27 октября 2015, 23:00
Принц АЛИ бин Аль-Хусейн, Иордания, 39 лет.
Третий сын покойного короля Иордании Хусейна и сводный брат нынешнего монарха Абдаллы II считается прямым потомком пророка Магомета. Получил образование в Англии и США. С 1999 года командовал силами безопасности в Королевской гвардии, пока в 2008 году монарх не поручил ему создание и руководство Национальным центром по безопасности и кризисному управлению. Президент Иорданской федерации футбола. С июня 2011 года до мая 2015 года – вице-президент ФИФА от Азии и член исполкома ФИФА.
В ходе выборов президента ФИФА, состоявшихся 29 мая, противостоял Йозефу Блаттеру и проиграл в первом туре со счетом 73:133 (при трех недействительных бюллетенях). До победы швейцарцу не хватало семи голосов, но во втором туре иорданец свою кандидатуру снял.
Плюсы. Выступил как противник Блаттера. Имеет опыт работы в ФИФА и непосредственного участия в выборах.
Минусы. Проиграл в мае более достойно, чем можно было бы предположить, но тогда на стороне иорданца был УЕФА во главе с Мишелем Платини. Теперь такой поддержки не будет. Тем более что самого Платини иорданец впоследствии охарактеризовал как "человека системы". С другой стороны, даже весной Али не пользовался поддержкой неоднородной Азии, а теперь в борьбу вступил шейх Салман из Бахрейна.
Шансы. Получит голосов меньше, чем в мае.
Муса БИЛИТИ, Либерия, 45 лет
Предприниматель, сделавший состояние на нефти и цементе. Президент Либерийской федерации футбола с 2010 года. Выступает за обновление.
Плюсы. Похоже, африканец заручился необходимой поддержкой пяти национальных федераций.
Минусы. Либерийца не поддерживает даже Африканская конфедерация, которая в 2013 году отстранила его от деятельности в футболе на полгода за хранение служебных документов.
Шансы. Никаких.
Джанни ИНФАНТИНО, Швейцария, 45 лет
Адвокат по профессии, швейцарец работает в системе УЕФА с 2000 года. С 2009 года занимает пост генерального секретаря. Получил известность, поскольку постоянно ведет различные жеребьевки и выступает с разъяснениями на пресс-конференциях по итогам заседаний исполкома.
Представляется, что выдвижение в последний момент правой руки Платини – это "план Б" со стороны УЕФА, которая хотела бы видеть по главе мировой структуры европейца.
Впрочем, в СМИ имеет хождение и версия "предательства". Со ссылкой на окружение Платини сообщается, что француз якобы удручен шагом своего ближайшего помощника.
Плюсы. Швейцарец – опытный футбольный аппаратчик, который получит полную поддержку УЕФА.
Минусы. Жеребьевок недостаточно для повсеместной известности. К тому же Инфантино предстает лишь исполнителем. Да и близость к Платини может, в случае отрицательного исхода дела, навредить. В противном же случае швейцарец, очевидно, кандидатуру просто снимет.
Шансы. Европейский кандидат, так или иначе, будет иметь вес.
Дэвид НАКХИД, Тринидад и Тобаго, 51 год
В прошлом капитан сборной своего островного государства, он вместе с Платини представляет в команде претендентов бывших футболистов. Но сравнивать этих двоих, естественно, не приходится. Скромный игрок "Варегема" и "Грассхоппера", живущий в Ливане, где возглавляет детскую академию, не чета трехкратному обладателю "Золотого мяча". Кредо тринидадца – добиться баланса в ФИФА, в которой, как он считает, "доминирует Европа".
Плюсы. Знание футбола изнутри. Близость к Блаттеру и, соответственно, теоретическая возможность воспользоваться его связями.
Минусы. Последнее обстоятельство – это и недостаток тоже. Другие слабости – малоизвестность и отсутствие опыта работы на руководящих постах. Понятно, что если сын за отца не в ответе, то нести ответственность за соотечественника тем более нелепо, но Джек Уорнер, в прошлом вице-президент ФИФА и глава КОНКАКАФ, пожизненно отлученный от футбола и проходящий по делу о мошенничестве, может незримо повлиять на позицию выборщиков.
Шансы. В лучшем случае сугубо региональный кандидат от КОНКАКАФ.
Мишель ПЛАТИНИ, Франция, 60 лет
Блестящий в прошлом футболист, чемпион Европы-1984 до недавнего времени был вне конкуренции. О своей поддержке француза объявили УЕФА, КОНКАКАФ, а также конфедерации Азии и Южной Америки. Однако три недели назад комиссия по этике ФИФА приостановила деятельность президента УЕФА в футболе на 90 дней в связи с подозрениями вокруг выплаты ему в 2011 году 2 миллионов швейцарских франков за работу в ФИФА в качестве советника Блаттера еще в период с 1999 по 2002 год. Пока кандидатура Платини заморожена.
Плюсы. Француз пользуется поддержкой европейских федераций. У него огромный опыт работы в футболе. Он фонтанирует идеями, с которыми можно соглашаться или нет, но они есть.
Минусы. Непонятно, допустят ли Платини к выборам.
Шансы. Если его кандидатура получит зеленый свет, шансы будут весьма велики, но не настолько, как это было до "дела о двух миллионах". На кого-то сомнения неминуемо подействуют.
Шейх САЛМАН бин Ибрахим Аль-Халифа, Бахрейн, 49 лет
Член королевской семьи Бахрейна. Выпускник университета, специалист по английской литературе и истории. С 2013 года президент Азиатской конфедерации футбола и вице-президент ФИФА. Поддерживал Платини, но за несколько часов до истечения срока выдвижения кандидатур решил вступить в борьбу, чтобы "вернуть ФИФА на правильный путь".
Плюсы. Вице-президент ФИФА не может не знать все ходы и выходы в футбольной инстанции. За ним Азиатская конфедерация, сколь бы разношерстна она ни была.
Минусы. Правозащитники обвиняют шейха в причастности к подавлению в Бахрейне протестов в 2011 году. Салман активно ратовал за предоставление ЧМ-2022 Катару. Впрочем, вопрос, минус ли это.
Шансы. Очень серьезный претендент, а в отсутствие Платини вообще, пожалуй, фаворит выборов.
Токио СЕКСВАЛЕ, ЮАР. 62 года
Соратник легендарного Нельсона Манделы. В 1975 году прошел военную подготовку в СССР как специалист по подрывному делу. Был осужден как участник антиправительственного заговора на 18 лет тюрьмы, из которых отбыл 13. Находился в заключении на печально известном острове Роббен близ Кейптауна. Рассматривался как возможный преемник на посту президента ЮАР – сначала Манделы, а потом и Табо Мбеки.
Уйдя в конце 90-х годов на время из политики, занялся бизнесом в горнорудной промышленности, делал инвестиции в страхование и недвижимость, стал одним из богатейших людей ЮАР. Уже при президенте Джейкобе Зуме вошел в правительство. В период с 2009 по 2013 год занимал пост министра по вопросам жилья. В июне возглавил комитет ФИФА по развитию футбола в Палестине.
Плюсы. Известный борец против апартеида, пользуется уважением в мире и прежде всего в Африке. Имеет опыт и как политик, и как бизнесмен.
Минусы. Опыт работы в ФИФА минимален.
Шансы. Африка – это 54 голоса. Даже если либериец Билити не снимет досрочно свою кандидатуру, Черный континент должен поддержать Сексвале. Если дойдет до выборов, выступит достойно.
Жером ШАМПАНЬ, Франция, 57 лет
Дипломат по образованию, Шампань познакомился с Блаттером во время ЧМ-1998, стал его советником по международным делам и проработал в ФИФА в течение 11 лет. Противник Платини, француз первым выдвинул год назад свою кандидатуру на пост президента ФИФА, но не смог получить необходимые пять писем от национальных федераций в свою поддержку, а это обязательное условие для участия в выборах.
Плюсы. Теперь "письма счастья" вроде бы имеются. Француз знает ФИФА, программа у него серьезная. Может воспользоваться помощью Блаттера, который, не будем забывать, уверенно выиграл майские выборы.
Минусы. Недостатки есть продолжение достоинств. Для кого– то связи с Блаттером – красная тряпка. К тому же Шампань – с одной стороны, "нефутбольный человек", с другой как чиновник находился в тени. Да и кто за него проголосует, если Европа, Азия и Африка будут иметь своих кандидатов?
Шансы. Почти никаких. Француз может только наработать себе известность с прицелом на будущее.