерсен отказался критиковать стратегию развития клуба этой парочки. Он также подтвердил, что Абрамович был готов потратить 60 миллионов евро на клуб – эти деньги сделали бы "Копенгаген" безоговорочно лучшим не только в Дании, но и во всей Скандинавии.
С тех пор "Копенгаген" выиграл два чемпионата Дании и национальных кубка, однако лучшей командой Скандинавии не стал: шведский "Мальме", например, в этом году во второй раз подряд выступит в Лиге чемпионов, а "Копенгаген" там не видели с позапрошлого года.
Неудачная попытка приобретения клуба повлияла и на Аркадия Абрамовича: уже четыре года его имя вообще не мелькает в спортивной прессе. Вместо этого он влил значительные средства в добывающую промышленность через свою инвестиционную компанию ARA Capital Limited. Кстати, она представляет ту же отрасль, что сделала богатым его отца.