Ровно двадцать лет назад ЦСКА в ответном матче 2-го квалификационного раунда Лиги чемпионов переиграл в гостях со счетом 3:2 действовавшего победителя турнира "Барселону". Экс-наставник армейцев Геннадий Костылев поделился с "СЭ Интернет" воспоминаниями о той встрече.
- Хорошо помню тот матч. Не часто такое случается. Всю жизнь буду помнить его.
- Часто ли пересматривали матч с "Барселоной"?
- Нет, не пересматривал. Я к своему несчастью, на радостях подарил кассету с записью той игры одному болельщику-генералу. А позже все руководство в клубе сменилось, я кинулся переписать эту игру себе, а оказалось, что ни у кого нет записи. Но, правда, потом мне все-таки записали эту игру. Но все равно до сих пор не видел матч с "Барселоной" в записи. Жаль, что качество у нее не лучшее.
- Верили перед вылетом в Испанию, что сможете добиться там удачного результата?
- Мы в марте того года были на сборе в Испании и там смотрели матч киевского "Динамо" как раз с "Барселоной". Это было еще до того, как каталонцы взяли трофей. Кажется, это была последняя игра на групповом этапе. И каталонцы загнали киевлян на свою половину и отгрузили им три мяча. Смотрю на ребят, они погрустнели. Говорю им: не обращайте внимания, это же Киев, а попадется "Барселона" нам, так мы ей покажем кузькину мать (смеется).
Так вот. А когда начался следующий розыгрыш Лиги чемпионов, нам в первом отборочном раунде достался победитель чемпионата Исландии "Викингур". Наша команда оба матча выиграла. А в день жеребьевки следующего раунда у нас была тренировка. Я приезжаю на базу, и меня ребята встречают и спрашивают: знаете, кто нам достался? Я им говорю: а какая нам разница? Они мне, мол, "Барселона". Я им отвечаю: "Барселона", значит, "Барселона". Будем ее обыгрывать. Мы же трепаться не любим (смеется). Посмеялись с ребятами. Первый же матч в Москве вселил в меня оптимизм. Не по счету, а по игре. Мы неплохо комбинировали и держали мяч на фоне такого именитого соперника.
Уже после игры объяснял своим футболистам, что не бывает команд, которые не проигрывают.
- Как настраивали команду? Может что-то оригинальное придумали…
- Прилетели в Испанию. Еще раз посмотрели записи игр соперника. Изучили стереотипные ходы команды Кройфа. Внушал игрокам, что не стоит зажиматься, потому что если проиграем, то никто и никогда нас не осудит. На установке просил стараться контролировать мяч. Если честно, неприятно говорить это, потому что подумаете, что хвалюсь. Однако мы уже тогда очень хорошо держали мяч. Команда у ЦСКА была молодая, но сыгранная. Шесть человек было из моей молодежной сборной, которая становилась чемпионом Европы. Остальных тоже подтянули. Время для этого у меня было - к тому моменту я уже почти год работал с ними. Поэтому говорил команде, что после отбора мяча не стоит сломя голову нестись в атаку. Надо придержать мяч и позиционно атаковать. Тем более на таком широком поле…
В итоге соперник резво начал игру. Уже через полчаса он вел 2:0. Но наш гол на 44-й минуте перевернул ход матча. Я заметил, что после этого игроки "Барселоны" поплыли, стали больше ошибаться. В раздевалке еще раз объяснил своим футболистам, что на поле им противостоят точно такие же люди. Просто более раскрученные благодаря газетам и журналам. Поэтому необходимо добавить. Силы на это были. Во втором тайме с трибун постоянно свистели ЦСКА, потому что каталонские болельщики не привыкли видеть, что их команда бегает без мяча. А мы в этот момент поймали кураж – забили, потом еще раз. Самое интересное, что и после третьего гола у нас было два вернейших момента, но не повезло. Так что в тот вечер могли вообще довести счет до неприличного и учинить разгром на "Ноу Камп". Очень поэтому поводу переживал Сергеев. Олег вышел к воротам, переиграл Субисаретту и бил практические пустые ворота, но голкипер чудом успел спасти ворота, находясь уже на газоне.
Причем, победа эта не была случайной. У нас к тому времени была уже хорошая игра. Команда вошла в сезон. Незадолго до "Барселоны" мы в чемпионате России здорово потрепали "Спартак", который тогда был вне конкуренции. Тогда у ЦСКА была веселая игра с хорошим контролем мяча. Единственное, что было плохо – это нестабильность, потому что в команде было очень много молодых ребят. Но и это не помешало прижать "Барселону". Она не могла забрать мяч у нас. ЦСКА тогда состоял из простых доморощенных советских ребят.
Жаль, что не дали нормально работать. Только мы победили, сразу четыре заявки на наших молодых игроков. Я начал ругаться с тогдашним руководством ЦСКА. Доказывал, что нельзя поострить команду, которая постоянно продает футболистов. Перед сезоном итак продали 10 человек основного состава, а тут еще четверых! Я в ту команду привел молодых Хохлова, Радимова, Шукова. Они были еще совсем мальчишками, но уже тогда видел их задатки, поэтому и привлекал к работе с основой. Если бы сейчас таких ребят привел, то стал бы миллионером (смеется).
- О чем подумали, когда Бегиристайн на 31-й минуте сделал счет 0:2?
- Какой-то паники не было. Не было и мыслей, что мы попали под каток. "Барселона" была такой командой, что и сама играла, и другим давала. Она и сейчас такая же. Просто, на мой взгляд, сейчас "Барса" прибавила в плане отбора мяча. Из-за этого у той команды и были проблемы с ЦСКА. Соперники не успевали отобрать мяч, поэтому начали между собой ругаться. Бегать им много пришлось…
- Какой гол вашей команды стал переломным в этой игре?
- Мяч Бушмана, конечно. Как только он забил, команда тут же почувствовала уверенность.
- Когда на 61-й минуте встречи Карсаков вывел команду вперед, верили в то, что сможете зацепиться за необходимый результат?
- Больше того! Я поверил в то, что "Барселона" ничего с нами не сделает, когда Машкарин счет сделал 2:2. Уже тогда был уверен, что добьемся результата. Конечно, нельзя сказать, что был убежден в победе, но сидел уже спокойно.
- Кто, на ваш взгляд, был самым опасным игроком той команды? Может против кого-то играли персонально…
- Датчанин Лаудруп. У меня журналисты на предматчевой пресс-конференции поинтересовались, кого бы я взял из команды Кройфа к себе в ЦСКА. Я им сказал, что хотел бы видеть в команде Гвардьолу и Лаудрупа. Они удивились и спросили про Стоичкова. Я без раздумий ответил, что обойдемся без него.
- Тяжело было настраивать команду на игры чемпионата России после поединка на "Ноу Камп"? Машкарин сказал, что команда немного непрофессионально оценила.
- Я бы это по-другому назвал. Звездности какой-то не было, просто из-за отсутствия опыта команда поплыла. Они после этого отправились в сборную. А силы, они же, небезграничные. Вот они и поплыли. В следующих матчах стали меньше двигаться, потому что элементарно подсели. У меня девять человек забирали в сборную! Так же нельзя! У меня команды попросту не было.
- ЦСКА неудачно выступил на групповом этапе. Не считаете ли, что победа над действующим победителем турнира сыграла не лучшую роль с командой в основной сетке турнира?
- Главная причина неудачи – это то, что мы домашние матчи играли в Германии. Вот сейчас какую-нибудь нашу команду отправить играть за пределы России, она наберет очки? Я в этом сомневаюсь. Вот и у нас все матчи получились на выезде, посему и заняли последнее место в группе. Плюс напомню, что команда была молодой и неопытной. Просто она оказалась не готова играть на таком уровне. Да и с составом были определенные проблемы. Почти все встречи мы провели одним составом, потому что некем было усилить игру.
До сих пор обидно вспоминать, то как клубное руководство отреагировало на мою просьбу о покупке новых футболистов. Нам надо было покупать, а они мне твердили о продаже. А ведь и деньги на новых игроков были… Мне в тот момент требовалось всего три игрока, учитывая, что десятерых мы продали.
Еще один факт, о котором нельзя ни сказать. Это отношение клубного руководство. Представьте, когда проходило составление календаря и решался вопрос, где нам проводить матчи в Лиге чемпионов, представитель нашего клуба даже билет в Швейцарию не взял. Это же непрофессионально! Сейчас ведь такого и представить нельзя, а тогда такое случилось. Я после подошел к этому человеку (фамилию называть не стану) и сказал, что думаю. Спросил: разве возможно такое представить в нормальном клубе?! В нынешнее время его просто выгнали из клуба! Вот такие были руководители тогда…
- Как команда восприняла тот факт, что эту игру в России не транслировали на телевидении?
- Да спокойной. Они же не думали, что победят в Испании. А вот после финального свистка, конечно, им стало обидно.
- С кем-то из той команды поддерживаете отношения сейчас?
- Со многими. Когда видимся, общаемся. С днями рождения, конечно, не поздравляем друг друга, но при встрече всегда тепло общаемся. Вот и недавно, когда организовывали матч ветеранов ЦСКА и "Спартака", они позвонили мне и сказали, что только я должен быть тренером этой команды. Я им уже после игры пожелал успехов на тренерском поприще. Хочу, чтобы они возглавили ведущие российские команды. Хватит уже смотреть на заграницу. Пусть наши ребята заявляют о себе! Так они мне жалуются, что им не доверяют. А и говорю, что надо лезть, лбом прошибать стены. Жизнь такая наступила…
Андрей СИЗЯКИН
Руспаньол
в нашем клубном футболе помимо 2-х кубков уефа еще 2 победы: одна над Барсой в 92-м, вторая над реалом в 98. Thats it))))))))))))))))))) расскажите мне про величие 90-х, и как тот состав срамтага всех рвал)))))
04.11.2012
просто человек 5
Personal 04 Ноября 2012 | 17:32 Вот такие победы запоминают "на века".А о достойных поражениях от той же барсы мечтают только УБОГИЕ!!!!!! Наверное потому, что это ЕДИНСТВЕННАЯ большая победа Цска.
04.11.2012
просто человек 5
Wanix7 04 Ноября 2012 | 14:29 просто человек 5, а ты матчи смотрел?-На нейтральном поле армейцы смотрелись достойно. но им явно не хватало опыта. Это с Барселоной они смотрелись достойно ,а дальше просто посыпались.
04.11.2012
Glebuchev
Великая победа над Великим клубом.
04.11.2012
george64
Геннадий Костылев: "В 1992-м могли разгромить "Барселону" Кройфа" Остапа понесло.
04.11.2012
Memphis050
Теперь праздник устроят в честь победы над Барсой и что она дала эта победа то,так,пшик и всё,что выиграли то,да ничего.
04.11.2012
leksich
команда тогда было сырая, Брюгге их дома возил по полной, одними подкатами забодал, С Глазго их хватило на первые 5 минут там Сергеев не забил дважды, в по хорошему им все должны были грузить от 3 и выше, но вратари Плотников, Гутеев тащили что могли и не могли
04.11.2012
Удельный Манчестер
04 Ноября 2012 | 14:18 На фото очень похож на покойного народного артиста, коренного питерца и ярого болельщика "Зенита" Кирилла Лаврова. Зачем Кирилла Юрьевича обижаете? Никакой он не питерец, он ленинградец, петербуржец наконец. А питерец это слово плебейское какое-то...
04.11.2012
leksich
если кто хочет знать - матч Маосель -ЦСКА был куплен и об этом писал СЭ, УЕФА потребовал от ЦСКА перечислить полученные деньги в детский фонд
04.11.2012
lsnr
а сейчас - можно найти ссылку на видеозапись того матча?.. я помню только голы, которые показали в новостях.
04.11.2012
lenny
1 победа,а сколько радости..себя же и унижаем таким поведением
04.11.2012
trewe2
Сезон 1994/1995 «Текстильщик» Камышин (4 место в чемпионате России 1993) 2-й раунд Кубка УЕФА 18.10 Нант (Франция) — Текстильщик 2:0 01.11 Текстильщик — Нант (Франция) 1:2 Сезон 1995/1996 «Спартак» Москва (чемпион России 1994) 1/4 финала Лиги чемпионов 06.03 Нант (Франция) — Спартак 2:0 20.03 Спартак — Нант (Франция) 2:2
04.11.2012
trewe2
Сезон 1994/1995 «Ротор» Волгоград (2 место в чемпионате России 1993) 1-й раунд Кубка УЕФА 13.09 Ротор Флаг России — Флаг Франции Нант (Франция) 3:2 27.09 Нант (Франция) Флаг Франции — Флаг России Ротор 3:0
04.11.2012
Gyro
Вообще всегда нравилась команда Нант из Франции, ребята очень хорошо играли в Европе, жаль армейцы не сыграли с ними, а другой российский клуб не смог составить конкуренцию.
04.11.2012
Wanix7
просто человек 5, а ты матчи смотрел?-На нейтральном поле армейцы смотрелись достойно. но им явно не хватало опыта.
04.11.2012
просто человек 5
Wanix7 04 Ноября 2012 | 14:15 Глазго и Брюгге тоже подсыпали?
04.11.2012
martys
На фото очень похож на покойного народного артиста, коренного питерца и ярого болельщика "Зенита" Кирилла Лаврова.
04.11.2012
Wanix7
Ребят, ну какие же вы фаны?! - Вы профаны! Уже несколько лет известно, что в матче с Марселем (0-6) армейцы были отравлены (через воду). Но нет же! До сих пор есть "слабослыщащие", которые утверждают, что армейцев "проехали" ))) А до этого 1-1 они как сыграли: просто так?! ))) А мясокомбинатным свиньям и этого не докажешь ;-))) Хотя им бы радоваться победе над Реалом в 91 году, да сопливого возраста хрюшки и этого не знают. Вот и налетели с завистью ) Потому-то идиотизм и рулит в России.... Путинизм-кретинизм пустил у нас крепкие корни...
04.11.2012
Wanix7
shpak6413, аналогично!Ё ) Только мне сначала сообщиди новость, а я не поверил. Решил. что ошибка какая-то...
04.11.2012
kcin
эта запись в хорошем качестве есть на youtube с испанским комментарием. даже, по моему, все 90 минут
04.11.2012
просто человек 5
Gor68 04 Ноября 2012 | 14:00 Нормальные были ребята.Не лучше и не хуже других.И "МЮ" был почти как Спартак сейчас.
04.11.2012
Gor68
просто человек 5 04 Ноября 2012 | 13:56 Согласен. Точно так же, как никто не ждал победы "Динамо" над "Торино" и "Торпедо" над "МЮ". Да и в победу "Спартака" над "Ливерпулем" мало кто верил. Даже насчет тренра соглашусь. А ребята были талантливые, только "в разнос" пошли, как многие тогда.
04.11.2012
просто человек 5
Gor68 04 Ноября 2012 | 12:55 Победы той мало кто ждал,а команда и тренер были средненькие.
04.11.2012
Gor68
SMOuКВ! 04 Ноября 2012 | 13:34 Ну вот, Великим Спартаковским Духом потянуло, пора окошки пошире открывать!:))) Уважаемый, судя по манере общения, ты еще на свет не родился, когда эта игра была! А берешься рассуждать о том, чего в глаза не видел!:)
04.11.2012
Соломон Штуцер
Костылев совсем спился!) Весь матч коней возили, поражение Барселоны из разряда раз в сто лет!))
04.11.2012
george64
Видимо, коням больше вспоминать и нечего. Двадцать лет вспоминают. Да и та Барселона и нынешняя - это две большие разницы. ((
04.11.2012
shpak6413
Я тоже помню:включаю новости на следующий день,чтобы узнать с каким счетом мы проиграли?А там говорят:выиграли3:2.От радости чуть со стула не упал
04.11.2012
PQN
Действовавший победитель-разве есть такое словосочитание?
04.11.2012
Mig-31
Gor68 согласен! Лично знаю Олега Сергеева, так он рассказывал, что зарплату даже не всегда вовремя платили. Клб тогда еще Минобороны принадлежал. В то время с армией вообще беда была...
04.11.2012
Gor68
bruto 04 Ноября 2012 | 12:37 О каком заказе речь? Материал о конкретном матче, только и всего. А тот еврокубковый сезон действительно часто вспоминается. Наши "голые" и "голодные", с зарплатами, за которые нынешние и на тренировку бы не вышли, хорошо потрепали европейских грандов.
04.11.2012
Mig-31
LeToan? 92 год, не так просто было поехать в загранку. Тем не менее в Берлине поддержка была нормальная. Такда даже солдаты из контингента трибуну заполнили.
04.11.2012
Mig-31
Да, звездняк некоторые схватили. Мне кажется,что Костылев для той команды был слишком "мягкий". Да и уезжать начали рано. Файзуллин например...
04.11.2012
Gor68
Команда действительно была классная, и победа великая. Вот только "звезднячок" после нее ребята, помнится, все же поймали. И дисциплинарные санкции какие-то были, как сейчас помню. Возможно, это и не позволило хорошей команде чего-то добиться на российском и международном уровне. Ну и конечно то, что тогда уезжали за границу при первой возможности, и не только в топ-чемпионаты.
04.11.2012
LeToan
alex6111, УЕФА отправив играть домашние матчи в Германию? Болельщики, которые не достаточно болельщики, что бы поддержать и там?
04.11.2012
bruto
Последний чемпионат СССР все таки. Не понятно только почему вспоминают лишь ЦСКА. Какой то заказ на раскрутку бренда? В том же году Спартак дошел до 1/2 КК по ходу дважды обыграв Ливерпуль и Фейеноорд. Торпедо в КУ прошло МЮ (две ничьи 0-0 и по пенальти) и выиграло на своем поле у Реала 3-2 (уступив правда по результатам двух встреч) Не плохо играло и Динамо. Уверенно пройдя Русенборг и Торино, в третьем раунде уступило Бенфике.
04.11.2012
alex6111
Mig-31 04 Ноября 2012 | 12:25 Прекрасно помню тот матч.Плотников действительно творил чудеса!Но в целом ЦСКА в той группе был мальчиками для битья и прежде всего потому,что Костылев не соответствовал уровню Лиги Чемпионов,это особенно было заметно на фоне ушедшего Садырина.
04.11.2012
Шатов
И тренер великий, и команда великая...симпатичная и перспективная-это да, но не более. Корсаков,Машкарин,Файзуллин так и не раскрылись, по-большому счету.Тренерская вина прежде всего.Ничего Костылев не сделал для ЦСКА, кроме одного матча.
04.11.2012
Mig-31
alex6111, опыта игры на таком уровне у команды небыло. Это же вчерашние дублеры играли. Самому старшему там 22 года было...Но зато бились. С марселем конечно провалились, зато с глазго как бились. Плотников чудеса творил!!!
04.11.2012
Gyro
Вот кстати о результате, при всех минусах организации, при 6 гостевых матчах, при том, что пол-команды ушло, армейцы не вылетели из группы, набрав какое-никакое 1 очко, при этом проигрывая, кроме Марселя, с минимальным счетом. И это не 21 век с его деньгами в футболе России
04.11.2012
alex6111
Мифы Древней Греции.Кто не давал этой "блестящей"" команде набрать хотя бы одно очко в групповом турнире не в последнем матче,а чуть-чуть раньше?Или забить хотя бы гол?Или наконец проиграть Марселю не 0:6...
04.11.2012
Старый_лесник
Прекрасно помню ту команду... приятно было смотреть. Жаль, что из той искорки не возгорелось пламя тогда. Зато сейчас армейцы радуют
04.11.2012
Mig-31
Круто! На следующее утро я включил новости, а ведущая и говорит, что Барселона проиграла ЦСКА и не попала в Лигу чемпионов. Я даже не сразу понял о чем она! А когда доменя доперло, чуть до потолка не подпрыгнул! Вот это был праздник!!! Тогда я еще не выпивал в силу возраста, а то бы надрался! А запись я только через месяц доста. Ужасное качество, да еще на испанском языке. Внизу экрана регулярно пробегал человечек и кричал форса барса!!! Смешно было...
04.11.2012
Gyro
Блестящая команда, которая должна была доминировать на заре чемпионатов России. Но как всегда все решили деньги. Ее игроки способны были успешно выступить за сборную СНГ и России, однако вместо этого мы получили позор ЧЕ-92, письмо 14-ти и прочие унижения.
04.11.2012
Silovik
тогда по-моему впервые групповой этап ввели! классно барсу то опрокинули!)))
04.11.2012
Sokratis Larry Teobald Diamantidis-Papanikolau
Сказочник.
04.11.2012
trewe2
Спасибо за интервью. Замечательные воспоминания. Великий тренер.
04.11.2012