19 апреля 2020, 12:00
Лига чемпионов-1999/2000
1/4 финала. Ответный матч
«Манчестер Юнайтед» — «Реал» — 2:3 (0:1)
Голы: Кин, 21 — в свои ворота (0:1). Рауль, 50 (0:2). Рауль, 52 (0:3). Бекхэм, 64 (1:3). Скоулз, 88 — с пенальти (2:3).
«Манчестер Юнайтед»: ван дер Гоув, Г.Невилл, Стам, Берг (Сульшер, 62), Ирвин (Сильвестр, 46), Бекхэм, Кин, Скоулз, Гиггз, Коул (Шерингем, 62), Йорк.
«Реал»: Касильяс, Мичел Сальгадо, Иван Кампо, Каранка, Роберто Карлос, Макманаман (Жулиу Сезар, 89), Иван Эльгера, Редондо, Савио (Жереми, 65), Рауль, Морьентес (Анелька, 72).
Первый матч — 0:0.
Есть моменты, вызывающие у тех, кто наблюдает их вживую, чистый восторг, а потом навсегда откладывающиеся в памяти. Даже если они не в пользу команды, которую ты в данном конкретном матче поддерживаешь. Финт Редондо — один из таких. Мне повезло, 19 апреля 2000 года я смотрел трансляцию в прямом эфире, болел за «МЮ», поскольку никогда особенно не любил «Реал», но когда аргентинец на 52-й минуте сотворил самое настоящее волшебство, мне оставалось только поднять челюсть с пола и восхититься. И неважно, что гол Рауля похоронил шансы «Юнайтед» на проход в полуфинал — было понятно, что это момент для истории.
«Что у этого парня в бутсах? Магнит?» — памятная фраза Алекса Фергюсона после матча, разлетевшаяся потом по интернету.
Из того матча помнят только этот финт Редондо, и это объяснимо. Со временем в памяти остается только или главное, или какие-то мелкие детали. Но пересматривая сейчас на Youtube обзор, понимаешь, что и сама игра была очень даже ничего. Красивейшие голы Рауля и Бекхэма, который умел классно забивать не только со штрафных. Невероятная игра 18-летнего Касильяса (19 ему исполнилось только в мае), который отбивал все, что только можно было. Молодой Роберто Карлос, утюжащий свою бровку.
«Реал» тогда не считался фаворитом. Мадрид проводил ужасный сезон, в какой-то момент оказавшись даже в нижней половине турнирной таблицы. В ноябре был уволен тренер Джон Тошак, место которого занял Висенте Дель Боске. Как тогда казалось, временно.
В чемпионате страны «Реал» в итоге финишировал пятым, а в Лиге чемпионов еле-еле выбрался в плей-офф, набрав на втором групповом этапе равное количество очков с киевским «Динамо». «Бавария» и вовсе втоптала «сливочных» в газон — 4:2 и 4:1, а Касильяс пропускал все, что только летело в створ. Нулевая ничья в Мадриде в первом четвертьфинале тоже не предвещала ничего хорошего. Однако закончилось все победой в парижском финале над «Валенсией» — 3:0 с памятным голом Макманамана, и девятым Кубком чемпионов.
Редондо признали самым ценным игроком той Лиги чемпионов, а позже УЕФА назвал его футболистом года. Правда, летом пришедший к власти в «Реале» Флорентино Перес продал его в «Милан» — аргентинец, всегда поступавший так, как считал правильным, выражал недовольство методами работы нового президента. Кроме того, Пересу нужно было найти деньги на трансфер Луиша Фигу из «Барселоны».
Жаль, потому что Редондо — наверное, самый недооцененный игрок второй половины 1990-х и один из самых недооцененных в мировом футболе за последние 30 лет. Он должен был стать такой же легендой, как Андреа Пирло или Хави, но не сложилось. Возможно, все было бы иначе, будь 20 лет назад так же, как сейчас, развиты интернет, медиа и соцсети. Возможно, Редондо не хватило больших побед со сборной, но на ЧМ-1994 Аргентину подкосила дисквалификация Диего Марадоны, а на ЧМ-1998 он не поехал из-за конфликта с главным тренером Даниэлем Пассареллой. Возможно, помешали травмы: из шести сезонов в Мадриде аргентинец только в трех сыграл в чемпионате 30 и более матчей.
«Элегантный, умный и тактически совершенный», — сказал о нем Фабио Капелло, возглавлявший «Реал» в сезоне-1996/97.
«Настоящий лидер. Он олицетворял стиль игры «Реала», — это уже слова Дель Боске.
«Лучший на своей позиции. Изумительная техника владения мячом. Он всегда знал, когда нужно замедлить игру, а когда ускорить. И очень дисциплинированный», — так отзывался о Редондо его партнер по «Реалу» Иван Саморано.
Идеальный «пятый номер» — так в Аргентине с 1940-х называют полузащитника, играющего перед обороной и начинающего атаки, связывая тем самым амплуа и номер на футболке.
«Я играю на этой позиции, потому что она самая лучшая. Все, что происходит на поле, проходит через меня. Если бы Иисус был футболистом, он был бы «пятеркой», — сказал однажды сам Редондо.
Впрочем, обороняться он тоже умел великолепно. В Испании его даже прозвали «худшим кошмаром» Ривалдо, потому что в каждом класико Редондо выключал бразильца из игры.
Жаль, что Фернандо не стал легендой. Но он сотворил шедевр.