Лига чемпионов. Статьи

9 апреля 2010, 03:25

Школа злословия

СВОЯ КОЛОНКА

Когда смотришь на игру и голы Лионеля Месси, хочется не анализировать и оценивать, а визжать от восторга. Будучи взрослым, обремененным заботами человеком, ты в эти моменты становишься ребенком, забывшим обо всем на свете. А в какой-то момент ловишь себя на мысли, что его изящный покер в матче с "Арсеналом" в четвертьфинале Лиги чемпионов воспринимаешь как нечто само собой разумеющееся.

Глядя на эту магию, невозможно поверить, что в двух матчах группового турнира Лиги против "Рубина" Месси не забил ни одного гола и, более того, был наглухо прикрыт. А великая "Барса" взяла в двух этих поединках очко. Конечно, группа - не плей-офф, и в ней Лео и Ко могли позволить себе послабление. Произойди эта встреча на другой стадии, каталонцы наверняка включили бы полные, сметающие все и вся обороты. Но быть хоть где-то (причем не на условном Кубке РЖД, а в Лиге чемпионов) равнее "Барселоне", да и "Интер" на своем поле полтора часа гонять - от этих воспоминаний, глядя на то, что происходит сейчас, испытываешь к выступлению команды Курбана Бердыева еще большее уважение. Жеребьевка свела двух рубиновских "одногруппников" в полуфинале турнира - но у меня мало сомнений, что это досрочный финал. И набрать пять очков в противоборстве с двумя такими монстрами дорогого стоит.

О выходе ЦСКА в четвертьфинал Лиги уже и не говорю. Армейцы Леонида Слуцкого подарили нам праздник, которого мы ждали почти полтора десятилетия и о котором еще прошлой осенью никто и не мечтал. 20 очков, которые они на двоих с "Рубином" набрали в нынешней Лиге, - лучший показатель за сезон в истории российского участия в этом турнире. И произошло это в момент, когда объективно этому не способствовало ничто!

А потому я оторопел от ряда комментариев, авторы которых бьют наотмашь армейцев за неспособность на равных противостоять "Интеру". Какие мы сразу стали бескомпромиссные: протяни нам палец - всю руку отхватим. Забудем о "Севилье", сразу из нашей памяти выпадет, что ЦСКА с Жирковым, Вагнером и т.д. никогда прежде из группы в Лиге не выходил. Да и шикарная победа "Интера" над "Челси" в предыдущем раунде - информация лишняя. Зачем нам все это знать?

Рассматривать матч вне контекста, игнорируя его обстоятельства, - на мой взгляд, свидетельство дилетантского подхода к футболу. Мол, нас 11 и их 11 - а значит, шансы равны. Имена, составы, травмы, дисквалификации - все это, по логике псевдомаксималистов, не имеет значения. Выйти и разорвать - и все тут!

Так не бывает, господа. При стечении обстоятельств, в которое попал ЦСКА в Лужниках (дисквалификация Красича, быстрый гол "Интера", травма Василия Березуцкого, удаление Одиа), куда более велика была вероятность, что красно-синие рухнут. Вы видели, как беспомощен был "МЮ", оказавшись в меньшинстве против "Баварии"? А ведь это - "Манчестер", суперклуб. ЦСКА между тем не рухнул. Да, выше головы не прыгнул - но и не осрамился.

Многие годы мы смотрели на четвертьфинал Лиги чемпионов, как в космос. И теперь вместо того, чтобы поклониться в ножки далеко не богатой по евромеркам команде, которая привезла этот четвертьфинал в Россию и забралась выше "Реала", "Челси", "Ливерпуля", "Милана" и "Ювентуса", у нас находится немало персонажей, самоутверждающихся за ее счет.

Это - не максимализм. Это - наша национальная ущербная школа злословия. Смысл которой не в том, чтобы в следующий раз было лучше, а чтобы опустить тех, кто куда-либо - но не до самой вершины - поднялся. И заставить людей, выжавших максимум из минимума, думать: отчего такая неблагодарность?

В Англии три года подряд до полуфинала Лиги добирались по три клуба, а теперь - ноль, а потому понятны резкие высказывания британских журналистов о родных им командах. Но напрочь отрываться от реалий и бичевать игру ЦСКА против "Интера" - это все равно что требовать от "АвтоВАЗа" выиграть Кубок конструкторов в "Формуле-1". И не надо сравнивать армейцев с героической "Баварией". У нас и близко нет Рибери и Роббена, у нас не сидит в глухом запасе Тимощук, а Олич уезжает из ЦСКА в Германию, а не наоборот.

...Удивительную сцену довелось наблюдать в матче "МЮ" - "Бавария". Когда ван Гал менял Олича, тот по дороге на скамейку обнимал своих партнеров - и вдруг обнял соперника. Неманью Видича. Познакомил и сблизил их чемпионат России. Не пройди они через наше первенство и наши клубы - и, может быть, не поднялись бы на нынешние высоты.

Так что давайте не унижать себя, особенно когда мы этого не заслуживаем.

Игорь РАБИНЕР

 

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ
1/4 финала. Ответные матчи
"МЮ" - "БАВАРИЯ" - 3:2, "БОРДО" - "ЛИОН" - 1:0

АРТИСТ, БОЕЦ И ДВА ПРАГМАТИКА

Полуфиналы Лиги чемпионов без английских клубов. Звучит как нонсенс. Ведь три года подряд на этой стадии турнир преображался в соревнование команд с туманного Альбиона с привлечением лишь одного зарубежного участника, пусть "Милану" с "Барселоной" и удавалось пересилить британское трио.

Можно ли делать на основании этого фиаско какие-либо выводы об увядании английской премьер-лиги? Конечно же, нет. Раз на раз не приходится. Хотя, скажем, "Манчестер Юнайтед", самый надежный английский оплот последних лет, все-таки испытывает эффект смены поколений. Отдельным игрокам в ключевых моментах не хватило как собранности, которой пользовался, подстерегая моменты, Олич, ох как пригодившийся бы ЦСКА, так и опыта, если вспомнить невыдержанность Рафаэла да Силвы, поддавшегося на провокацию Рибери.

Мюнхенцы, конечно, молодцы. Не всякая команда сумеет не опустить рук, проигрывая к 41-й минуте три мяча. Силу духа "Бавария" продемонстрировала незаурядную, хотя говорить про знаменитый немецкий характер, если полкоманды составляют легионеры и все четыре гола в двух встречах с "дьяволами" соорудили как раз они, можно весьма условно.

Футбольные эстеты многого ждали от дуэли "Барселоны" и "Арсенала", самых "играющих" клубов Европы. Но борьбы, по сути, не получилось. Слишком уж весомы оказались людские потери "канониров" (Фабрегас, Аршавин, Галлас, ван Перси), слишком уж бесподобен был Месси. Его игра на "Ноу Камп" - второе знаменательное событие четвертьфиналов розыгрыша-2009/2010 после дружного пролета английских представителей.

Пресса удостоила аргентинца всевозможных превосходных эпитетов, произведя даже в инопланетянина. Если же кратко, в мировом футболе снова есть гений, который на новом витке развития игры соединяет в себе лучшие качества многих предшественников. Человек-оркестр, плеймейкер, который забивает много голов. Причем на любой вкус. Во втором матче с "Арсеналом" он продемонстрировал и великолепный удар с 20 метров, и технический изыск при выходе один на один с вратарем, и индивидуальный дриблинг. Только что головой не забил.

Имея Месси в своих рядах, "Барселона" выглядит очевидным фаворитом состязаний. Но теперь ее поджидает "Интер", и это, пожалуй, худший для каталонского клуба вариант из трех возможных. На Euro-2008 сборная Испании со многими барселонцами в составе шла уверенным победным маршем, но в четвертьфинале наткнулась на Италию и одолела ее только в серии 11-метровых.

Напомню, что "Барселона" и "Интер" соперничали и в группе, в которой им компанию составляли "Рубин" и киевское "Динамо". Жизнь подтвердила: это и впрямь была "группа смерти". В Милане теперешние полуфиналисты завершили матч нулевой ничьей при том, что мячом намного больше владели гости, в Барселоне хозяева взяли верх - 2:0. Но то был круговой турнир, в котором у расчетливого "Интера" имелся запасной выход - надо было победить в концовке на своем поле "Рубин", что он и сделал.

После вторничного матча в Лужниках, делясь впечатлениями об игре с одной радиостанцией, я с ходу выпалил, что "Интер" подобен удаву: проглотил добычу и потом ее переваривает. Собственно, после гола на 6-й минуте надежды на благополучный для армейцев исход борьбы стали совсем уж призрачными. Миланский клуб пропускал в этом сезоне три гола, но оба раза побеждал - "Сиену" (4:3) и "Палермо" (5:3). Причем во втором случае он вел к перерыву в четыре мяча и, очевидно, почивал на лаврах. Так же, как, вероятно, "МЮ" в матче с "Баварией".

По-итальянски прошел в полуфинал и "Лион", хотя в отличие от "Интера" ему пришлось поволноваться. Если первая игра между двумя французскими клубами поразила удалью при "беззащитности" "Бордо", то во втором поединке семикратный чемпион Франции устроил закрытый футбол, которым Клод Пюэль "баловал" публику еще в "Лилле" времен Одемвингие. Свистать всех назад и задраить все щели! Теперь французская пресса превозносит вратаря "Лиона" Ллориса, отразившего на 87-й минуте удар головой с близкого расстояния Вендела, однако то был единственный момент, в котором голкипер, действительно, выручил. Других случаев ему в среду и не представлялось. Другое дело, что неделей раньше он во многом предопределил победу "Лиона", который впервые преодолел четвертьфинальный рубеж в Лиге чемпионов.

"Бавария", безусловно, на европейской сцене знатнее. Но у обоих клубов в 2010 году наблюдается положительная динамика. Во Франции даже хотели, чтобы в случае победы "Баварии" ее соперником стал "Лион", а не "Бордо", дважды победивший мюнхенский клуб в группе. Мол, снова номер не пройдет.

Это наводит на еще один вывод по итогам четвертьфиналов: в Лиге никогда не рекомендуется расслабляться, но финиш особенно важен. В десяти матчах "Бордо" одержал восемь побед и потерпел лишь одно поражение, которое стало роковым, а "Бавария", "Лион" и "Интер" в групповых турнирах финишировали вторыми. И кто-то из них в конце месяца улыбнется уже выходу в финал.

В полуфиналах 20/21 апреля и 27/28 апреля встретятся "Бавария" - "Лион" и "Интер" - "Барселона".

Александр ПРОСВЕТОВ

 

26
  • Василий Теркин

    Александ Копосов Полностью поддерживаю Ваши слова! Ни отнять ни прибавить более нечего!!! Здорово сказано!!!

    10.04.2010

  • l_ivanov

    В принципе ЦСКА (болею за них с 1972 г., и в первой лиге СССР болел) "всего- то" 5-я команда России по итогам 2009 г. А "пятой команде" России не слабо выйти в четвертьфинал Лиги Чемпионов.

    10.04.2010

  • l_ivanov

    Да смысл то в том, что для российских клубов выход в п-о Лиги чемпионов уже невероятное достижение. Так надо поддерживать эти успехи, а не говорить какой был легкий жребий. А "Сент-патрикс", проигрыш Зенита в Лиге Европы каким-то то португальцам. Динамо Москва болгарам. Так, что это и должна быть наша учесть.

    10.04.2010

  • Iron Rat.

    Цска - молодцы.

    10.04.2010

  • mostovoj

    толковая статья, всё по полочкам разложенно! респект Рабинеру!

    09.04.2010

  • Skos

    При всем уважении, но интер и сборная италии 2 РАЗНЫЕ команды. Приведи автор в пример ЮВЕНТУС, где играет не один игрок сборной, то понял бы еще.

    09.04.2010

  • timoxa234

    Просветов, видимо, не смотрел матч Катания-Интер, где миланцы также пропустили 3 мяча, забив один.

    09.04.2010

  • OLDKNIGHT

    Кузнецов Роман видимо был ещё младенцем,когда Спартак "бился"за выход в финал Кубка Чемпионов,а детям свойственно мечтательное преувеличение.Я был на домашнем матче с Марселем.Шансов у "Бойцов" в тот день было не больше,чем у нашей команды по кёрлингу на ОИ.Уоддл,Папен,Боли и компания размазали потенциальных "финалистов".Да и за выход в тот полуфинал болельщики должны поставить памятник Станиславу Черчесову за серию пенальти и обдолбаному Диего Марадоне

    09.04.2010

  • lokomos

    Игорь, пишете вы конечно красиво, порой даже пафосно, но не всегда, к сожалению, по существу - многие факты притянуты за уши. ЦСКА якобы "оказался выше "Реала", "Челси", "Ливерпуля", "Милана" и "Ювентуса" - но обыграл хоть одну из перечисленных команд? Скажите честно, вы правда думаете, что цска был бы в состоянии обыграть кого-то из них в плей-офф Лиги? Безусловно, шансы на это были бы, но это из разряда "щанс есть всегда". Или вы реально считаете, что цска вынес в одну калитку "Севилью", которая сейчас объективно не в лучшем состоянии? По-моему все, кто так говорят, мягко говоря лукавят. В кои-то веки цска повезло с группой, в отличие от "Рубина", а в первом раунде плей-офф достался наиболее проходимый соперник из первой корзины. Никто не собирается принижать достижения красно-синего клуба, но давайте все же быть более объективными и реалистичными в оценки их и наших достижений в целом! Вам этого, Игорь, частенько не хватает. Иногда красота слова для некоторых авторов превыше всего.

    09.04.2010

  • Roman13

    А еще полностью поддерживаю мнение Pourqoui. ЦСКА безусловно добился хорошего результата, но это не подвиг. А играть в турнирах надо с желанием выиграть его, а не добиться локального успеха. Лет через 5 никто уже не будет писаться от счастья об этом успехе, как забыли уже, что в свое время Спартак в 1/2 Кубка Европейских Чемпионов бился за выход в финал, а не стоял всей командой в своей штрафной ( лишь бы не пропустить ).

    09.04.2010

  • Roman13

    "Вы видели, как беспомощен был "МЮ", оказавшись в меньшинстве против "Баварии". "ЦСКА между тем не рухнул." Так Баварии нужно было забивать, а Интер сам не играл ( им 0:1 хватало ) и ЦСКА не давал!

    09.04.2010

  • giperforg

    непонимаю как тут вообще комменты писать??

    09.04.2010

  • giperforg

    "Рассматривать матч вне контекста, игнорируя его обстоятельства, - на мой взгляд, свидетельство дилетантского подхода к футболу. Мол, нас 11 и их 11 - а значит, шансы равны. Имена, составы, травмы, дисквалификации - все это, по логике псевдомаксималистов, не имеет значения. Выйти и разорвать - и все тут! " вот это бред ,тогда уж можно было и на поле получается не выходить раз уж у них "имена" играют? А по поводу цска то тактика в гостях была не очень понятна.А дома отлино сыграли ,игра смотрелась.И это нашим надо взять на будущее,а то обычно когда они думают о том что надо 3 гола забивать то и не играют уже. Ну и еще один нюанс из за которого нашим клубам вряд ли когда то удастся хотя бы стабильно выходить из групп-это лимит на легионеров.Кто бы что не говорил в его защиту-взгляните на первую 10ку стран в рейтинге,хоть в одной есть лимит??так что это полный бред.С таким подходом если когдато и выйграют лч то только на чуде и везении и потом снова будут лет 40 барахтатся в группах.

    09.04.2010

  • Celtic_Vlad

    "Миланский клуб пропускал в этом сезоне три гола, но оба раза побеждал - "Сиену" (4:3) и "Палермо" (5:3)" "Катанья" проигрывая 0:1 смогла выиграть у "Интера" 3:1

    09.04.2010

  • Сендехеев

    Все вроде в точку,все хорошо и правильно. Да вот только такие люди все равно никогда не изменятся и будут продолжать гнобить тех людей,кто добился хоть какого-нибудь успеха. Пример - комментарии о Е.Плющенко после Ванкувера

    09.04.2010

  • ysensor

    Вот что я успел написать 2 минуты назад: "Читаю и удивляюсь. Умная статья - умные комментарии. Жаль, что это вовсе не обязательный признак каждой статьи...". Теперь вижу, что явно поторопился... В действительности, ЦСКА неплохо играл и ему вполне было бы что противопоставить Интеру будь у него 2-3 нападающих уровня команды соперника. Но беда в том, что их наш чемпионат не устраивает, а звезд выращивать у себя пока не получается. И еще, господа, если внимательно прочитать статью, то несложно догадаться, что фразы "а не пойти б тебе" не красят взрослых людей, а скорее говорят об отсутствии этой самой зрелости...

    09.04.2010

  • international

    Pourqoui: А не пойти б тебе? Может тебе пофигу, в 1/4 наша команда или в группу не пробилась. Может быть, ты думаешь, что ЛЧ - это турнир дворовых команд? Помню, такие же разговоры ходили в 2005, когда ЦСКА выиграл КУЕФА - дескать, лёгкие соперники - особенно спартачи постаралиь. Я болельщик Зенита, но прекрасно понимаю, что то что сделал ЦСКА - это несомненное достижение, которое . возможно не светит нашим клубам ещё 15 лет.

    09.04.2010

  • international

    Статья хорошая, но Рабинер - это демон. To Newland: Объективно? Ой ли... Что-то не заметно этого по отношению к Зениту и иногда к некоторым москвским командам (исключая, естественно Спартак). Читай СЭ за последние годы - увидишь

    09.04.2010

  • Георгий Георгиевич

    Игорь Рабинер - отличная статья!!!

    09.04.2010

  • Pourqoui

    Про злословие - полная ерунда. Что ж, Рабинер, хотите с учетом контекста - давайте. Вот вы сказали: ЦСКА забрался выше Реала, Челси, Ливерпуля. А теперь учтем контекст и обнаружим, что это "выше" абсолютно условно и необъективно. ЦСКА оказался выше по той причине, что он не играл ни с Челси, ни с Реалом, ни с Ливерпулем. А вместо этого - с Вольфсбургом и Севильей, которые на момент игр с ЦСКА были на самой глубине своего кризиса, так что вскоре им пришлось даже менять тренеров. Так вот, наших "максималистов" раздражают не успехи (а это стандартная отговорка "защитников" - зависть, мол), а шум и пафос, поднятый вокруг этого "успеха". Какие разговоры начались: да это исторический успех, это свидетельство развития нашего футбола, да ЦСКА теперь планирует победить в ЛЧ. Вот что раздражило людей: неадекватное самомнение. А вовсе не неспособность разгромить Интер. Кстати, именно это самомнение и не пустило их (футболистов) и вас (журналистов) на ЧМ-2010.

    09.04.2010

  • lyam

    Надо гордиться своими спортсменами,если они бьются до конца,пусть и не побеждая.

    09.04.2010

  • newland

    Да в "Спорт-Экспрессе" все ребята-отличные журналисты и адекватные люди(за некоторым исключением),несущие сплошной позитив. Но Игорь ещё хорош тем,что являясь с детства ярым "спартаковцем",всегда объективно и с симпатией относится к другим отечественным командам,делая нас немного чище и терпимее друг к другу.Спасибо ему огромное за это!

    09.04.2010

  • AndreySt

    +

    09.04.2010

  • akaZero

    Про наших "максималистов" прям в точку.

    09.04.2010

  • zaivads

    Да уж, не господин Ларин

    09.04.2010

  • Almetov

    Игорь РАБИНЕР, мне очень нравятся твои статьи. Интересные мысли, стилистические ходы, приемы и язык. Спасибо. Журналист с большой буквы.

    09.04.2010