Лига чемпионов. Статьи

5 декабря 2017, 14:00

"Не обоср…ся!" Вратарь "Ротора" вспоминает легендарный матч против "МЮ"

Александр Кружков
Обозреватель

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 6-й тур. Группа А.
Сегодня "МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД" – ЦСКА. 22.45 (мск)

Сегодня ЦСКА проведет решающий матч с "Манчестер Юнайтед" в Лиге чемпионов. А осенью 1995-го "Ротор" сенсационно выбил команду Алекса Фергюсона из Кубка УЕФА. Одним из героев встречи на "Олд Траффорд" (2:2), когда один из голов англичан забил вратарь Петер Шмайхель, стал голкипер волгоградского клуба Андрей Саморуков.
Андрей САМОРУКОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Андрей САМОРУКОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ПРОКОПЕНКО

– Александр Шмарко вспоминал годы спустя: "Когда в Волгограде сыграли 0:0, думали, загрузят нам в ответном матче пять мячей, и поедем домой…". Вы отправлялись в Манчестер с такими же мыслями?

– Ну что вы! Никакой паники. Мне не страшно было, а интересно. Не каждый день на "Олд Траффорд" играешь. Да и у ребят робости не заметил. Когда в раздевалке бутсы шнуровали, руки точно ни у кого не тряслись.

– Владимир Горюнов рассказывал, как Прокопенко разрядил обстановку за пару минут до стартового свистка: "Что главное в танке?". Парни глаза вытаращили. Он через паузу: "Не обоср…ся!". И хохот. Мандража как не бывало".

– История легендарная. Только случилось это не перед игрой.

А когда же?

– В перерыве. Помню, как сидели в раздевалке. Состояние ошалелое, ведем 2:0 – Нидергаус и Веретенников забили шикарные голы. А Прокопенко всегда тонко чувствовал футболистов. Когда натянуть вожжи, когда – отпустить. В тот момент решил не грузить нас тактическими премудростями. Ввернул про танк, снял напряжение. Мы посмеялись, отдышались – и пошли. Так что на второй тайм установки не было. Да она и не требовалась. Каждый игрок "Ротора" знал, что нужно делать на поле.

– Это и помогло одолеть "МЮ"?

– Разумеется. А еще – сплоченность, взаимовыручка, самоотдача. Команда была великолепно готова физически. Все бежали назад, пахали в обороне, успевали страховать друг друга, выгрызали мячи в подкатах. Хватало силенок и на атаку. Матч сохранился на видео, как-то пересматривал.

– Ну и?

– По движению мы точно ни в чем не уступили. По бойцовским качествам – тем более. Плюс немецкий арбитр хорошо отсудил. Давал играть, не поддушивал. Хотя в таких матчах рефери нередко симпатизируют топ-клубам.

– В первом тайме вы ошиблись на выходе…

– Было дело. Эпизод до сих пор перед глазами. Бекхэм навешивает с фланга в район 11-метровой отметки. Думаю – идти на перехват или нет? Все-таки выскакиваю из ворот – и опаздываю на долю секунды. Коул бьет головой. Спасибо Сашке Беркетову, с "ленточки" вынес мяч. Это ключевой момент. Счет-то был 0:0. Если бы пропустили – еще неизвестно, чем бы все закончилось.

– После такого ляпа можно занервничать.

– А я, наоборот, встряхнулся. Успокоился. В дальнейшем действовал без ошибок, вытащил несколько сложных мячей. Тяжелее всего пришлось при "стандартах". Это у нас гаркнешь в штрафной: "Я!" – и футболисты расступаются. А в Англии идут до конца, с вратарем никто не церемонится. Могут и подтолкнуть, и локтем засадить, и за майку дернуть. Слава богу, арбитр не оставлял фолы без внимания.

Петер ШМАЙХЕЛЬ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Петер ШМАЙХЕЛЬ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ШМАЙХЕЛЬ

– Как же от Шмайхеля на 89-й умудрились пропустить?

– В концовке он дважды прибегал на угловой. Сначала мы столкнулись в борьбе за мяч. Когда в тебя врезается человек ростом два метра и весом под сто пятьдесят кило, ощущения не из приятных. В следующий раз на подачу я уже не рискнул выходить. Пускай, думаю, защитники с ним разбираются.

– А они за датским амбалом не углядели.

– Пробил-то головой он несильно. Я бы среагировал, если бы не рикошет от Беркетова. Мяч чиркнул по волосам Сашки, изменил направление и нырнул в угол.

– Досадно.

– Первый гол тоже получился нелепым и обидным. Мощный удар Коула с угла вратарской я отразил. А защитник, вместо того чтобы накрыть Скоулза, зачем-то побежал страховать ворота. В итоге хавбек "МЮ" остался в одиночестве и спокойно катнул мяч в сетку.

– О чем думали при счете 2:2?

– Когда же, наконец, судья свистнет?! Добавил минут пять. А мне казалось, играли еще полчаса. Время тянулось медленно-медленно. Хозяева рванули на последний штурм, мы всей командой держали оборону… Выстояли!

– Кто из "МЮ" особенно впечатлил?

– Шмайхель. Не только из-за гола. Он здорово справлялся со своей основной работой, не раз выручал. Отмечу и Гиггза. Мяч, словно приклеен к ногам. Постоянно выдавал обостряющие передачи, бил по воротам с любой дистанции. Ох, и намучались с ним защитники!

– А с Бекхэмом?

– Вот он, кроме навесов с фланга, тогда ничем не запомнился. Даже штрафные в исполнении Гиггза получались гораздо опаснее.

– Как отпраздновали успех?

– В самолете выпили шампанское. Прокопенко разрешил. Он в этом смысле был демократичным. Рассказать историю?

– Конечно.

– В следующем раунде встречались с "Бордо". Прилетели во Францию накануне матча. Заселились в отель, пришли на обед и обомлели. На каждом столике – графин с вином. Кто посмелее, плеснул чуть-чуть красного. Тут крик одного из помощников Прокопенко: "Не прикасаться! Это провокация!". А Виктор Евгеньевич махнул рукой: "Можно. По бокальчику…".

Игорь АКИНФЕЕВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Игорь АКИНФЕЕВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

АКИНФЕЕВ

– У ЦСКА есть шанс повторить подвиг "Ротора" на "Олд Траффорд"?

– Почему нет? Правда, ничья выведет армейцев в плей-офф лишь в случае победы "Бенфики" дома над "Базелем". Думаю, и то, и другое вполне реально.

– Без Вернблума, Щенникова, Натхо?

– Зато Акинфеев на месте! В этом матче многое зависит от него. Конечно, у москвичей серьезные кадровые проблемы. Но я оптимист. Верю в бойцовский дух ребят и мастерство вратаря. Желаю Игорю отыграть на ноль.

– Вы же долго тренировали голкиперов в школе ЦСКА?

– Двенадцать лет. В прошлом году контракт закончился. Продлить не предложили.

– Почему?

Не хочется говорить на эту тему. Решение руководства. Что ж, насильно мил не будешь… Теперь отвечаю за подготовку вратарей в "Локомотиве-2". Работа нравится, меня все устраивает.