Алексей Шпилевский — тренер молодой, всего 32 года. Мог бы, наверное, до сих пор играть — в свое время был на хорошем счету в «Штутгарте II», с юношеской сборной Белоруссии пробился в финальный турнир Евро-2006. Но из-за серьезной травмы в 18 лет вынужден был завершить карьеру. Что позволило уже в 23 года стать самым молодым в Германии обладателем тренерской лицензии «А».
Недавно Шпилевский выиграл чемпионат Казахстана с «Кайратом» — первое золото клуба за 16 лет. До этого работал в академиях «Штутгарта» (с Доменико Тедеско) и «Лейпцига», а также в брестском «Динамо». Молодой белорусский специалист входил также в число кандидатов на пост главного тренера «Динамо» после ухода Кирилла Новикова — с ним общался спортивный директор Желько Бувач.
— Алексей, поздравления от «СЭ» с первым титулом в карьере! Признайтесь честно, это сбавила «Астана», которая взяла шесть предыдущих чемпионских титулов?
— Я бы так не сказал. Напротив, футболисты этого клуба признавались, что у них сильнейший состав за все годы. Добавились игроки сборных Кипра и Белоруссии — Сотириу и Эбонг. Но мы уже в прошлом сезоне отстали лишь на одно очко, а в этом еще улучшили наш футбол, так что золото обеспечили досрочно — за три тура до конца.
— Вагнер Лав сильно помог?
— Конечно. Это форвард высочайшего уровня, с которым одно удовольствие работать.
— У многих возникали сомнения, что сорвавшийся в последний момент уже согласованный контракт с ЦСКА демотивирует бразильца.
— Ничего подобного не происходило. Вагнер действительно приехал не в лучшей форме, но не из-за ЦСКА, а поскольку из-за карантина в Бразилии оставался долгое время без тренировок. Первый месяц нападающему пришлось сложно, но он не подавал виду, а трудился по полной программе, подавая пример одноклубникам. Очень рад, что Вагнер заключил новое соглашение с «Кайратом».
— До казахстанского клуба вы работали в брестском «Динамо», однако всего несколько недель. Что пошло не так?
— Президент «Динамо» был фанатом Валерия Лобановского, хотел видеть в своей команде тот футбол. А я четко понимал, что с имеющимся набором возрастных исполнителей мы не сможем получить такую игру. Надо обновлять состав. Человеку, который не слишком глубоко погружен в футбол, это непросто понять. Он помнит Артема Милевского талантливым 18-19-летним парнем, а в Бресте ему уже было 34-35. Если я от ветерана начинаю требовать прессинг, то понятно, что начнутся конфликты. Менталитет зрелых игроков поменять очень сложно, у них сложились свои взгляды, перестроить их на современный лад проблематично. И это касалось не только тактики, но и дисциплины, правильной подготовки к тренировкам. Переубедить ряд футболистов оказалось нелегко, поэтому решили, что лучше расстаться.
— Какие выводы сделали из той истории?
— Я тщательно анализировал произошедшее. Считаю, в команде делал все правильно. Знал, что будет давление прессы, люди не поймут моего отношения к лидерам. Но если бы этого не сделал, дал слабину, то потерял бы уважение в коллективе. И молодые футболисты поняли бы, что тренер здесь — никто. Лидеры должны быть примером как на поле, так и за его пределами. В «Кайрате» работаю со звездой уровня повыше, чем Милевский, Вагнер Лав выступал за сборную Бразилии. Человек в 36 лет профессионально относится к своему организму, выкладывается на тренировках и в матчах, внимательно слушает тренера.
Так что если и сделал какой-то вывод, то такой: идя в клуб, нужно четко представлять, с кем предстоит работать, сможешь ли ты с имеющимся составом поставить тот футбол, который ты представляешь сам, и который хочет видеть руководитель. Многие мечтают играть в позиционный, как «Барселона» или «МанСити», но набор людей этого не предполагает. А ты вынужден требовать то, что человек не умеет, загоняя его в стрессовую ситуацию. Естественно, все это надо обговаривать заранее.
В «Кайрате», скажем, тоже поначалу было определенное сопротивление нашим идеям, потребовалось время, чтобы их принять. Но уже к концу первого сезона ситуация заметно улучшилась.
А потом сели с президентом, обсудили дальнейшие шаги, договорились, кого надо менять, с кем идти дальше, а кого добавить. И уже с начала нового чемпионата выступали единым целым, сплоченным коллективом. Постарались, чтобы все выучили русский язык, наладили коммуникации. Чтобы даже в ресторане не было постоянных соседей за столом, а ребята менялись. И нам работалось очень легко, футболисты с желанием учились чему-то новому.
— Правда ли, что могли сейчас быть главным тренером «Динамо», но не в Бресте, а в Москве?
— Интересно, что с нынешним спортивным директором бело-голубых Желько Бувачем очень хотел встретиться и обсудить его видение футбола еще в тот момент, когда он только расстался с Юргеном Клоппом в «Ливерпуле». Однако не удалось — Желько не было в Германии, уехал на родину. А увиделись нынешней зимой на сборах в Турции, когда Бувач получил пост в «Динамо» — «Кайрат» как раз проводил товарищеский матч с московским клубом. Перед игрой поговорили немного, а уже осенью раздался звонок от уважаемого специалиста с предложением обсудить возможность возглавить «Динамо». Очень приятно такое внимание к моей персоне и лестные оценки со стороны человека с огромным опытом, которого называли мозгом в штабе одного из лучших тренеров в мире Клоппа.
— Почему не срослось?
— У меня оставалось несколько туров, чтобы написать историю с «Кайратом». Было бы неправильно в такой момент срываться с места по отношению к болельщикам, к команде и к руководителям, которые мне доверяют. Поэтому вполне логичен выбор в пользу Сандро Шварца, который был сразу готов принять команду. И которого к тому же Бувач тренировал в «Майнце» и отлично знает.
Я достиг успеха в «Кайрате», желаю, конечно, достичь его и Шварцу в «Динамо». При этом футбольная жизнь непредсказуема, никто не знает, что случится завтра. Мы продолжаем общаться с Бувачем. Не скрываю, что в дальнейшем хотел бы сделать шаг вперед — работать в России или еще где-то в Европе.
— Вы получали тренерские лицензии в Германии и в России. Можете сравнить?
— На категории С, В и А учился и сдавал экзамены в Кельне. Хотел там и довести дело до конца, но уже начал работать в Казахстане, так что стало проще получить Pro уже в ВШТ. Я бы сказал, что в Германии более детальный подход, все-таки более серьезные футбольные традиции, больше предметов. Но и российское обучение ценится в мире. В первую очередь благодаря опыту руководителя Андрея Лексакова. Он открыл нам глаза на многие вещи. Вроде и до этого все понимал, но удалось все знания разложить по полочкам. Лексаков заставлял задуматься над вопросами, которые вообще не приходят в голову. Например, спрашивал: «А зачем вообще проводить индивидуальные беседы с футболистами?» И мы уже начинали обсуждать то, что пять минут назад казалось очевидным: для чего это нужно, в какие моменты говорить и так далее.
— Кто-то выделялся на курсах?
— Мне со всеми было приятно познакомиться. Два-три тренера действительно отличались своей уверенностью, умением донести идеи. Скажем, Кирилл Новиков, который тогда тренировал «Динамо». Или запомнился Александр Нагорный из системы «Краснодара». С ними приятно и полезно общаться.
— В Европе все увереннее себя чувствуют представители системы «Ред Булл» — «Зальцбург» и «Лейпциг». Вы пять лет проработали в академии немецкого клуба. В чем секрет его успеха?
— Большая заслуга Ральфа Рангника, который пришел в структуру «Ред Булл» в 2011-м году. Он полностью все изменил в обоих клубах, поменял философию, систему, сделал ее единой. Плюс собрал лучших специалистов — начиная от академии, заканчивая первыми командами — тренерами по физподготовке, диетологами и так далее. Это дало свои плоды.
А для меня эти пять лет стали самым прекрасным стартом в карьере, о котором только мог мечтать. Научился тонкостям интенсивного футбола, который проповедуют в «Лейпциге» и «Зальцбурге», насыщенности в игре против мяча, в фазах переключения между обороной и атакой и наоборот. То, что сейчас наиболее актуально в европейском футболе.
Тот же Марко Розе, вышедший в Лигу чемпионов с менхенгладбахской «Боруссией», находился в академии «Ред Булл», главный тренер «Лейпцига» Юлиан Нагельсман много почерпнул у Рангника еще в «Хоффенхайме».
— Как вы оказались в числе этих лучших, кого позвали в академию?
— Рангник работал в «Штутгарте», в то время академией руководил Фридер Шроф. Я же сначала выступал в той школе, а после того, как из-за травмы пришлось в 18 лет завершить карьеру, стал работать тренером. Ральф позвал в систему «Ред Булл» Шрофа, а тот — меня. В Лейпциге все только начиналось: клуб вышел из четвертой лиги в третью, база лишь начинала строиться, были спартанские условия.
— Доводилось слышать, что вы подражаете Нагельсману до такой степени, что чуть ли не копируете стиль одежды.
— Про одежду, наверное, кто-то пошутил, поскольку в Германии посмеивались над Юлианом по поводу того, как он одевался в Лиге чемпионов. Но в плане работы не скрываю, что мне очень нравится Нагельсман, считаю в свои 33 года это уже один из лучших в мире. Футболисты его очень уважают, Юлиан живет футболом, так перестраивает игру, что в подавляющем большинстве случаев команда становится сильнее по ходу матчей.
Было приятно с ним общаться, он очень уверен в себе. Я проповедую тот же футбол, что Нагельсман, понятно, что с поправкой на качество исполнителей. При всем уважении к моей любимой команде, у него состав сильнее.
Но у других специалистов тоже стараюсь взять самое лучшее. Понятно, что 25 лет из своих 32-х прожил в Германии, мне близка та школа. Но как говорил Пеп Гвардиола: «Я хорош не сам по себе, а потому что ворую идеи у других». Всегда надо учиться у лучших, мне много дали стажировки в Испании, Англии. Или встреча со Станиславом Черчесовым зимой на сборах в Турции. Нас познакомил глава «Кайрата» Кайрат Боранбаев. Это был один из самых запоминающихся разговоров: Черчесов поделился своим опытом, рассказал, как себя вел в каких ситуациях. Мне очень импонирует его работа, энергетика чувствуется даже в обычном разговоре. Считаю, неслучайно сборная России успешно выступила на ЧМ-2018. Видно, скажем, что с командным духом полный порядок.
— В ваш штаб входит довольно известный тренер по физподготовке Христос Пападопулос, который работал с Рангником. Как удалось его заманить?
— Это для меня огромная удача, счастлив, что Христос согласился, хотя не верил, что получится. Всегда хотел видеть рядом лучших специалистов. Повезло, что в момент предложения из Бреста Попадопулос как раз оказался свободен. Сейчас его рвут на части — из АПЛ, ПАОК, сборной Греции, Румынии, но Христос отвечает, что хочет работать со мной. Ценю это, считаю Пападопулоса гением в своей сфере.
— Ваш отец был известным агентом. Это больше помогает или мешает?
— Отношусь к этому, как к данности. Таких примеров много. Последний — Себастьян Хенесс, главный тренер «Хоффенхайма», у которого отец Дитер Хенесс и дядя Ули Хенесс — очень известные менеджеры в Германии. Конечно, это дополнительное давление и ожидание. По сравнению с Себастьяном мне гораздо проще — папа почти отошел от дел. Но у него большой опыт, всегда могу обратиться к нему за советом, если возникнет какой-то вопрос. В любом случае наши отношения сейчас только на уровне отца и сына, по работе никак не связаны. Даже больше с мамой, которая летала со мной на переговоры с «Кайратом» в качестве юриста. Плюс консультируюсь с профессиональными специалистами в тех вопросах, в которых мне это требуется. В общем, справляюсь и без отца.
— В России сейчас на 3-м и 4-м местах идут команды немецких тренеров — Доменико Тедеско и Сандро Шварца. Какого мнения о них?
— С Доменико мы хорошо знакомы — вместе работали в академии «Штутгарта». Когда он возглавлял «Шальке», периодически общались, но после перехода в «Спартак» немного утратили связь. Считаю Тедеско очень талантливым тренером — сильный мотиватор, глубоко погружается в тактические аспекты, живет футболом. Отношусь к Доменико с уважением, желаю ему успехов в «Спартаке». С Шварцем лично не знаком. Сандро — последователь стиля Клоппа, с которым играл и у которого тренировался в «Майнце».
— В этом году ни одна казахстанская команда не прошла в групповой этап еврокубков, проваливаются и российские клубы. Причины общие?
— Могу говорить только за свою команду. Мы вылетели от «Маккаби» из Хайфы. Крепкий соперник, который потом в гостях и «Ростов» обыграл. В Израиле столкнулись с тем качеством сопротивления, которое не видим в Казахстане. Считаю, футболисты в стрессовой ситуации допустили две ошибки именно по этой причине — привыкли немного к другому. Но в целом я доволен командой, мы показали очень хорошую игру, хотя результат и подкачал.
Что касается выступления российских клубов, то слежу, конечно, за РПЛ, когда позволяет время. Что бы ни говорили, уровень чемпионатов у вас и в Казахстане ниже европейских стандартов. Футбол должен быть динамичным, быстрым — это фундамент всего. Нельзя уступать в интенсивности, а для этого футболистам необходима физическая готовность. На уровне еврокубков ошибки не прощаются. И никто давно не играет индивидуально. Посмотрите на «Ливерпуль», «Лейпциг», «Зальцбург», «Аталанту» — только командные действия. К этому надо стремиться.