Матчи «Зенита» и «Краснодара» порождали полярные эмоции. Глядя на то, как не только отчаянно рубятся, а разумно и гордо играют в футбол обескровленные «быки» в Ренне, хотелось нестись по бровке со Смольниковым, бросаться под мяч с Сорокиным, выгрызать верх с Бергом, тонко пасовать с Олссоном. И, конечно, мужественно бросаться в ноги чужим нападающим и тащить мячи из-под перекладины с Сафоновым.
Краснодарские новички Лиги чемпионов вовлекали тебя в свою маленькую жизнь, от которой невозможно было оторваться. И даже ошибки того или иного игрока не позволяли набрасываться на них у телеэкрана с руганью. Поскольку ты понимал, что люди — без единого исключения — действуют на пределе, а иной раз и за пределом сил. Все эти 90 минут они преодолевали себя, учились жить в ЛЧ и не бояться ее, а получать удовольствие не только от гимна, но и от этой «войны минус убийства», как охарактеризовал серьезный спорт Джордж Оруэлл.
Большинство этих парней по отдельности — и все как команда впервые оказались на такой войне и с такой страстью отдались ей, что не заслуживали поражения в первом бою. И не проиграли.
А двумя часами ранее на поле «Газпром Арены» вышли, как когда-то выразился о своих армейских футболистах их главный тренер Валерий Газзаев, «академики с тросточками». Вот только на каком основании эти ребята вообразили себя академиками? Они что, выиграли Кубок УЕФА, как газзаевский ЦСКА в 2005-м, уже после чего и прозвучал этот эффектный образ? Или победили в том же еврокубке, а затем и обыграли «МЮ» в Суперкубке, как «Зенит» тремя годами позже?
Нет, эти футболисты ничего, кроме чемпионата России, не выигрывали. Как побеждать в еврокубках, им мог бы популярно объяснить «ветеран Отечественной войны 1812 года» Юрий Жирков, но 37-летний автор золотого гола в Кубке УЕФА-2005 (который, вероятно, «академиков с тросточками» слышал от Газзаева собственными ушами) даже до заявки на матч с «Брюгге» не добрался. И это выглядело печальным символом: Жирков даже с отваливающимися на ходу ногами боролся бы самоотверженнее, чем «Зенит» в первом тайме.
С «Краснодаром» хотелось быть прямо на поле, экран с «Зенитом» — выключить. По крайней мере, в первом тайме. И в концовке второго.
Питерцы в первом тайме долгожданного всеми болельщиками, но, видимо, не самой командой турнира, были беспомощны и пусты. Во втором, опомнившись, вроде бы стали агрессивны, мотивированы и адекватны к соревнованию, в которое попали. Но именно в этом тайме команда Сергея Семака на парадоксе и проиграла. Это произошло в наказание за отвратительный, вычеркнутый из жизни первый тайм. На своем поле, перед не таким уж малым количеством собственных болельщиков, к которым таким футболом проявили неуважение.
Но какие бы ни были отличные моменты у питерцев после перерыва, проигрыш дома заведомому (как кто-то почему-то решил, и хуже всего — сами зенитовцы) аутсайдеру группы — это недопустимо. Тем более, при трех отсутствовавших из-за ковида основных игроках «Брюгге» во главе с основным вратарем Миньоле. То есть бельгийцы взяли три очка в Санкт-Петербурге, еще и далеко не оптимальным составом!
У «Зенита» из важных для команды футболистов тоже не было ряда людей — Малкома, Дугласа Сантоса и Жиркова. Но, если хозяева вообще на что-то претендуют, они даже заикаться о подобном оправдании не могут. Ведь «Брюгге», как правильно заметил на пресс-конференции его главный тренер, не могут покупать футболистов за 40 миллионов евро, в связи с чем занимаются развитием уже существующих. И, как мы видим, не без успеха.
В первом тайме на поле было просто больно смотреть. Хотя нет — эта боль возникала, когда мяч оказывался у «Зенита». Бельгийцы-то распоряжались им умно, показывали четкую организацию, знали, когда и куда пасовать. Они подготовились к простому футболу сине-бело-голубых, разложили его на молекулы. И это смотрелось убедительно на фоне абсолютного зенитовского непонимания, как вообще играть. И не проглядывавшегося особого желания это делать. И то, и другое — обескураживало.
Но почему это должно удивлять, вспоминая то безобразие, которое происходило в матчах «Локомотив» (Тбилиси) — «Динамо» и «Ростов» — «Маккаби»? Все логично. Таков наш нынешний чемпионат, его уровень и накал по сравнению с Европой, несмотря на вроде бы высокую конкуренцию, которая в последнее время все больше напоминает гонку муравьев за то, чтобы бросить вызов слону. Таков его лидер и двукратный чемпион двух подряд сезонов, по сравнению с предыдущей Лигой не показывающий в общем-то ничего нового.
А ведь те же динамовцы еще под руководством уже уволенного Кирилла Новикова вполне заслуженно обыгрывали «Зенит», и гости из Питера, столкнувшись с не самым, видимо, ожидаемым ими сопротивлением, толком ничего не смогли придумать. Член наблюдательного совета бело-голубых Сергей Степашин тогда сказал, что через два года это «Динамо» станет чемпионом. Спустя месяц в этом клубе уволили главного тренера. Русский футбол...
Все тактические объяснения неудачи — мол, Семак ждал от соперника игры в три центральных защитника, но прогадал — отчасти, может, и справедливы, но менее чем наполовину. Потому что футбол — не голая математика, а противостояние живых людей. И если бы с тем абстрактным уровнем мастерства, которое есть у игроков «Зенита», он вышел на эту встречу с эмоциями «Краснодара», то победил бы. И уж точно не позволил бы сопернику забить два мяча из вратарской.
Мог ли «Зенит» не проиграть? Конечно, мог. И Дриусси должен был забивать, и Дзюба, и Караваев. Но они не забили. Отвыкли от того, что из моментов в РПЛ надо выжимать максимум. За редким исключением, не забили сейчас — забьют чуть позже. Как с «Уфой» (шесть голов), «Тамбовом» (четыре), «Арсеналом» и «Сочи» (по три).
Хорошо еще Деян Ловрен в какой-то момент взбесился, пошел вперед — и сначала отдал отличный пас на Дзюбу, а потом сам вдруг решил «плюнуть» метров с 30.
Дальше последовал отрезок, когда можно и нужно было забивать, и выигрывать. «Зенит» наконец-то завелся, «Брюгге» просел и подрастерялся. Но этого не произошло, свои моменты хозяева разбазарили, и к концу матча этот порыв угас. А на голом классе эта команда в Европе, оказывается, играть не способна. И в добавленное время она позволила вкатить себе мяч фактически с линии ворот.
Для всей группы обороны такой гол — позор. Это мяч уровня ЛФЛ. Ее, оборону, просто раздели.
А вы возмущаетесь 1:1 сборной России с Турцией и 0:0 с Венгрией. Это было еще не так плохо. Кроме того, в Лиге наций перед двумя заключительными турами мы лидируем. В Лиге чемпионов же зенитовцы проиграли самый «сладкий» из всех возможных матчей. А еще одна плохая новость для клуба из Питера, помимо собственного поражения, — победа «Лацио» над «Боруссией». Дортмунд свое дальше доберет, вы за него не беспокойтесь. А вот то, что у «Лацио» и «Брюгге» уже на три очка больше, чем у «Зенита» — это, конечно, еще не приговор, но крайне скверное начало.
Вы наверняка собьете мой пафос вопросом: а почему тогда «Краснодар», клуб из того же чемпионата, смотрелся совсем иначе? Почему без лучшего игрока Кабеллы, без самого быстрого и индивидуально сильного вингера Вандерсона, без классного футболиста группы атаки Классона, без капитана Мартыновича, наконец, без главного тренера Мусаева, с вынужденно сдвоенными флангами, где вышли по два крайних защитника, пропустив на выезде первыми, в дебютном матче в своей истории участия в Лиге чемпионов — они сравняли счет и не проиграли?
В поисках ответа на этот вопрос я вспомнил тезис Леонида Слуцкого, узнавшего в Англии, что к чемпионату России там никто из селекционеров и топ-менеджеров всерьез не относится. Поэтому даже абсолютно заслуживающих повышения в классе игроков вроде Мариу Фернандеса в АПЛ не зовут. А, например, Хави Грасию, напрочь завалившего работу в «Рубине», пригласили в «Уотфорд». Время игрока или тренера в России для британцев просто не имеет никакого значения — вроде времени в Турции, Китае или Эмиратах.
Это можно спроецировать и на команды. То, что «Зенит» — чемпион и лидер, а «Краснодар» — бронзовый призер, сейчас плетется ближе к середине таблицы, с выступлениями в еврокубках связано мало. РПЛ — это вещь в себе, в которой решающую роль играют множество разных факторов, которые внутри и остаются, оседая в осадок при выходе на европейский подиум.
И «Краснодар» после первого в истории выхода в ЛЧ так, что называется, звенел, что и ожидался от его футбола какой-то гораздо более свежий ветер, чем от зенитовского. Но все же не думалось, что в Питере будет такое безжизненное безветрие.
При этом мне кажутся явным перебором появившиеся уже требования об отставке Семака. Во-первых, Лига чемпионов только началась, а для каких-то выводов надо дождаться окончания группового турнира. Во-вторых, вы уже настолько воспринимаете как должное его победы в чемпионате, что напрочь забыли о трех подряд невыходах в ЛЧ (не говоря уже о золоте) до того — при позднем Виллаш-Боаше, Луческу и Манчини.
Согласен с тем, что отсутствие прогресса у «Зенита» в Европе от сезона к сезону сильно настораживает. Но никогда нельзя рубить сплеча на основании одного матча. А кроме того, надо бы вспомнить о нескрываемом недовольстве главного тренера как невзятием в команду Александра Кокорина, так и общими результатами летнего трансферного окна.
Кокорин, правда, пока ничего не показывает в «Спартаке», а на фоне появления Ловрена и Вендела (совсем, кстати, не растворившегося против «Брюгге»), возвращения Кузяева, прихода из аренд Мостового и Кругового, да и вообще не сравнимой ни с кем в России зенитовской обоймы многие усмехнутся: «С жиру бесится». Но какие у клуба возможности — такие и у тренера пожелания. И если их выполнение этим возможностям не соответствует, любой тренер будет хотеть большего.
Мусаева же сейчас все заслуженно хвалят, хотя он во Францию сам из-за болезни и не полетел. Но со своим штабом сработал умно и отрепетировал «антиренновскую» схему со сдвоенными флангами еще в последнем туре против «Рубина». Потому и чувствовали себя Рамирес и Смольников естественно в непривычных ролях крайних полузащитников, да и вообще игра краснодарцев почти весь матч выглядела гармонично и продуманно.
При этом «быки» играли во многом в нехарактерный для себя футбол с длинными диагоналями и продольными передачами по флангам, которого потребовали от него ЛЧ и собственный состав. Команда четко знала, чего хочет, и ни на секунду не «поплыла». Умение перестраиваться, которое ранее за ней особо замечено не было, — важнейшее свойство зрелого коллектива, и оно к «Краснодару» приходит.
В Ренне при всем уважении к игре «быков», при безусловном восхищении Матвеем Сафоновым все-таки главным персональным, эстетическим впечатлением стал Эдуарду Камавинга.
Этому мальчику всего 17 лет, а он уже на поле доминирует и умеет все. Помню, в середине 90-х игроки волгоградского «Ротора» вышли в Кубке УЕФА против «Бордо» (тоже, кстати, французского клуба) с молодым, но уже вполне зрелым, 23-летним Зинедином Зиданом. И вот у них после матча осталось схожее ошеломляющее впечатление.
Уже с нетерпением жду, что с Камавингой, с которым по пластике движений даже сравнить кого-то сложно, будет дальше.
А о Сафонове ищешь, но боишься использовать громкие эпитеты — лишь бы, что называется, не спугнуть. У нас растет очень большой вратарь. Жду его в основе сборной на Евро. Если, даст бог, он будет здоров — Игорь Акинфеев может спать спокойно и смотреть турнир по телевизору. Ни на секунду не сомневаюсь, что Станислав Черчесов все это прекрасно понимает и просто не хочет торопить события. А матчи Лиги чемпионов — тот самый неоценимый и незаменимый опыт, который позволит ему выйти на игры чемпионата Европы без страха и сомнений в себе.