Лига чемпионов. Статьи

3 ноября 2016, 14:00

Никто не виноват. Что делать? О кризисе ЦСКА

Филипп ПАПЕНКОВ
Корреспондент

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 4-й тур. Группа E. МОНАКО – ЦСКА – 3:0

В среду армейцы проиграли в Монако по всем статьям – 0:3. Спад команды принимает угрожающие масштабы.

ДАЖЕ ВЕРНБЛУМ "ПОПЛЫЛ"

"Это "похороны", – фраза подвыпившего фаната "Спартака", точно предсказавшего счет в дерби еще до его начала, уже стала крылатой.

Аргументы болельщик привел тогда железные: залечили травмы Промес и Глушаков.

В первом тайме матча с "Монако" "похороны" красно-синих случились повторно. На этот раз приговор в действие привел Фалькао, который тоже только недавно вернулся в строй.

Вторая половина встречи напоминала уже "поминки"... Усталый ЦСКА и унылый Леонид Слуцкий ждали финального свистка, чтобы поскорее закончить этот позор.

Одна зыбкая натужная победа над "Уфой" в девяти (!) последних матчах – это не просто спад. Это коллапс. Причем объяснимый.

Всем ведь все понятно. Причины на поверхности:

1) Главный тренер пережил со сборной страшный Euro, и бесследно это пройти не могло.

2) ЦСКА достраивал стадион на фоне финансовых проблем, и потому в трансферные окна было не до покупок.

3) На команду обрушился шквал травм, а добило ее отстранение от футбола Романа Еременко.

Но не опускать же теперь руки!

Однако встреча с "Монако" оставила именно такие впечатления. Армейцы словно с первых секунд понимали: они обречены.

То же отчаяние Акинфеева. Те же вопиющие ошибки в обороне. Та же беззубость в атаке. Даже вечно пылающий эмоциями Вернблум выглядел вялым и потухшим, легко пропускал соперников через свои опорные владения. И это уже крайняя стадия болезни.

Понтус ВЕРНБЛУМ против Радамеля ФАЛЬКАО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Понтус ВЕРНБЛУМ против Радамеля ФАЛЬКАО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ОТ УЭЛЬСА ДО МОНАКО

Слуцкий за последние полгода очень изменился.

Кризисы в ЦСКА случались ведь и раньше. Но игровые. И тренер решал их с задором и интересом.

Сейчас на лице Слуцкого на каждой пресс-конференции словно написано: "Отстаньте уже от меня".

Интересно ли ему работать? Без сомнения. Но огонька нет.

И здесь, я уверен, главная причина не в результативности Траоре.

Не в серии Акинфеева.

Не в том, что некого выпустить на замену, а на скамейке сидит юный Чалов, который за несколько часов до матча основы отыграл 90 минут за дубль, сделав покер.

Причина – в опыте со сборной России.

Слуцкий по природе своей перфекционист. Он успел привыкнуть к успехам: три чемпионства с ЦСКА, триумфальный выход с национальной командой на чемпионат Европы...

Он искренне верил, что во Франции все получится. Что коллектив ему подконтролен. Но быстро разочаровался. Еще до старта турнира, когда понял: его методы не работают. Хрустальный образ команды-красавицы, выстроенный в его голове, рассыпался на мелкие осколки.

А матч с Уэльсом, в котором Слуцкий при выборе состава и тактики запутал сам себя, стал последней каплей.

Все, что было после – следствие. Слуцкий оказался в шоке. Чтобы хотя бы как-то отвлечься от дум, тут же вернулся в расположение ЦСКА, хотя игроки ушли в отпуск. Пусть тренер и утверждает, что внешнее давление на него не влияет, но рассказы про "мы г...о" и "нефутбольную страну" доказывают обратное. Слуцкий, похоже, обозлился. На футболистов, которые не оправдали его надежд. На болельщиков, которые устроили травлю, в одно мгновение забыв все хорошее.

13-я минута. Реакция Игоря АКИНФЕЕВА и других армейцев на первый пропущенный гол. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
13-я минута. Реакция Игоря АКИНФЕЕВА и других армейцев на первый пропущенный гол. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ДОТЯНУТЬ ДО ЗИМЫ

Кадровые беды ЦСКА только усугубили состояние тренера. Мне за осень несколько раз довелось побывать на тренировках в Ватутинках. И с каждым следующим визитом Слуцкий становился все более и более закрытым и немногословным. Все жестче общался с командой.

Морозным утром за несколько дней до дерби со "Спартаком" картина показалась совсем уже печальной: с прессой тренер говорить вообще не стал, а действия игроков комментировал как никогда агрессивно.

– Когда команда не готова – тренер виноват. Я не смог найти оптимальные слова, подготовить как следует. Я беру вину на себя. Персональные вопросы только к себе, – сразу после матча с "Монако" Слуцкий говорил как отчаявшийся человек.

И логично, что это состояние передается команде. Внутренний негатив невозможно скрывать вечно.

Но здесь важно еще раз напомнить: дело не только в Слуцком. Его разочарование – это лишь одна из системных ошибок, которая к тому же могла бы улетучиться после Euro сама собой, не будь у ЦСКА столько других проблем.

Команда потеряла Дзагоева, набравшего великолепную форму.

Тут же лишилась Еременко. Да еще при таких обстоятельствах, что дополнительно нервирует всех в коллективе.

По большому счету провальной оказалась ставка на Ионова и Траоре. Очевидно, что ЦСКА жизненно необходим бегунок вроде Мусы. Но найти такого летом не удалось.

Как по мне, поддаться сейчас нарастающей волне критики в адрес Слуцкого стало бы предательством со стороны руководителей ЦСКА. Впрочем, этого, уверен, не случится.

Нужно еще немного потерпеть. До зимнего перерыва армейцам осталось провести семь матчей. Пять из них дома. Еще по одному в Туле и на "Уэмбли". А потом будет отдых, столь необходимый главному тренеру, игрокам и всему клубу.

Перезагрузка в той или иной степени красно-синим в любом случае необходима. И на извечный русский вопрос остается только сакраментальный ответ творцов-художников: "искать новые формы".

234