15 июня 2020, 17:45
Фернандо Риксен умер 18 сентября 2019 года. С 2013 года он сражался с болезнью Лу Герига или боковым амиотрофическим склерозом (БАС) — редким недугом, который невозможно вылечить. Это заболевание центральной нервной системы, приводящее к атрофии мышц, параличу и смерти. Риксен боролся шесть лет, хотя изначально ему отводили не больше года.
22 июня в продажу поступит книга «Последний бой. Жизнь с БАС». Ее авторы — вдова Риксена Вероника и его близкий друг Винсент де Врис, который и объявил о страшном диагнозе во время программы на голландском телевидении. Сам Риксен тогда уже не мог произнести это.
Газета The Sun опубликовала отрывки из книги — о заключительных днях жизни футболиста.
2 июля 2019 года
— Я так больше не могу.
— Что, Фернандо?
— Эта. Жизнь. Все
Его сообщения становятся все короче. Он едва отвечает.
Он порвал отношения со своей матерью и с ближайшими друзьями.
Ссоры с Вероникой не прекращаются. Он больше не способен оплачивать свои счета. Больше нечего ждать.
Его бывшая Грасиела отказывается платить ему огромную сумму денег, хотя она должна ему — суд постановил выплатить всю сумму.
Другими словами, не так много осталось того, ради чего хочется жить. С ним покончено.
Вероятно, поэтому он хочет вернуться в Голландию — страну, где возможна эвтаназия.
Я всецело понимаю его. Каждый раз, когда я прихожу к Фернандо, ничего не меняется. Он все еще там, в своей кровати. На том же месте, в том же положении.
Для него осталась только эта кровать — и больше ничего.
Поэтому его мысли объяснимы: «Позвольте мне отправиться в страну, где мою бесполезную жизнь смогут остановить».
4 сентября 2019 года
— Конечно, пожалуйста!
Я спросил у него, могу ли я прийти еще раз. И вот я снова в хосписе «Сент-Эндрюс» в Эрдри.
Правда, на этот раз все не очень хорошо: уборщица больше не поет, женщина у стола больше не расспрашивает меня о Голландии, а медсестра, с которой я сталкиваюсь, не приветствует меня, а смотрит в пол. Но ей есть, что сказать мне:
— Он плох сегодня. Вы можете выбрать: возвращайтесь в другой раз или быстро взгляните на него сейчас. Даю вам одну минуту, не больше.
Я выбираю второе. Захожу в комнату — и цепенею.
Он абсолютно тих. Телевизор выключен. В палате нет ничего, кроме тишины. Я знаю, что мне дали лишь 60 секунд, поэтому спрашиваю у него то, чего не спрашивал уже несколько месяцев:
— Как ты?
Один его глаз закрыт, второй — наполовину открыт, им он «печатает» мне сообщение:
— У.
Он закрывает оба глаза, его голова делает движение вперед. Спустя десять секунд он, прилагая максимум усилий, возвращает голову обратно. Появляется еще одна буква:
— С.
Весь процесс повторяется. Глаза, голова ... Вижу еще одну букву:
— Т.
И еще раз все то же самое, в полной тишине:
— А.
На последнюю букву Фернандо потратил действительно много усилий:
— Л.
В этот миг в моей голове проносится мысль: вот это момент. Момент уйти. Попрощаться навсегда.
Я наклоняюсь к нему и целую его в лоб. Затем касаюсь его лица в последний раз. Благодарю его за все. За все прекрасные моменты, которые он подарил мне и миру.
7 сентября 2019 года
Веронике поступает сообщение в WhatsApp с компьютера Фернандо:
— Увидимся в другой раз. Пока-пока-пока.
18 сентября 2019 года
Фернандо не просыпался с тех пор, как заснул три дня назад. Около 10 утра последние мышцы его тела перестают работать. Он больше не дышит.
Вероника звонит мне с грустными новостями, я ругаюсь и плачу. Но в то же время я испытываю облегчение. Из-за него. Из-за нее. Страданий больше не будет. Бой окончен.
***
В интервью The Scottish Sun де Врис рассказал, как трудно ему было писать книгу:
— Было очень тяжело перечитывать то, что я писал о посещениях хосписа. Последний визит — самая трудная часть книги. Думаю, я переписывал ее десять раз. Это был очень сложный день, ведь я точно знал, что это последний раз, когда видел его живым. Это было отчасти эмоционально, ведь я никогда не проявлял эмоций перед ним. Я должен был оставаться сильным для него. Конечно, я плакал при написании книги. Он в моих мыслях каждый день. Очень по нему скучаю.
На написании книги настаивал Фернандо. Он говорил: «Пожалуйста, напиши книгу и покажи все отрицательные и положительные стороны». Это книга не только о грусти. Она и о радости. Он хотел, чтобы люди узнали больше о БАС. Для меня было честью знать его и показать в книге, что он никогда не сдавался. До конца жизни он сохранял чувство юмора. Мог бы я так же? Не думаю. Он знал, что скоро умрет, но продолжал шутить. Это и есть настоящий Фернандо.
Спринт
Что таке - "такой трешь" не ведаю, однвко.
17.06.2020
100 грамм скобок
спросить что вы имеете в виду под "мозговую патологию" почти уверен будет такой трешь))))
16.06.2020
Спринт
То, что ума в твоих болтологиях - на пшик!
16.06.2020
hemsky
Умник, что тебе не нравится в моем комментарии? то что о нас не пишут СМИ и не лечат?
16.06.2020
Спринт
Даже в таких, трагичных и горьких словах об ушедшем, многие умудряются ставить, дурацкие по смыслу знаки, которые в Римской Империи означали жизнь и смерть человека-гладиатора. Уму не постижимо!
16.06.2020
Василий Жирков
тяжелая смерть...
16.06.2020
Спринт
Этот препарат только облегчает сиптоматику, но не излечивает.
16.06.2020
Спринт
Твою мозговую патологию уже точно не вылечить.
16.06.2020
Спринт
Упокой его душу Господь! Сильный, мужественный человек и игрок был от Бога. Мужества родным и близким. Жаль, что так рано.
16.06.2020
Pele Peleevich
Нечего не хочется говорить... и так много хочется сказать... Покойся с миром, Большой боец! Память о тебе, Фернандо, навсегда останется в сердцах болельщиков!
16.06.2020
Вадим Сигизмундович
Грустно.. и грустно читать комментарии... Ругань, склоки, грязь, обиды, оскорбления... Как жаль, что иногда для того, чтобы понять истинный смысл, надо потерять почти все... В нашей жизни становится все меньше настоящего и чистого!! Фернандо настоящий герой!!!
16.06.2020
Referi
Спасибо за все Фернандо!!!! Ты боец в наших сердцах.
15.06.2020
_climhaZZard_
Рилузол — средство для замедления течения БАС и болезни двигательного нейрона (БДН). Рилузол — это не лекарство, он не восстанавливает поврежденные нейроны. После 18 месяцев терапии действие Рилузола может продлить среднюю продолжительность жизни на два-четыре месяца.
15.06.2020
valerafan
Слава Фернандо, спасибо Веронике и Винсенту.
15.06.2020
100 грамм скобок
СМА о чем написал топик стартер излечимая на определенных стадиях БАС нет
15.06.2020
fedland
Вот такие они, наши Русские женщины!!! И ничего не просила взамен, лишбы быть рядом с любимым человеком!!! Вторая половина, верный друг, надежный тыл!!! Респект!!! Дай бог ей счастья!!!
15.06.2020
100 грамм скобок
я сильно извиняюсь что влезаю в вашу высокоинтеллектульную дискуссию. но приведенный вам препарат не лечит ни БАС ни СМА . он просто снимает один из симптомов и то временно. к сожалению.
15.06.2020
Den211
не стоит свою дурь показывать, промолчал бы лучше. Такой препарат уже есть, называется Рилузол (Экссерван). Хотя в РФ он до сих пор не зарегистрирован.
15.06.2020
инок
Респект его жене, сильная женщина, боролась вместе с Фернандо и поддерживала его до конца...
15.06.2020
АлександрД
Memento Mori
15.06.2020
АлександрД
Ботяра, габрос не удался, это неизлечимая болезнь
15.06.2020
Garik Beldiev
очень грустно
15.06.2020
hemsky
Зачем вы про него пишите? вы знаете что в России полно людей почти с аналогичной болезнью (СМА)? нас около 2 тысяч и наша страна нас не лечит! хотя лекарство появилось! нужно кричать о наших проблемах в СМИ!
15.06.2020
Дмитрий Ушкачев
Гоша, а переводчик явно гугл. Невозможно читать... Фернандо - помним.
15.06.2020
хурма(сельдерей)
вечная память
15.06.2020


