В матче с «Наполи» главная надежда — на 16-летнего Ямаля.
Последние несколько лет «Барселона» сильно уступает «Реалу» в финансовых возможностях, отчего трансферные новости про Мбаппе, Холанна и других звучат утопически. Но каталонцы нашли другой способ кольнуть заклятых соперников — чуть ли не каждый сезон в составе «Барсы» появляется невыносимо талантливый молодой футболист, которому предрекают чуть ли не «Золотой мяч».
В уровне молодняка нет никаких сомнений, но последние воспитанники либо не реализовывали потенциал, либо заиграли в других клубах. Сейчас в состав приехала новая порция вундеркиндов, но уже несколько лет они отдают себя полностью не болельщикам, а клубным врачам.
Сейчас, на важнейшем этапе сезона, «Барселона» снова зависит от футболистов, которые недавно запустили взрослую карьеру, — в матче с «Мальоркой» победный гол забил 16-летний Ямаль, а в обороне выжигал 17-летний Кубарси. Вероятно, оба выйдут в основе и на игру Лиги чемпионов с «Наполи». А ведь есть еще Педри, Гави и Бальде, которые тоже с высокой долей вероятности играли бы в старте, но залечивают травмы. В «Барсе» явно чересчур перегружают молодых игроков, и это уже дает ощутимый негативный эффект.
Разберем подробнее ситуацию с каждым футболистом. Несчастную цепочку запустил Ансу Фати, который резво ворвался в ла лигу в 2019-м. Вингер начал играть с первых туров и даже приносил результат — в отсутствие Месси (тоже лечился) воспитанника нарекли наследником Лионеля (а после его ухода отдали культовый десятый номер), хотя они сильно отличались по стилю игры. В дебютном сезоне Фати набрал 8+1 по системе «гол плюс пас» в 33 матчах, что очень сильно для 17-летнего футболиста. Тогда же Ансу пропустил несколько игр из-за болячек, но, как правило, вингер если и выбывал, то на один-два матча.
Кошмар начался в ковидный сезон: в конце ноября 2020-го Фати порвал мениск и выбыл на весь сезон. Существует мнение, что во всех бедах виноват медицинский штаб, но все не так однозначно. Восстановление мениска Фати затянулось из-за воспаления и неудачной операции от стороннего хирурга — в итоге потребовалось четыре операции.
К сезону-2021/22 испанец вернулся и даже забрал десятый номер у Месси, но магическая цифра не придала ему сил: через пару месяцев после возвращения случился рецидив. Ансу на этот раз отказался от операции и выбрал консервативный метод лечения, несмотря на уговоры клуба.
Восстановившись, Фати провел сезон-2022/23 почти без травм и сыграл чуть менее двух тысяч минут, но пропал его главный козырь — скоростной дриблинг. Ансу играл часто, однако приносил не много пользы, поэтому через год его отправили искать себя у Де Дзерби в «Брайтоне». Пока выходит плохо — мешают и травмы, и уровень сопротивления.
Беда в том, что после травм Фати из потенциально неординарного футболиста стал заурядным вингером без изюминки.
Педри ошибочно считают воспитанником Ла Масии, хотя это не так — его выкупили у «Лас-Пальмаса» в 16-летнем возрасте. В момент его прихода в сезоне-2020/21 у «Барсы» были проблемы с центром поля: Пьянич резко превратился в боевого пенсионера под Ближний Восток, Пуч и Аленья не прогрессировали — уровню соответствовали только Де Йонг и Бускетс. А Педри уже в юном возрасте грамотно дирижировал игрой, а выдерживание паузы перед ударом или обостряющей передачей стало его визитной карточкой.
Ошибка Педри в том, что он с ходу показал Куману свою состоятельность. Кажется, первый год ему хорошо бы было отыграть роль зеленого юниора, но хавбек моментально влился в рисунок игры, а из-за отсутствия альтернатив тренер дико его загнал. Из 54 матчей в сезоне Педри пропустил всего две игры, а летом отыграл на Олимпиаде от звонка до звонка (за 16 дней сыграл 559 минут), а затем — за сборную на Евро. Всего 73 матча, что было рекордом того сезона. Конечное состояние Педри идеально передает разошедшийся скриншот с Олимпиады — по его лицу можно было подумать, что он начал играть еще при Кройфе в 1990-х.
«Нормально, что люди считают, что я устал. Я сыграл много игр, но я стараюсь отдыхать, спать после матчей, правильно питаться и слушать диетологов и других специалистов», — отвечал Педри.
Причем «Барселона» была против участия игрока на турнире, понимая, что выжала из него все соки. А с началом нового сезона Педри сразу вылетел из-за мышечной травмы — очевидное следствие физической перенагрузки. Вернувшись после полугодового перерыва, испанец сыграл еще три месяца, пока его не настиг рецидив.
Если череду травм в том сезоне можно было списать на проделки Кумана, то дальше ситуация начала пугать: с начала 2023 года футболист суммарно пропустил более 250 дней. «Барса» считала, что причина кроется в плохом медицинском штабе, который разогнали весной 2022-го, а Педри был уверен, что ему нужно еще больше тягать железо в зале и отказаться от вредной еды. Но, как можно заметить, не помогло.
В недавнем матче с «Атлетиком» полузащитник опять травмировал сухожилие и вылетел на неопределенный срок. Некоторые журналисты нагнетали, сообщая о тяжелой травме, но Хави успокоил народ: «Я уже сказал ему, что это его последняя травма. Все не так серьезно, как казалось. Он обязательно вернется и станет важным игроком. Он не первый, кто с этим столкнулся».
Бальде считали наследником Альбы, и в прошлом сезоне он казался идеальным вариантом для закрытия позиции на ближайшие десять лет. Но в начале сезона Алехандро попал под критику из-за слабой игры в обороне и отсутствия креатива у чужих ворот, а в начале января выбыл до конца сезона из-за травмы бедра. К слову, Бальде изначально претендовал на консервативное лечение болячки, но «Барса», вспомнив историю с Фати, который потерял резкость, убедила его лечь под нож.
С Гави другая ситуация — разрыв крестообразной связки. Это травма, которую невозможно предугадать: ее можно получить в любой ситуации, из-за любой мелочи, поэтому подвергать критике врачей здесь не стоит. С другой стороны, с хавбеком повторялась история Педри: двужильный испанец с 17 лет играл почти без перерывов, даже в очевидно победных матчах Гави не отправляли на скамейку. Не будь «крестов», Гави наверняка рано или поздно вылетел бы из-за мышечного перегруза.
На этом фоне пугающие перспективы у Ямаля и Кубарси: с начала года они тоже играют без перерыва, хотя одному из них 16, другому — 17 лет. Испанские медиа еще подлили масла в огонь — якобы летом их хотят отправить еще на Евро и Олимпиаду. Будет символично, если Ламин и Пау в Париже примут эстафету у уставшего Педри.
Выделять одну причину для всех напастей нельзя. Виноват и медицинский штаб, который, несмотря на множественные перестановки, не справляется с задачами. Всего трое игроков избежали травм в этом сезоне, всего в команде зафиксировано 24 повреждения.
Но есть и претензии к тренерам: у Хави с Куманом большие проблемы с ротацией, из-за чего некоторых игроков доводят до белого каления. Тот же Гвардиола почти каждый тур меняет сочетание стартового состава, иногда выводя из основы звезд и только ради того, чтобы предоставить им отдых или игровое время конкурентам, — четыре золота в АПЛ подряд показывают, что на результатах это не сказывается.
Тот же Райкаард с самого начала твердил о талантливом пареньке по имени Лео Месси, который превзойдет Роналдиньо. Но голландец не выбрасывал аргентинца на поле боя в 17 лет, заставляя его бегать по 90 минут дважды на неделе. Надо понять, что в 15-17 лет организм спортсменов проходит наибольшую трансформацию, формируя конечный вид. Понятно, что ставка на «зеленых» игроков сделана из-за безвыходного положения, в котором оказался клуб, — денег на крутых исполнителей нет, и кризис тянется уже не первый год.
Но если в «Барселоне» рассчитывают раскрыть потенциал своих талантов в долгосрочной перспективе, а не пожинать плоды их первых успехов здесь и сейчас ценой высокого риска травм в будущем, нужно что-то срочно менять, пока не стало поздно.