Почему именно «Бока Хуниорс» против «Ривер Плейт»? Начинать нужно с лучшего, как многие группы начинают концерты с забойного хита, чтобы сразу задать настроение публике. А что может быть круче и забойней аргентинского суперкласико (кстати, термин «класико» зародился именно тут и уже затем перекочевал в Мексику и Испанию, оставив себе приставку «супер»)? И это не фигура речи. Множество разных изданий, составляя свои рейтинги дерби, ставят на первое место именно противостояние «Боки» и «Ривера» — The Observer, The Telegraph, The Daily Mirror, Four Four Two и другие. А Диего Марадона как-то сказал: «Я играл в матче «Барселона» — «Реал», который невероятно важен, но «Бока» против «Ривера» — это что-то особенное. Это как оказаться в постели с Джулией Робертс!»
«Бока» против «Ривера» — это дело государственной важности. Серьезно. В 2018 году команды должны были впервые в истории сыграть в финале Кубка Либертадорес. Финал состоял из двух матчей — в последний раз, затем формат изменили на классический, из одной встречи, как в европейской Лиге чемпионов. С 2014 года по соглашению между руководством двух клубов действовал запрет на посещение фанатами гостевых матчей — слишком много было случаев насилия. Это же правило решили распространить и на финал Кубка Либертадорес.
Однако против выступил президент Аргентины Маурисио Макри, хотевший, чтобы болельщики гостевой команды все же смогли присутствовать на стадионе. Для него это было важно, поскольку Макри — бывший президент «Боки», возглавлявший клуб с 1996 по 2008 годы, и это был один из самых успешных периодов в истории желто-синих. Он уговаривал министра внутренних дел Патрисию Буллрич поддержать его, но получил отказ. Не нашел глава государства и понимания у тогдашних президентов клубов.
«Это превратилось в общегосударственную дискуссию. Аргентина готовилась принять саммит G20, в стране был сильный экономический кризис. В общем, куча проблем. А здесь президент волнуется о матче «Боки» и «Ривера». Критики Макри постоянно ему это припоминали», — говорил в интервью The Bleacher Report журналист аргентинского издания Clarin Матиас Бустос Милья.
Хотя чем президент хуже других людей? В тот же период широко разошлась другая история, показывающая всю значимость этого соперничества. В маленьком городке Апостолес с населением всего-то в 40 тысяч человек, который расположен недалеко от границы с Бразилией, некий Артуро В. поспорил о предстоящем матче со своим шурином, Оскаром Б. Дело было в доме их общих друзей. В какой-то момент дело зашло так далеко, что Артуро заявил зятю, что выгоняет его из дома — они жили вместе. Оскар выбежал на улицу, все подумали, что он пошел собирать вещи. Но нет, обиженный родственник поджег дом Артуро и скрылся. Дом, кстати, сгорел дотла.
From Argentina: House set on fire after Boca Juniors vs River Plate debate... a country prepares for unprecedented Copa Libertadores final. https://t.co/uRG2eQvu0z pic.twitter.com/qv0Sp0EGC3
— Sport Witness (@Sport_Witness) November 5, 2018
А ведь «Ривер Плейт» и «Бока Хуниорс» имеют одни корни. Оба клуба появились на свет в одном и том же районе Буэнос-Айреса — Ла Бока. «Ривер» чуть старше — он был основан 25 мая 1901 года в результате слияния двух команд: «Росалес» и «Санта Роса», а «Бока» — четыре года спустя, 3 апреля 1905-го. У истоков стояла группа из пяти итальянских эмигрантов, которые в начале XX века в большом количестве стекались в Аргентину. Ла Боку особенно облюбовали выходцы из Генуи, отсюда и прозвище команды — «генуэзцы».
Эту часть аргентинской столицы называют родиной танго, однако район специфический и богемным он никогда не считался. Во время испанского владычества здесь располагались бараки, где жили чернокожие рабы, затем во множестве появились солильни и дубильни, а также здесь был первый в Буэнос-Айресе порт. И даже одна из главных сейчас особенностей района — разноцветные дома — появилась от бедности: итальянским иммигрантам попросту не хватало краски, чтобы выкрасить здание в один цвет. «Ривер» и «Бока» сосуществовали рядом до 1923 года, а затем первые переехали из Ла Боки в район, называющийся Палермо, на бульвар Альвеар.
С переездом связана любопытная легенда. Согласно ей президенты двух клубов решили, что командам в одном районе слишком тесно и кому-то нужно съехать из Ла Боки в другое место. Для этого якобы провели матч, и «Ривер» как проигравшая сторона должен был искать новое пристанище. Сначала это был бульвар Альвеар, а затем, в 1938-м, клуб переехал на ставшую знаменитой арену «Монументаль» в довольно престижном районе Нуньес на севере Буэнос-Айреса.
«Это как библейские Каин и Авель — нет ничего хуже, чем ненависть между братьями или теми, кто рожден из одного чрева», — рассказывал The Bleacher Report Фернандо Синьорини, врач сборной Аргентины на ЧМ-1986.
Примерно в то же время окончательно оформились социальные различия болельщиков двух команд — одна из главных причин для вражды, связанной с дерби, во всем мире. «Бока» стала считаться коллективом рабочего класса, простого люда и иммигрантов, тогда как «Ривер» — клуб, который поддерживает средний класс, аристократия и интеллигенция. Впрочем, как и везде, со временем эти различия стерлись.
«Ну да, 100 лет назад это было противостояние рабочих и аристократии. Теперь же это просто ненависть, которая и создает всю эту атмосферу — 2000 полицейских на стадионе, куча удалений, постоянные споры», — рассказывал Four Four Two журналист издания El Grafico Мартин Мазур.
Ненависть рождает обидные прозвища, которыми награждают друг друга фанаты. Болельщики «Боки» кличут своих оппонентов «gallinas», то есть «курицы», намекая тем самым на их трусость и бесхарактерность. Считается, что прозвище родилось в 1960-е, когда «Ривер» постоянно проигрывал важные матчи, а апофеозом стал финал Кубка Либертадорес-1966, когда аргентинцы отдали титул «Пеньяролю», имея преимущество в два гола. Ну, а поклонники «Ривера» зовут фанатов соперника «chanchitos» — «свиньи» и «bosteros» — что можно перевести как «сборщики навоза» или «говнюки»: в Ла Боке, рядом со стадионом «Ла Бомбонера», действительно воняет.
Принципиальность соблюдается во всем. В какой-то момент спонсором «Боки» была компания Coca-Cola, и руководство клуба не разрешило ей разместить свой логотип на стадионе в традиционных красно-белых цветах. Потому что это цвета «Ривера». В итоге придумали специальный знак, выполненный на черном холсте.
«Когда я просыпаюсь утром, то не могу одеть что-то красное или белое», — рассказывал в одном из интервью Карлос Тевес, игравший за «Боку».
Акции фанатов соответствуют уровню противостояния. Как-то болельщики «Боки» обклеили весь Буэнос-Айрес плакатами с перечислением концертов мировых звезд, которые прошли на стадионе «Ривера» «Монументаль». И добавили, что пока те смотрели шоу, «Бока» выигрывала трофеи.
В 2012 году поклонники «Ривера» запустили над стадионом огромную надувную свинью, одетую в форму «Боки».
Спустя три года над стадионом «Ла Бомбонера», где играет «Бока», во время суперкласико летал дрон, к которому было прицеплено изображение призрака в цветах «Ривера» и с буквой «В» — намек на то, что в 2011-м «Ривер» вылетел во второй дивизион, тогда как «Бока» никогда туда не опускалась.
Великие матчи
Одна из главных особенностей суперкласико заключается в том, что в отличие от других дерби, «Ривер» и «Бока» не стесняются проводить между собой товарищеские матчи — всего их набралось аж 122, последний был в 2018 году. Но если же брать только официальные игры, то статистика такая: 248 матчей, 88 побед у «Боки», 83 — у «Ривера». Ниже — пять самых памятных суперкласико.
14 декабря 1969 года. Ривер Плейт — Бока Хуниорс — 2:2
Встреча последнего тура чемпионата на «Монументале» получилась особенной для «Боки», которая в случае ничьей выиграла бы титул. Гости вели 2:0 после ударов Мадурго, «Ривер» дважды отыгрался, но «генуэзцев» это не огорчило — они стали чемпионами. И это был первый случай в истории суперкласико, когда один из соперников сумел добиться такого успеха на поле заклятого врага.
10 апреля 1981 года. Бока Хуниорс — Ривер Плейт — 3:0
Знаменательное дерби в истории как «Боки», так и всего аргентинского футбола. В суперкласико дебютировал Диего Армандо Марадона. Несмотря на то что взрослую карьеру он начал в «Архентинос Хуниорс», Марадона с детства был фанатом «генуэзцев» и мечтал сыграть за них против «Ривера». Желание осуществилось, к тому же нападающий забил третий гол в матче.
6 апреля 1986 года. Бока Хуниорс — Ривер Плейт — 0:2
Как известно, долг платежом красен. Спустя 17 лет «Ривер» приехал на «Ла Бомбонеру», узнав о том, что вне зависимости от исхода этого матча стал чемпионом. Гостям хватило наглости отпраздновать этот факт еще перед игрой. Сама же встреча вошла в историю как «матч оранжевого мяча». Дело в том, что играть обычным не было возможности, так как все поле было усеяно белыми бумажными конфетти.
14 мая 2015 года. Бока Хуниорс — Ривер Плейт — 0:0, матч был прерван после первого тайма
Игра, показывающая весь накал ненависти и страсти в суперкласико. Это был ответный матч 1/8 финала Кубка Либертадорес. Первый на своем поле выиграл «Ривер» — 1:0. Когда команды возвращались из раздевалок на поле на второй тайм, фанаты «Боки» пробрались к выдвижному тоннелю, ведущему на поле, проделали в нем дыру и распылили в игроков «Ривера» слезоточивый газ. Матч так и не был возобновлен, «Боку» дисквалифицировали, а «Ривер» в итоге выиграл турнир — впервые с 1996 года.
9 декабря 2018 года. Ривер Плейт — Бока Хуниорс — 3:1
Ответный матч того самого финала Кубка Либертадорес. Который прошел в Мадриде. Первая игра на «Ла Бомбонере» завершилась вничью — 2:2, а когда «Бока» ехала на вторую, то ее автобус атаковали фанаты «Ривера». Матч был отложен и после долгих раздумий перенесен в Европу — такого в истории суперкласико еще не было. «Ривер» победил в дополнительное время, взял пятый Кубок Либертадорес в истории и вплотную приблизился к «Боке» по этому показателю.
Великие игроки
Диего Марадона
Легендарный футболист был настолько предан «Боке», что не включить его в этот список нельзя, пусть даже он отыграл за «генуэзцев» всего три года — один перед отъездом в Европу и два уже на излете карьеры. Когда Марадона еще играл за «Архентинос Хуниорс», к нему приезжали представители «Ривера», однако тот ответил отказом по идеологическим причинам. Символично, что свой последний матч в карьере Марадона провел против «Ривера» — 25 октября 1997 года. «Бока» выиграла на «Монументале» — 2:1, Марадона был заменен в перерыве на Хуана Рикельме, а победный гол забил Мартин Палермо.
Уго Гатти
Футболистов, поигравших за оба клуба, довольно много, почти сотня. Среди них Габриэль Батистута, Клаудио Каниджа или Оскар Руджери. Но, пожалуй, именно Гатти — легендарный вратарь — является самым заметным. На его счету — 38 сыгранных суперкласико, второй показатель в истории. Сначала девять за «Ривер», а затем — 29 за «Боку», любимцем болельщиков которой он стал. А сделать это сложно.
Тот же чемпион мира-1986 Руджери говорил: «Это очень непросто. Потому что для одних ты являешься предателем, а другие все еще не доверяют тебе и относятся настороженно. Нужно время и характер, чтобы справиться с этим». Он знал, о чем речь, поскольку сам перешел из «Боку» в «Ривер», и в первом же очном матче его бывший партнер Нестор Паскуччи едва не разворотил ему колено.
Возможно, Гатти помогло то, что между «Ривером» и «Бокой» было восемь лет выступлений за «Химнасию» и «Унион».
Анхель Лабруна
Один из лучших снайперов в истории аргентинского футбола и один из лучших футболистов Южной Америки в истории, Лабруна оставил заметный след в суперкласико. Легенда «Ривера» — лучший бомбардир дерби, забивший 16 мячей. У второго в этом списке, Оскара Маса, только 12. Интересно, что за 20 лет выступлений за «Ривер» в суперкласико (1939 — 1959) Лабруна не сделал ни одного хет-трика, зато поражал ворота «Боки» равномерно, отличившись в 12 матчах.
Карлос Тевес
Тевес начинал карьеру в «Боке», и сюда же возвратился ее заканчивать. С ним связан один из самых ярких моментов в истории суперкласико. В 2004 году Тевес забил «Риверу» на «Монументале», а затем сорвал майку и изобразил танец цыпленка — намек на прозвище фанатов соперника. За что был удален с поля — судья посчитал, что такое поведение может спровоцировать массовые беспорядки.
Марсело Гальярдо
Легенда «Ривера». Сначала как игрок, хотя успешно выступал и в Европе за «Монако», а потом и как тренер. Он возглавил «Ривер» в 2014-м, когда команда была в кризисе и из нее ушли почти все ведущие футболисты. И почти сразу выиграл Южноамериканский кубок (аналог Лиги Европы), прервав серию из 17 лет без международных трофеев — в полуфинале была пройдена «Бока». Потом были два Кубка Либертадорес (2015, 2018), в ходе которых снова была дважды обыграна «Бока». В сумме — 10 трофеев за шесть лет. А ведь Гальярдо только 44 года.