ЧЕМПИОНАТ ИСПАНИИ. ЛА ЛИГА. 17-й тур
МАДРИДСКАЯ САМООБОРОНА
Ситуация вокруг Антуана Гризманна с каждым днем делает отношения между "Барселоной" и мадридским "Атлетико" все более напряженными. "Матрасники" уверены – каталонцы общаются с футболистом напрямую, у них за спиной, что нарушает положения ФИФА о порядке проведения переговоров.
В пункте 3 статьи 18 Регламента по статусу и переходам игроков отмечается: "Клуб, намеревающийся заключить контракт с профессиональным футболистом, обязан в письменном виде информировать об этом его нынешний клуб еще до вступления в переговоры с этим игроком. Профессиональный футболист вправе заключить соглашение с другим клубом только тогда, когда его договор с нынешним клубом истек или истечет в течение шести месяцев. Любое нарушение данного положения влечет за собой наложение соответствующих санкций".
Уверенность мадридской стороны столь велика, что "атлеты" взялись за самооборону – направили жалобу в ФИФА с просьбой разобраться в ситуации и наказать сине-гранатовых. Для того, чтобы понять, грозит что-нибудь "Барселоне" или нет (например, запретят ли ей снова регистрировать новых игроков), и познакомиться ближе с "делом Гризманна", необходимо вспомнить недавнее прошлое.
ПРЕДАТЕЛЬ ИЛИ НЕТ?
Вопросом, пойдет Гризманн на предательство или нет, в августе в Испании задавались многие. "Атлетико" угодил в неприятную ситуацию, схлопотав запрет на трансферы, поэтому начал спешно продлевать контракты своих звезд, чтобы не растерять по пути весь стратегический запас. Например, один из главных талантов-"матрасников" Сауль Ньигес, чье соглашение и так действовало до 2021 года, все равно подписал новое – сразу до 2026-го.
Гризманн в числе первых поставил подпись под договором, продленным до 2022 года, – как только главный тренер мадридцев Диего Симеоне подтвердил, что остается в команде. За аргентинским специалистом француз был готов идти и в огонь, и в воду. Как и все остальные "матрасники". Впрочем, искушения Антуана на этом не прекратились.
Перед Гризманном лежал разложенный пасьянс из предложений от лучших клубов мира – выбор был богатый. Помимо открытого интереса "МЮ", который весь август закидывал удочки с разной наживкой – то 120 миллионов евро мадридцам, то зарплата в 258 тысяч евро в неделю игроку, имя Гризманна появилось в списке возможных сменщиков Неймара в "Барселоне".
В это верилось слабо – сам футболист не раз говорил, что готов уйти из "Атлетико", но речь чаще всего велась об отъезде заграницу, новом опыте в новой стране. Чем таким могла бы заманить его "Барса", учитывая, что чемпионом Испании Гризманн уже стал, а в финалах Лиги чемпионов за последние годы играл чаще, чем сами каталонцы? Правда, поднять над головой победный кубок ему так и не довелось, оба раза (2014, 2016) его у "атлетов" отнимал "Реал" – возможно, это и был единственный шанс сине-гранатовых.
ОТСТУПНЫЕ: СВОИМ – ДОРОЖЕ
Среди всех претендентов на место бразильского беглеца (Коутинью, Дембеле, Мбаппе) Антуан выглядел, пожалуй, самым выигрышным вариантом: на год старше Неймара, но в сравнении с карнавальным бразильцем игра француза куда более холодная и рассудительная – и оттого более эффективная. К тому же – абсолютная адаптация к испанскому футболу: 10 лет в "Реал Сосьедад" и уже 3,5 года – в "Атлетико".
Гризманн невероятно хорош в нападении. И главное – если бы это действительно произошло, "Барселона" убила бы двух зайцев: получила отличного игрока в линию атаки и вновь превратила бы чемпионат Испании в "турнир двух команд", отцепив "Атлетико" от всех притязаний на трон. Найти быструю и равноценную замену Гризманну было невозможно.
Потому и не хотелось "матрасникам" терять свою главную звезду. Настолько, что в контракте Гризманна, в разделе об отступных, появилась важная деталь: для всего мира опция выкупа договора с французом составляла 100 миллионов евро, а для Испании – и "Барселоны", в частности, – 200. Возможно, именно это стало причиной остывшего интереса каталонцев, которые переключились на Коутинью, попутно купив за 105 миллионов евро Дембеле и оформив самый дорогой трансфер в истории клуба. А может быть Гризманн и сам отказал, сославшись на порядочность, ответственность и чувство долга в трудную для команды минуту. Ведь даже Симеоне, дважды собиравший чемоданы, остался в "Атлетико", что уж говорить о простых смертных.
УЖИН С БАРТОМЕУ И СЛУЧАЙ МЕКСЕСА
Тем не менее, слухи о контактах французского футболиста с "Барсой" продолжали появляться всю осень. В ноябре заговорили о том, что Гризманн обсудил детали контракта с каталонцами, в начале декабря сообщили об успешных переговорах с руководством клуба, а на днях Гильермо Амор, директор "Барселоны" по внутриклубным вопросам, подтвердил, что президент сине-гранатовых Хосеп Бартомеу ужинал с родителями Антуана в ресторане. "В мире футбола невозможно избежать слухов. Гризманн относится к тому разряду футболистов, с которыми мы держим связь, если выпадает такая возможность. Это совершенно естественно. Более того, это наша работа – постоянно держать руку на пульсе и общаться с футболистами", – сказал он. "Атлетам" все это надоело, и они решили действовать.
В Испании (и не только) сразу же вспомнили о похожей ситуации, в которую попали "Рома" и Филипп Мексес. В 2004 году французский защитник подписал контракт с римским клубом, хотя был действующим игроком "Осера", и соглашение его не истекало через полгода. Французы обратились в ФИФА, прошло расследование, и "Роме" выписали штраф на 8 миллионов евро в пользу "Осера", запретив регистрировать новых игроков в течение двух трансферных окон – летнего в 2005 году и зимнего в 2006-м.
Потом, правда, в дело вмешался Спортивный арбитражный суд – он оставил в силе только зимний запрет, разрешив совершать трансферы летом (при условии выплаты дополнительного штрафа в 7 миллионов евро). Сам Мексес получил от ФИФА полуторамесячную дисквалификацию, но новое вмешательство суда отменило и это наказание.
ПОЧЕМУ "БАРСЕ" ВСЕ СОЙДЕТ С РУК?
Впрочем, случаи Мексеса и Гризманна некорректно сравнивать друг с другом. По крайней мере, так считают спортивные юристы, один из которых, Хуан де Дьос, дал комментарий испанскому изданию Marca: "Дело Гризманна" не имеет ничего общего с "делом Мексеса". В ситуации с "Ромой" и "Осером" вмешательство ФИФА объяснялось тем, что трансфер был международным. Если кто и должен разбираться в случае с Гризманном, то не ФИФА, а Королевская испанская футбольная федерация. Это ее забота, потому что речь идет об отношениях между двумя испанскими клубами".
Звучит логично, как и то, что прямо сейчас обвинить в чем-то "Барселону" не представляется возможным. Ужин родителей с Бартомеу? Мало ли, кого и зачем приглашает в ресторан футбольный функционер. Общение с Гризманном? Сине-гранатовые отрицают проведение переговоров с футболистом (ну еще бы), а доказательством их наличия может стать только зимний трансфер француза в "Барсу". Который вряд ли состоится по нескольким причинам:
1. 200 миллионов евро – очень большая сумма. Именно столько будет стоить Гризманн для каталонцев до июля 2018 года, после чего размер его отступных вновь упадет до 100 миллионов. Скорее всего, если вариант с французом и будет рассматриваться всерьез, решение этого вопроса отложат до лета.
2. Интерес к Коутинью. Говорят, трансфер ливерпульского бразильца – личная просьба Лео Месси. Летняя попытка заполучить Коутинью провалилась, и зимой "Барса", по слухам, собирается предпринять новый штурм офиса англичан. Двоих таких дорогих футболистов – за бразильца будут предлагать 120 миллионов евро – сине-гранатовые не потянут.
Все это говорит о том, что санкций от ФИФА в адрес "Барселоны", как бы этого кому-либо ни хотелось, ждать не стоит. Но о "деле Гризманна" мы еще услышим – и не раз. Вопрос только – в каком контексте.