Отборочные этапы еврокубков рождают мимолетных героев. Всем очевидно, что к маю лучшими бомбардирами будут совершенно другие, известные во всем мире лица. Но сейчас в снайперской гонке лидируют калифы на час.
Один из калифов – наш. 21-летний Максим Максимов в шести первых матчах забил семь мячей за "Тракай" – вице-чемпиона прошлогоднего чемпионата Литвы. Не имеет значения, что прибалтийский клуб уже вылетел (в третьем раунде уступил македонской "Шкендии"). Главное – на вершине россиянин.
СНАЙПЕР С ДЕТСТВА
– Где рождаются лучшие бомбардиры Лиги Европы?
– Я родился и вырос в Воронеже в спортивной семье. Мама занималась танцами, у нее была своя школа в центре города, а папа – легкоатлет. Специализировался на дистанции 110 метров с барьерами.
– Стоп. В "Википедии" написано, что ваш отец – инженер на заводе, а мать преподает в младших классах.
– Да? Тогда сейчас позвоню папе, спрошу, в какую смену он завтра работает. (Смеется.) Это неправда, конечно.
– Почему вы тогда не прыгаете через барьеры и не танцуете рок-н-ролл?
– Я с детства люблю мяч. Гонял его еще совсем маленьким по квартире, бил по шкафам, но стекла вроде не разбивал. А в шесть лет родители отвели в футбольную секцию. Хотя было очень рано: мой 1995 год тогда даже не занимался, но я уже хотел играть. Пришлось тренироваться с ребятами 1992 года рождения. Все ходили в 4 класс, а я еще дошкольник. Тренер еще не верил родителям. Зато как удивился, когда ему показали мое свидетельство о рождении!
– Получается, вы акселерат?
– Рос я не очень быстро, просто забивал много. На детских турнирах моего возраста становился либо лучшим бомбардиром, либо лучшим игроком, либо все вместе.
– Роналдинью в 13 лет забил 23 гола за матч. Вы побили его рекорд?
– Нет, до него далеко. Но точно помню, что однажды забил семь мячей, хотя играл не весь матч – в середине второго тайма был заменен.
– На детских турнирах целый рой скаутов. Вас пытались переманить к себе из больших клубов?
– Интересовались скауты питерской "Смены", даже общались с родителями. Но они тогда решили, что мне рано уезжать, так что я остался в "Факеле".
– За "Факел" вы так и не сыграли?
– Попал в основную команду в 2013-м. Пару месяцев потренировался, а затем уехал в Литву, когда Константин Сергеевич Сарсания уже возглавлял "Атлантас". Он меня знал по "Факелу" и предложил переехать к себе. Там все очень быстро получилось: прилетел в Литву – и Laba diena!
– Что?
– Это по-литовски "добрый день". Единственное, что я знал на тот момент. Ну, еще "спасибо" и "пока". Вообще литовский сложный – поначалу я совершенно ничего не понимал. Вдобавок местные русский плохо знают – люди за 30 еще могут объяснить, а молодежь не понимает. Сейчас уже бегло говорю.
800 ЕВРО НА СТАРТЕ
– В чем "фишка" тренера Сарсании?
– Это очень уважаемый человек – как в России, так и в Европе. Но при этом очень простой: с ним легко общаться, он всегда беседует с игроками, с молодыми в том числе. Считаю, это правильно, помогает наладить контакт с футболистами. У Сарсании я преимущественно играл слева в полузащите, но сейчас – в центре нападения.
– Сколько вы поначалу зарабатывали в "Атлантасе"?
– Дайте посчитать... Тогда зарплата была еще в литах, примерно 800 евро. Но меня больше волновали не деньги, а проблемы с документами. Мне не могли сделать рабочую визу из-за каких-то проблем с бумагами, поэтому приходилось туда-сюда кататься раз в три месяца.
– "Тракай" сильнее "Факела"?
– А почему вы сравниваете чемпионат Литвы с ФНЛ? Мы в Лиге Европы дошли до третьего отборочного раунда, прошли шотландский "Сент-Джонстон" и шведский "Норчепинг". Думаю, "Тракай" и в российской премьер-лиге заиграл бы. За первые места тяжеловато было бы бороться, но в середине таблицы могли бы закрепиться.
– Вы помните, что произошло 10 июля 2014 года?
– Я забил гол за "Атлантас" в матче Лиги Европы?
– Ага, а литовские СМИ вышли с заголовком "Максимов подарил нам надежду". Голова не закружилась тогда?
– Да нет, не закружилась. Забил и забил, помог команде. Были эмоции, была радость. Здорово, конечно, что вышел на 88-й, а на 89-й забил.
– Какая скромная реакция. Ну хоть после прорыва в Лиге Европы чувствуете себя звездой?
– Да ничего такого я не ощущаю! Правда, телефон звонит и звонит. Даже литовский откуда-то выведали, вы в том числе. Этот номер знали несколько человек из клуба, но теперь на него поступает много других звонков.
– Премиальные за выход в третий раунд полагались?
– Да, примерно в два раза больше месячной зарплаты.
– На что потратили?
– Чтобы потратить, надо их сначала получить!
ОРУЭЛЛ И "АУДИ"
– Не сомневаюсь, что вы часто раздаете автографы.
– Бывает. После какой-то игры дети подбежали ко мне, кричали: "Распишись!" Кому-то на футболке, кому-то на бумажке, а некоторым я поставил автограф прямо на руке. Еще говорил: "Мама ругать будет".
– Чем занимаются люди в 5-тысячном Тракае?
– Я живу в центре Вильнюса, Тракай недалеко от столицы, зеленый пригород с четырьмя озерами. Люблю гулять там, а дома иногда играю в приставку, книги читаю, в основном из школьной программы. Из последнего запомнился Оруэлл – "1984".
– Тоска. Концерты хоть бывают?
– Конечно! "Ленинград" недавно приезжал, мои друзья ходили – все были в восторге. Жаль я уехал домой в тот день.
– На какой машине разъезжаете?
– Часто пешком передвигаюсь, но машину клуб предоставил – "Ауди" 2006 года. Едет – и хорошо. Причем ей пользуюсь не только я, а многие одноклубники. Часто кто-то из нас берет автомобиль, забирает других, и вместе мы едем на тренировку.
– У вас нет агента. Почему?
– А что такого?
– Вы молодой перспективный футболист. Странно, когда такие без агентов.
– Почему это странно? Не вижу ничего странного.
– Я видел в вашем Инстаграме, как некий Якуб в комментариях делал вам предложение о трансфере, просил связаться лично. Вы ему ответили?
– Нет, не ответил. Я удивился, что о таких вещах спрашивают в комментариях в Инстаграме. Вообще в соцсетях мне частенько пишут на эту тему, предлагают агентские услуги, звонят по телефону. Но я не считаю, что через соцсети нужно вести такие дела.
– Вы хоть с кем-нибудь советуетесь?
– Советуюсь с родителями, конечно. Одному нельзя принимать решения.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ РОССИИ ЕСТЬ
– Андрей Талалаев недавно сказал, что вы должны были перейти в "Тамбов", но сейчас вами стали интересоваться клубы покрупнее.
– Мой одноклубник Юрий Мамаев показал мне эту новость во время обеда. Мы друг на друга посмотрели, улыбнулись и пожелали друг другу приятного аппетита. Про "Тамбов" я ничего не слышал.
– А сколько клубов из российской премьер лиги вами интересуются?
– Сколько – не скажу. Но предложения есть.
– Вы хотите остаться в Европе?
– Будет хорошее предложение – останусь, но вариант с Россией из головы не выкидываю, потому что у меня есть бордовый паспорт с двуглавым орлом. Из Европы предложения тоже есть – клубы из Чехии, Швеции, Дании, Македонии и Португалии. Как сложится будущее – покажет время.
– Представим ситуацию. "Зенит" предлагает 10 тысяч евро в месяц, но место в запасе. Условный борец за выживание в Чехии 2 тысячи евро в месяц и основу. Что выберете?
– Если высшая лига, то Чехия. Надо развиваться, совершенствоваться. Игровая практика очень нужна молодому футболисту, чтобы расти.
– Ваш бывший партнер по "Атлантасу" Андрей Панюков перешел в "Зенит". Поздравили?
– Еще не выходили с ним на связь. Но я рад за него, мы вместе жили полтора года. Андрей – молодец! Желаю ему прогрессировать, работать, закрепиться в команде.
– Шансы высоки?
– "Зенит" не просто так подписал с ним контракт. Он забивной парень, все в его руках и ногах.
– А с вами "Зенит" общался? Там же сейчас Сарсания.
– Конкретно из "Зенита" никто не выходил на связь.
– Головин сказал: "Любому русскому футболисту надо уезжать за границу". Согласны?
– Если человек играет в клубе, его все устраивает, то зачем уезжать?
– О сборной России думаете?
– Когда молодежной сборной руководил Николай Писарев, ко мне был интерес, но в команду так и не вызвали.
– Еще надеетесь попасть на чемпионат мира в России?
– Чтобы попасть на чемпионат мира, надо работать, работать и работать.