14 сентября 2016, 09:00

В президенты УЕФА метит словенец

Сегодня в Афинах на конгрессе УЕФА будет решаться, кто займет европейский футбольный трон, вынужденно оставленный Мишелем Платини. Претендентов два. Оба руководители национальных федераций: 68-летний голландец Михаэл ван Праг и 48-летний словенец Александер Чеферин, которого поддерживает РФС.

Фаворитом выглядит словенский адвокат, за которым закрепилась репутация продолжателя дела Платини и человека президента ФИФА Джанни Инфантино.

Формально кандидатуру Чеферина выдвинули Северные страны (Швеция, Норвегия, Дания и Финляндия), его поддержали Италия и бывшая Югославия (кроме Косова, но и это шесть голосов). Потом на московском региональном совещании с участием 13 стран ему ее обещали, помимо экс-югославов, Албания, Болгария, Греция, Кипр, Румыния и Турция. Плюс Россия. В последние дни о поддержке кандидатуры словенца объявили Франция, Германия, Португалия, Грузия, Армения. При 55 федерациях-членах УЕФА только перечисленных достаточно, чтобы получить большинство голосов!

За ван Прага – Англия, а также, понятно, Голландия с Бельгией. Логично предположить, что ту же позицию разделяют все британские ассоциации и Люксембург, как часть Бенилюкса.

Мишель ПЛАТИНИ. Фото REUTERS
Мишель ПЛАТИНИ. Фото REUTERS

ИСПАНСКИЙ САМООТВОД

Еще неделю назад официально претендентов было три, но 6 сентября 66-летний испанец Анхель Мария Вильяр, который исполнял обязанности главы УЕФА после отстранения Платини, свою кандидатуру снял. Согласно испанской газете As, он пришел к выводу, что не получит необходимой поддержки.

Так или иначе, при его временном руководстве складывалось впечатление безвластия, которым ведущие европейские клубы воспользовались, чтобы протащить очередную реформу еврокубков, закрепляющую за четырьмя первыми по рейтингу странами (на сегодняшний день Испания, Германия, Англия, Италия) по четыре твердых места в основном турнире Лиги чемпионов. Впрочем, может быть, еще не вечер. На прошлой неделе Ассоциация европейских профессиональных футбольных лиг (EPFL) назвала "недопустимой" реформу Лиги чемпионов, которая должна быть осуществлена с сезона-2018/19, и призвала будущего президента УЕФА пересмотреть вопрос о новом формате турнира.

Программы двух кандидатов в еврокубковом вопросе сходятся. Чеферин считает, что необходимо "защищать существующую модель видов спорта в Европе и сделать все, чтобы соревнования УЕФА никогда не стали закрытыми лигами или турнирами". Ван Праг полагает, что союз обязан всеми силами "противостоять угрозе клубов организовать Суперлигу". "Нужно помогать всем клубам, а не только небольшому числу счастливчиков", – подчеркивал в прошлом многолетний руководитель "Аякса" (1989-2003), который, можно не сомневаться, на своей шкуре прочувствовал, как богатые становятся богаче, а иные клубы, старательно растящие молодежь, превратились в обслуживающие их питомники.

Вместе с тем, строго говоря, Лигу чемпионов и не сделали пока закрытым сообществом вроде НХЛ и НБА. Речь лишь об очередной уступке топ-клубам.

В интервью, опубликованном в понедельник в Le Monde, ван Праг заявил: "Я посетил все страны Восточной Европы и знаю, каковы их нужды. Надо, чтобы большие (в футбольном отношении – Прим. А.П.) страны проявляли солидарность с малыми".

Голландец подчеркивает, что УЕФА, которому приходится вести переговоры с ЕС, требуется опытный руководитель, упирает на необходимость рачительного расходования средств в УЕФА, объявил о намерении создать за счет экономии фонд для развития инфраструктуры в "малых" странах. Он за прозрачность бухгалтерии (важно, мол, чтобы все видели, что скрывается за статьями "инвестиции" или "поездки), за внедрение видеотехники в судейство, за сохранение формата в 24 команды на европейских первенствах

Чеферин, впрочем, тоже не собирается затрагивать это наследие Платини, тем более, что широкий формат отвечает интересам "малых" стран, голосующих как "большие".

Михаэл ВАН ПРАГ. Фото AFP
Михаэл ВАН ПРАГ. Фото AFP

ВАН ПРАГ РЕЗКО ВЫСТУПАЛ ПРОТИВ БЛАТТЕРА

Так, в чем же отличия кандидатов, если не считать, что Чеферин значительно моложе и что он представляет "славянский мир" и Восточную Европу в политическом понимании этого сочетания, хотя Словения больше, чем какая-либо другая часть бывшей Югославии тяготела к Германии, Австрии и Италии? Может быть, есть скрытые нюансы?

Президент РФС Виталий Мутко, будучи в начале месяца в Санкт-Петербурге, разъяснил журналистам российскую позицию:

– Мы поддержим Александера Чеферина и призовем другие федерации голосовать за него. Это молодой, энергичный человек с блестящим образованием, адвокат, уже два срока он руководит Федерацией футбола Словении. Нам как раз нужен новый человек, который внесет новую струю в развитие УЕФА. Не хочу давать оценку другим кандидатам, но Михаэл ван Праг – один из тех людей, кто внес раскол в мировой футбол, ведь он выступал против Блаттера не по сути, а по форме. Мол, кто угодно, только не Блаттер. А мы не собираемся участвовать в подобных интригах.

Чеферин не оставался в долгу. В июне он выразил мнение, что Россия должна увеличить свое представительство в органах управления УЕФА.

Александер ЧЕФЕРИН. Фото REUTERS
Александер ЧЕФЕРИН. Фото REUTERS

СКАНДИНАВСКИЙ ТРАМПЛИН

В интервью LEquipe словенец рассказал, что в конце мая к нему обратились скандинавы: "Ты должен стать кандидатом. Мы разделяем твои взгляды. К тому же ты ни с севера, ни с юга, ни с запада, ни с востока". Я сомневался: смогу ли я, человек из Словении, весьма новом явлении в футболе?" Потом, узнав о поддержке скандинавов, позвонили итальянцы (глава федерации – Прим. А.П.). Для меня было важно, что первыми были эти страны. Если бы это были Балканы или Турция, сказали бы: "Ага, Восток против Запада".

– Между тем вы были инициатором созыва в Любляне январского совещания представителей бывших республик Югославии (Боснии, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии и Черногории), первого в послевоенное время.

– Да. И все были очень рады. Произошла своего рода встреча старых друзей. Сидели до четырех утра. Шесть стран – это уже шесть голосов.

Итак, начало было положено все-таки на Балканах? Хотя, собственно, почему бы и нет?

Как нет ничего противоречащего правилам игры, принятым в футбольной политике, в прочих контактах, которые привели к продвижению кандидатуры Чеферина.

Джанни ИНФАНТИНО. Фото AFP
Джанни ИНФАНТИНО. Фото AFP

ТОРГ УМЕСТЕН

Норвежский журнал Josimar опубликовал расследование, которое, как написал в твиттере ван Праг, его шокировало. Но было бы наивно полагать – а многоопытный голландец, конечно же, прекрасно знает "кухню", что вопросы в высших футбольных кругах решаются без интриг и закулисных переговоров.

Согласно статье в норвежском издании, в избрании Чеферина заинтересован президент ФИФА Джанни Инфантино. Одна из причин якобы состоит в том, что кандидат в президенты УЕФА – давний приятель своего соотечественника Томажа Весела, нового главы комитета по аудиту ФИФА. Посему норвежец Кьетиль Сием, правая рука Инфантино, провернул операцию по продвижению малоизвестного Чеферина.

Вопрос был решен в Милане, когда в конце мая там проходил финал Лиги чемпионов. По итогам своей встречи главы четырех скандинавских футбольных федераций выступили 3 июня с коммюнике в поддержку словенца. Правда, представители Исландии и Фарерских островов его не подписали, так как сочли неправильным принимать чью-либо сторону до окончания срока выдвижения кандидатур и ознакомления с программами других претендентов. Швеция, однако, торопила события, потому что в обмен якобы выбила предоставление Скандинавии Euro-2024 или 2028, а также пост вице-президента УЕФА для главы национальной федерации Карл-Эрика Нильссона.

Спустя пять дней после выхода в свет коммюнике состоялось региональное совещание в Москве, где Чеферина также поддержали. При этом, как отмечает Josimar со ссылкой на источник в ФИФА, для Международной футбольной федерации было важно, чтобы инициатива исходила не от России, а от Северных стран с их демократичной репутацией.

Издание приплело и особые позиции "Газпрома" в Словении, и тот факт, что Чеферин возглавляет созданную его отцом юридическую фирму, которая сотрудничает с Россией. Все это Чеферин прокомментировал так: "Некоторым трудно поверить в то, что словенец – независимая фигура. Я не чья-то марионетка. Ван Праг занимается выдумками, чтобы очернить мою избирательную кампанию".

Инсинуации или нет, все это уже в принципе история. Теперь выборы. И если победит представитель бывшей Югославии, устраивающий Россию и всю Восточную Европу, мы будем это только приветствовать.

1