4 декабря 2010, 00:14
Знаменитый дирижер, художественный руководитель Мариинского театра после известия о том, что ЧМ-2018 пройдет в России, даже не пытался сдержать эмоций. Валерий Гергиев, друг тезки Газзаева и Фабио Капелло, живет в невероятно напряженном графике, с головокружительной скоростью перемещаясь по земному шару, - и едва успел на презентацию заявки России. О чем, как вы понимаете, абсолютно не пожалел.
- Правда ли, что в Швейцарию вы добирались издалека?
- Да, накануне дирижировал на крупном концерте в "Сантори Холл" в Токио - главном зале Японии. Это была моя профессиональная обязанность, которой не мог пренебречь. А сразу после концерта все мои мысли были только о том, как пройдет голосование. 11 с половиной часов летел в заснеженный Париж, а потом - в Цюрих! В итоге добирался 15 с половиной - 16 часов.
- Но стоило ли предпринимать такие усилия, тратить здоровье? В конце концов, разве не обошлась бы российская делегация теми же Аршавиным и Исинбаевой - тем более что в самой презентации вы, как и Анна Нетребко, непосредственного участия не приняли?
- Стоило. Потому что я вспоминал свое детство. 30-35 лет назад, живя в Орджоникидзе, ныне Владикавказе, я был ярым болельщиком "Алании", в ту пору - "Спартака". В 15-16 лет с друзьями творили невероятные вещи. Билетов у нас не было, и мы забирались на высоченные столбы, откуда и смотрели матчи. Это было полнейшее безрассудство, которое могло нам стоить здоровья, если не жизни. Так что страсть к футболу у меня не бюргерская, недавно приобретенная, а давняя, детская. Чемпионат мира в нашей стране казался мечтой - и хотелось сделать все от меня зависящее, чтобы эту мечту чуть-чуть приблизить.
Помню, как два с половиной года назад сидел на финале чемпионата Европы в Вене рядом с королем Испании и великим певцом Пласидо Доминго. Король, кстати, извинялся передо мной за выигрыш его сборной у нашей в полуфинале. Представляете, через восемь лет такие же люди приедут и к нам!
Что же касается того, что не выступал на презентации сам... Мы с Анной Юрьевной просто радовались. И верили. Нам надо подтверждать свою состоятельность не выходами на сцену, даже когда принимаются такие серьезные решения. У нас другая профессия. Но быть в стороне - это не в моей натуре. И Анна тоже считает себя не просто россиянкой и воспитанницей огромной традиции Мариинского театра. Она горячо переживает - как в случае с Олимпиадой в Сочи, послами которой мы были, и сейчас. А также Наташа Водянова. Это - естественно.
- О чем думали во время полета из Токио?
- Беспокоился. Конечно, в Англии инфраструктура великолепная, я часто бываю там на стадионах, "Челси" смотрел с трибуны не два и не три раза. Знаю их преимущества. Но это не значит, что они навсегда отданы той или иной стране. И тем более смешно говорить, люблю ли я испанский футбол. Но когда речь о твоей стране - все отступает на второй план. И я не боюсь, что мне кто-то скажет: как же ты, главный дирижер Лондонского оркестра, болел за Россию-2018? Разумеется, болел. И не только болел, но и действовал.
- Слышал, что вы дружите с членом исполкома ФИФА из США Чаком Блэйзером. Проводили с ним и его коллегами разъяснительную работу?
- Не только с ним. Впрочем, не важно, кто и с кем говорил. Важно, что мы представляем свою страну каждый день. И то, что Анна Нетребко оказалась здесь после изнурительного путешествия, и то, что я летел столько времени, - в этом ничего удивительного нет. Конечно, было бы смешно, если бы мы сейчас все приписывали себе. Это плод коллективного труда. А с другой стороны, важнейшую роль сыграло колоссальное внимание и очень серьезная концентрация усилий, в том числе и руководства страны, для реализации этого уникального и неповторимого шанса. Если бы не сейчас, то ни в 2022-м, ни, наверное, в 2026-м году этого не случилось бы.
- Как оцениваете презентацию заявки России?
- Как искреннюю и взволнованную. И напряженную. Было бы гораздо хуже, если бы цинично перечислялись цифры. Сколько миллиардов будет выделено, что будет сделано по команде сверху... Не хочет спортивная мировая элита, вообще мировое сообщество, слышать подобные заявления: мол, у нас денег больше, чем у вас. Может, у Катара их еще больше, правда ведь? Поэтому речь и шла о другом. О воображении, о богатстве идей, о взволнованности. Словом, о каком-то сердечном посыле. Мне кажется, мы действительно очень нуждаемся в таком явлении, как чемпионат мира. Уверен, опыт Сочи поможет нам лучше подготовить страну к 2018 году.
- Не беспокоило ли вас то, что Владимир Путин решил не прилетать на голосование?
- Нет. Меня в принципе не беспокоит то, что Владимир Владимирович решает делать, потому что он, как правило, очень здорово взвешивает свои поступки. Было такое количество негативного и ненужного шума по поводу решений, принимаемых или когда-то принятых членами исполкома ФИФА! И Путин, как человек осторожный и внимательный, политик с огромным опытом, понял, что это, может быть, станет каким-то дополнительным раздражителем. Не только для тех, кто принимает решения, но и для мировой прессы. Она иногда ищет поводы, которых даже и нет, чтобы всколыхнуть мировое общественное мнение.
- Вылет Англии на первом этапе вас удивляет?
- Англия - великая мировая футбольная держава. Англия - страна, может быть, лучше других готовая к проведению чемпионата мира прямо сейчас. С другой стороны, мое поколение помнит первенство мира с финалом на "Уэмбли" в 1966 году. Это было не в такие уж незапамятные времена. Хотя в Мексике вообще раз в 20 лет проходил чемпионат мира. Но мне кажется, что сегодня англичане, возможно, недооценили, что широкая общественность больше обеспокоена не тем, примет ли такой турнир мировая столица - Лондон, Нью-Йорк или Париж. А обеспокоена она общим балансом в мире, где живет несколько миллиардов мусульман, да и вообще людей, на сегодня являющихся мощной реальной силой. Прежде всего, говорю о представителях азиатского континента. Ну и Россия - целый континент. Не зря сегодня после оглашения результатов голосования Блаттер произнес именно эти слова.
Игорь РАБИНЕР
Цюрих
Маразм Эт Нормально
Калининград не выкинут никак. Это лишняя возможность именно для нас облегчить визовый режим с Европой. А на Урале максимум один стадион оставят.
05.12.2010
phales
Екатеринбург наверное выкинут,а Калининград оставят-уж больно хорошо европейцам через Прибалтику проезжать.ЕС-зона ведь.Тогда как до нас(Урала)ехать от Москвы около 3-х суток.
05.12.2010
ChelseaMan
Кому нужен твой ссаный воронеж? В Калининграл кула удобней приехать туристам и город лучше намного
05.12.2010
Voronezh
Предлагаю 16 стадионов:1)Москва(Лужники)2)Москва(Спартак)3)Санкт-Петербург 4)Ярославль 5)Нижний Новгород 6)Казань 7)Пермь 8)Екатеринбург 9)Саранск 10)Самара 11)Саратов 12)Воронеж 13)Волгоград 14)Ростов-на-Дону 15)Краснодар 16)Сочи т.е. вместо 2х московских(многовато для столицы 4 стадика), Калининграда(за границей с Латвией или Литвой,неудобно)Воронеж, Пермь и Саратов: Большие города с хорошими футбольными традициями и хорошей посещаемостью матчей будь в Воронеже Прем-лига по 30 тыс. ходило бы в Саратове чуть меньше.
04.12.2010